Его первый сезон, инициированный Фондом Николая Каретникова, был посвящен духовной музыке композиторов из бывшего СССР. Тема нынешнего - «От модерна к первому авангарду». В центре внимания окажется тот период русского искусства, где впервые обнаружился выход композиторов в «новую сакральность». С идейными и эстетическими проявлениями этого процесса публику Концертного зала имени Чайковского познакомят три программы (25 февраля, 7 апреля и 27 июня).
В первый вечер можно будет услышать редко звучащие хоровые сочинения в исполнении дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica. В программе — опусы Гречанинова и Чюрлениса, обратившихся к западно-европейской религиозной традиции, опусы Ляпунова и Шимановского с использованием канонов православного богослужения, а также один из поздних шедевров Стравинского Месса для хора и двойного квинтета духовых. В этот вечер состоятся премьеры двух сочинений Артура Лурье: московской станет исполнение симфонической кантаты «В кумирню золотого сна» на стихи Блока, российской - мотета для смешанного хора и квинтета медных духовых на слова Фомы Аквинского De Ordinatio Angelorum.
В двух других концертах цикла примут участие вокальный ансамбль Intrada Екатерины Антоненко, Хоровая капелла имени Юрлова, Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Федора Леднева. В числе авторов, чьи произведения прозвучат, - Скрябин, Черепнин, Гречанинов, Штейнберг, Обухов.
В параллель проекту 31 января в Камерном зале Московской филармонии открылся абонемент «Лаборатория Musica sacra nova». В него вошли четыре экспериментальные программы, знакомящие с «новой священной музыкой», как отечественной, так и зарубежной. В трех прозвучат малоизвестные и редко исполняемые камерные сочинения XX–XXI столетий, в четвертой - западная и восточная духовная хоровая музыка a cappella десяти веков. Концерты будут проходить раз в месяц. В стартовом под названием «Опыты неисполненной музыки» прозвучала российская премьера первой редакции «Красного Евангелия» Ивана Вышнеградского для бас-баритона и фортепиано. Остальные опусы - «Молитва» Уствольской, «Псалом» Пярта, «Антифоны» Слонимского, «Издалека» Саариахо, «Радуйся!» Губайдулиной звучат на концертной эстраде. А потому название «Опыты неисполненной музыки», вероятно, следует трактовать не прямолинейно. В концертах абонемента примут участие Московский ансамбль современной музыки, Студия новой музыки, Île Thélème Ensemble и недавно созданный вокальный ансамбль Terminus.
Поделиться: