Существенная деталь: будучи вполне автономным и самостоятельным начинанием, конкурс является частью программы Международного фестиваля «Музыкальное приношение Иоганну Себастьяну Баху», проходящего под эгидой Российской академии музыки им. Гнесиных. Инициатором создания и фестиваля (состоявшегося уже в четвертый раз), и конкурса стал известный органист, педагог и просветитель, заведующий кафедрой органа и клавесина РАМ, профессор Александр Фисейский. Он и возглавил жюри конкурса в Видном, в состав которого вошли и другие признанные специалисты в этой области: Галина Семенова, преподаватель Академического музыкального училища при Московской консерватории, и Юрий Семенов, доцент Санкт-Петербургской консерватории.
Прослушивания были организованы в МАУДО «Детская школа искусств г. Видное». Ее преподаватель по классу органа Наталья Летюк (она же исполнительный директор конкурса) вошла в жюри от принимающей стороны. По окончании Гнесинки она совмещает педагогическую деятельность с концертной, и сама является участницей международных фестивалей органной музыки и мастер-классов ведущих органистов мира.
Что было? что будет!
Баховский конкурс в Видном задуман для юных органистов от 10 до 21 года и проходит в пяти возрастных категориях. Для трех младших групп (учащиеся ДМШ и ДШИ), а также для особой IV группы, в которую вошли выпускники ДМШ и ДШИ 16–21 года, не продолжившие учиться музыке, то есть любители, был предусмотрен один соревновательный тур. Состязания в старшей V группе (студенты колледжей) проходили в два тура.
Во всех пяти группах для лауреатов были предусмотрены дипломы I–III степеней (первое место не делится), а для абсолютного победителя конкурса, в случае его выявления, – Гран-при. Какие-либо ограничения в отношении распространенной конкурсной коллизии «ученик члена жюри» в условиях не оговорены, зато установлены специальные дипломы для преподавателей за подготовку лауреатов.
Основу конкурсного репертуара во всех возрастных номинациях составила музыка Баха, но, безусловно, звучали и опусы современников и последователей Иоганна Себастьяна, а также сочинения композиторов ХХ–ХХI веков.
Профессия органиста остается штучной, в буквальном смысле передаваясь из рук в руки, поэтому 23 конкурсанта – показатель хороший, тем более для первого раза. И пусть не назовешь пока широкой его географию – это Москва, Санкт-Петербург, Киров, Королев и, конечно, Видное, однако прибытие сразу двух соискателей из Киева заставило говорить о международном статусе.
Финансирование конкурса осуществлялось из бюджета Ленинского муниципального района Московской области, а также за счет вступительных взносов и средств от платной образовательной деятельности ДШИ г. Видное. Глава муниципального района Олег Хромов выступил с приветственным словом на открытии конкурса, по итогам конкурсных прослушиваний его именным призом был награжден 16-летний ученик Н.В. Летюк Антон Иванов (диплом II степени).
Конкурсные прослушивания длились два дня, по завершении которых состоялась церемония награждения победителей и гала-концерт лауреатов. Некоторые из них получили приглашение А.В. Фисейского принять участие в концерте ко Дню юного органиста в РАМ им. Гнесиных в рамках фестиваля «Музыкальное приношение И.С. Баху», и это, может быть, стало самым дорогим призом. Всем участникам были вручены памятные медали, особо отличившимся – кубки.
Дипломом за лучшее исполнение произведения И.С. Баха была награждена Надежда Востокова (18 лет, Музыкальный колледж им. Гнесиных). Приз за лучшее исполнение произведения композитора ХХ века получила Евгения Моисеева (ДМШ им. Д.Д. Шостаковича, Москва).
Лауреатами I степени в своих группах стали: Андрей Стремедловский (10 лет, ДШИ, Королев), Мария Кириллова (13 лет, ЦТР и МЭО «Радость», Москва), Сергей Павлов (14 лет, ДШИ им. М.А. Балакирева, Москва), Всеволод Балыбердин (19 лет, ЦТР и МЭО «Радость», Москва), Эльнора Гросс (21 год, Музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург).
Многие конкурсы зачастую не могут предъявить жюри претендентов, адекватных уровню Гран-при. Но в Видном таковой обнаружился – им безоговорочно стал Иван Царев, 19-летний студент училища при Московской консерватории (класс Г.В. Семеновой). Возьмем их имена на заметку – не исключено, что это будущие Гродберги, Фисейские, Паршины, Оксентян и Шишхановы своего времени.
— Конечно, хотелось бы сделать конкурс ежегодным, чтобы соответствовать графику баховского фестиваля, в который мы вошли в этом году, – резюмировала директор школы Лариса Александровна Похвалиева. – И база, и человеческие ресурсы, и достойный опыт проведения первого конкурса – все для этого имеется, но тут многое будет зависеть от финансирования. В наших планах – набирать обороты, становиться в широком смысле международным конкурсом.
Ренессанс короля?
Утверждение, что орган – король инструментов, давно стало пусть и красивой, но банальностью. При этом не поддается объяснению тот удивительный факт, что вплоть до 1999 года, когда в Калининграде был организован первый в России Международный конкурс органистов им. М. Таривердева, в стране фактически не было открытого творческого соревнования для исполнителей на этом «королевском» инструменте. Лишь в последние 10 лет начался рост органного конкурсного движения, и вряд ли проект Веры Таривердиевой тому причиной.
Сегодня картина совсем иная – даже учитывая элитарность, немассовость профессии, можно сказать, что органных конкурсов стало если не много, то достаточно. Чаще всего они возникают при учебных заведениях: это состязания имени В.Ф. Одоевского (РАМ им. Гнесиных), имени И.А. Браудо (Санкт-Петербургская консерватория), имени А. Гедике и имени В. Кикты (Московская консерватория). Международный конкурс концертных органистов организует Казанская консерватория, «Юный органист» есть у Музыкального училища при МГК им. П.И. Чайковского, Sancta Caecilia проводит ДМХШ «Алые паруса» Красногорска.
То, что сегодня органные конкурсы (в том числе и для юных) стали множиться, значит, что это кому-нибудь нужно. И в отличие от многих других жанров, органная музыка пользуется успехом даже у неискушенной публики. Причем спрос на нее наблюдается именно в малых городах с их дефицитом живой (не сетевой) культуры и территориальной изолированностью от больших областных центров. Возможно, именно сейчас наступает подлинный ренессанс органного искусства. И если тенденция, реализованная в городе Видное на примере Конкурса юных органистов им. И.С. Баха, возобладает, по крайней мере, во всероссийском масштабе, это будет только во благо.
На фото члены жюри и лауреаты конкурса
Поделиться: