Top.Mail.Ru
Vivat, оркестр!
Камерному оркестру Астраханской филармонии в 2023 году исполняется 35 лет

Гармония, эстетика, аристократизм… Волшебное звучание камерного оркестра неизменно рождает неповторимое чувство причастности к искреннему и откровенному музыкальному высказыванию самого высокого стиля. Не случайно исторически сложилось так, что камерные оркестры были центром  музыкальной жизни королевских дворов. Вспомним камерный оркестр Саксен-Веймарского герцога Иоганна Эрнста III, партию скрипки в котором играл Иоганн Себастьян Бах. Или два оркестра «короля-солнце» Людовика XIV – «Ансамбль королевской конюшни» и «24 скрипки короля», – которыми управлял блистательный Жан Батист Люлли. 

***

Камерный оркестр сегодня – это особая магия и огромная ответственность. Сочный звук, точная артикуляция, утонченная фразировка, великолепное ансамблевое мастерство – требования к музыкантам невероятно высоки, ведь у них нет права не ошибку. В Астраханской филармонии, в прошлом году отметившей 85-й филармонический сезон, об этом знают не понаслышке: Камерный оркестр филармонии на протяжении десятков лет позиционирует себя как ансамбль солистов, где неповторима роль каждого.

За годы существования коллектив доказал, что не существует задач, которые ему не по плечу. И в этом, во многом, заслуга выдающихся личностей, в разные годы стоявших у руля коллектива. С сентября 1988 года до 1997 года оркестр выступал под руководством народного артиста России Михаила Щербакова. С ним связанны многие достижения: запись первой пластинки (1991), компакт-диска (студия «ETCETERA», Голландия, 1993), создание Интероркестра, Фестивального симфонического оркестра, первые гастроли в Москве и за рубежом. Масштабен вклад заслуженного артиста России Владислава Белинского, под руководством которого впервые оркестр организовал Рождественские фестивали в Римско-католической церкви, дважды выезжал на гастроли в Италию.

С 2018 года Камерный оркестр работает под управлением дирижера Леонида Бутакова. События последних лет, ставшие важными творческими вехами – это уже его совместная с оркестром работа, новейшая история коллектива. Это, прежде всего, репертуарные находки – исполнение монументальных произведений, сложных для такого небольшого состава. В 2019 году в рамках XV Международного фестиваль вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой оркестр представил ораторию «Мессия» Г.Ф. Генделя. В Концертном зале Астраханской государственной филармонии непревзойденный образец барочной духовной музыки прозвучал в исполнении Камерного оркестра филармонии под управлением приглашенного дирижера, лауреата международных конкурсов Максима Конарева, Камерного хора филармонии, Хора студентов Астраханской государственной консерватории.

Еще одна громкая премьера состоялась в 2021 году, на ХVI Международном фестивале вокального искусства. Впервые в Астрахани в исполнении Камерного оркестра и Камерного хора Астраханской государственной филармонии, Хора студентов Астраханской государственной консерватории прозвучала музыка чешского и немецкого композитора 18 века Яна Дисмаса Зеленки, чье имя возродилось только в ХХ веке, после 200 лет забвения. Под управлением Николая Хондзинского были исполнены произведения Яна Дисмаса Зеленки – «Missa Omnium Sanctorum» (Месса всех Святых) и «Miserere» in c-moll (Мизерере до минор).

«В репертуаре оркестра – самая разная музыка, мы играем и классику, и романтические произведения, и современные. Не могли, например, пройти мимо юбилея Софьи Губайдулиной – в рамках IV Международного фестиваля современного искусства «Каспий» 2020-2021 исполнили партиту «Семь слов Христа на кресте», – рассказывает  Художественный руководитель филармонии Наталья Александровна Долгих. – Оркестр принял участие в серии юбилейных концертов, посвящённых 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова: звучали камерные произведения нашего великого соотечественника, а также переложения его известных оперных и инструментальных сочинений для скрипки соло и струнного оркестра. Коллектив продолжает двигаться в векторе, заложенном в первые годы после его создания. В приоритете – сотрудничество с выдающимися солистами, музыкантами из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. С ними сложились не только творческие, но и дружеские отношения. Среди таких друзей   Ю. Игонина, А. Тростянский, Е. Михайлов, П. Милюков, Ф. Копачевский, Г. Муржа, Б. Андрианов. С оркестром работали дирижеры Владимир Кудря, Михаил Кирхгофф, Николай Хондзинский, Максим Конарев. Продолжаем мы и начинания Михаила Щербакова, стоявшего у истоков становления оркестра и сделавшего первые шаги для его популяризации – ряд записей. В 2021 году оркестр впервые в Астрахани исполнил сочинения голландского композитора и органиста ХХ века Хендрика Андриссена. Аудиозапись концерта была передана голландскому издательству и лейблу современной классической музыки «Donemus» для трансляции на радио Нидерландов. В результате запись оказалась в медиапространстве и попала на десятки медиаплатформ».

Сегодняшний день оркестра во многом обусловлен местоположением региона и событиями, которые в нем происходят – Астрахань является ключевым узлом Прикаспийских территорий России, и имеет большое значение в развитии евроазиатского транзита. Среди важных трендов Прикаспийского региона – культурное взаимодействие государств, граничащих по Каспийскому морю: России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Ирана. Уже создан оркестр Прикаспийских государств, в составе которого музыканты Камерного оркестра Астраханской филармонии. Дважды артисты оркестра принимали участие в знаменательном для региона фестивале «Каспийские сезоны», исполняя музыку азербайджанских, иранских композиторов, что стало открытием для самих музыкантов и для публики.

«Финалом юбилейного года станет концерт, который состоится 2 декабря, он организован совместно с Московской государственной академической филармонией в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Это будет концерт московской скрипачки  Ю. Игониной, яркого и разностороннего музыканта и нашего большого друга. В сопровождении нашего Камерного оркестра под управлением Л. Бутакова Ю. Игонина исполнит пьесы композитора эпохи романтизма Ф. Крейслера, – рассказывает о планах Наталья Александровна Долгих.   –  А 13 декабря нас ждут в Москве, на международной выставке-форуме Россия на ВДНХ, это будет день Астраханской области. Камерный оркестр будет играть, представляя наш регион. Что касается дальних планов, конечно же, мы продолжим сотрудничество с выдающимися музыкантами, и планируем гастроли – в контексте культурного сотрудничества прикаспийского региона такие перспективы для нас вполне реальны». 

***

Сегодня, чтобы окунуться в звучание камерного оркестра, не нужно быть представителем монаршей династии. Ощутить флёр элитарности и особую тонкую красоту камерной музыки может каждый – ценителям классики для этого достаточно прости прийти в филармонию… Затаив дыхание, следить за полетом мысли и взмахом смычка своих кумиров… Стать в очередной раз очевидцем и даже соавтором рождения шедевра… Вновь аплодировать тем, кто творит чудо, превращая в совершенную гармонию россыпь божественных звуков…

Vivat, оркестр!

Фотоальбом
Камерный оркестр и Павел Милюков (скрипка), 2022 г Гастроли Камерного оркестра в Азербаджанской государственной филармонии. Дирижер Мерген Настинов, Баку, 2019 Исполнение оратории Г.Ф. Генделя Мессия, 2019 г., дирижер Максим Конарев Камерный оркестр и Леонид Друтин (саксофон). Дирижер Дмитрий Банаев, 2018 г. Камерный оркестр и Юрий Медяник (скрипка, банденеон). Дирижер Денис Костылев, 2013 г. Концерт к юбилею Валерии Барсовой и Марии Максаковой, 2022 г Камерный оркестр, дирижер Леонид Бутаков, 2019 г Первая пластинка Камерного оркестра (фирма  Мелодия, 1992 г.)  Камерный оркестр и народный артист России Александр Гиндин (фортепиано). Дирижер Мерген Настинов, 2012 г. Первые гастроли Камерного оркестра в Москве

Поделиться:

Наверх