Top.Mail.Ru
АРХИВ
07.06.2012
ПОРТРЕТ МАСТЕРА

20 марта исполнилось 60 лет одному из ведущих деятелей музыкального искусства Казахстана – профессору, лауреату международного конкурса Каримову Негметулле Харрасовичу.

Н.Каримов родился в артистической семье: отец Каримов Харрас Ахметович - фронтовик, прошедший всю войну, - закончил ГИТИС и в дальнейшем всю свою жизнь связал с Государственным академическим драматическим театром им. М.Ауэзова. В театре Харрас Каримов проработал свыше 40 лет, где долгое время исполнял должность инспектора театральной группы. Мать Идизова Ажар Израиловна была балетной танцовщицей. С самого детства Негметулла Каримов рос в творческой атмосфере. Дом Харраса Каримова отличался большим гостеприимством. В нем часто бывали такие теперь уже корифеи искусства, как Шакен Айманов, Нурмухан Жантурин, Бикен Римова, Хадиша Букеева, Курманбек Джандарбеков, Айзербайджан Мамбетов, Газиза Жубанова и другие.

Родители с раннего детства заметили у сына любовь к сцене (в знаменитой постановке «Материнское поле» Чингиза Айтматова главный режиссер Азербайджан Мамбетов без колебания сразу же предложил на роль Жанболата Нигмета Каримова). Поэтому вопрос о музыкальном образовании решился сам собой. Сначала были годы учебы в музыкальной школе при ЦДРИ (Центральный дом работников искусств), а в 1961 году Негмета Каримова принимают в РССМШ им. К.Байсеитовой, где он попадает в класс тогда еще молодого преподавателя Якова Иосифовича Фудимана. Я.И. Фудиман сыграл в жизни молодого музыканта решающую роль - и как педагог, и как наставник, и как коллега, и как большой и мудрый друг. Эту огромную признательность к своему учителю Негметулла Каримов сохраняет и по сей день.

Я.И. Фудиман сумел воспитать в своем ученике замечательного музыканта-профессионала. У него Н.Каримов закончил Алма-Атинскую государственную консерваторию им. Курмангазы. На выпускном экзамене он представил необычайно трудную программу, которая, как отметил председатель выпускной комиссии композитор и профессор Ташкенской государственной консерватории Борис Зейдман, была исполнена зрело и профессионально. Тогда же Н.Каримову было рекомендовано продолжить учебу в аспирантуре.

В 1971 году Н.Каримов, еще будучи студентом класса профессора Я.И. Фудимана в АГК им. Курмангазы, был приглашен профессором У.Н. Нусуповым в Камерный оркестр Гостелерадио. Его ярко индивидуальная игра сразу привлекла внимание дирижера, и вскоре Каримов Н.Х. занимает место концертмейстера группы альтов.

Необходимо отметить, что в школьной, а потом и в консерваторской среде Негметулла Каримов общался с Тлесом Кажгалиевым, Ренатом Салаватовым, Евгением Ванглером, Петром Бехлером, Рафаэлем Хисматуллиным, Кенжебаем Андарбаевым и другими музыкантами, с которыми его в дальнейшем будут связывать не только дружеские, но профессиональные отношения.

После службы в рядах Советской Армии Негметулла Каримов по направлению Республики Казахстан поступает в ассистентуру-стажировку в Московскую консерваторию - в класс знаменитого профессора Ф.С. Дружинина. Московская консерватория обогатила его как музыканта. Здесь он много играл вместе с такими исполнителями, как Юрий Башмет, Сергей Гершенко, Игорь и Станислав Иголинские, Левон Амбарцумян, Александр Ардаков, Алла Аблабердыева и другими.

В 1979 году Н.Каримов возвратился на родину, где ему сразу же предложили место концертмейстера группы альтов в симфоническом оркестре. Одновременно с исполнительской деятельностью Негметулла Каримов был принят на работу в консерваторию на кафедру АВАК в должности преподавателя специального инструмента. С тех пор исполнительская и педагогическая деятельность Негмеуллы Каримова идут параллельными линиями, обогащая и дополняя друг друга. В 1993 году народная артистка РК, профессор Айман Мусаходжаева приглашает Каримова Н.Х. в только что организованный оркестр «Академия солистов», где он вскоре становится концертмейстером группы альтов.

Вместе с оркестром Каримов Н.Х. переезжает в молодую столицу и уже как опытный артист оркестра помогает становлению многих музыкальных коллективов Астаны, закладывая основы альтовой школы. Это открытие симфонического оркестра филармонии Астаны, Национального театра оперы и балета им. К.Байсеитовой, эстрадного симфонического оркестра.

Наряду с огромной оркестровой практикой Каримов Н.Х. успешно и плодотворно занимается сольной деятельностью. За 35-летнюю творческую деятельность им дано огромное количество концертов. Репертуар - самый разнообразный, начиная от композиторов барокко и заканчивая современными авторами. Игре Н.Каримова присуща широта дыхания, красивое звучание, свободное владение инструментом во всех позициях, виртуозность, техническая и интонационная непогрешимость, понимание стиля. Каримов Н.Х. является активным пропагандистом современной музыки, первым исполнителем сочинений современных казахстанских композиторов. Его связывают плодотворные творческие отношения с ведущими композиторами Казахстана – Рахмадиевым Е.Р., Жубановой Г.А., Кужамьяровым К.К., Новиковым В.А., Баяхуновым Б.Я., Кажгалиевым Т.К., Еркимбековым С.Ж., Тлеухан.Т., Кибировой С.Н, Абдинуровым С.К. Часто композиторы оставляют за исполнителем право небольших корректировок. Так, например, Газиза Жубанова одно из своих последних сочинений писала для Негмета Каримова. Когда молодой музыкант получил рукопись «Четырех пьес для альта соло», он был несколько обескуражен – в партитуре не было темпов, штрихов, агогики. Н.Каримов спросил у Газизы Ахметовны: «Как мне играть?» И получил ответ: «Нигметик, я полностью полагаюсь на твое чутье». Через две недели Нигмет уже сыграл произведение автору. Газиза Ахметовна расцеловала его и сказала, что именно так она и слышала сочинение внутри себя. Это было ее последнее сочинение.

Одно из знаковых выступлений Негметуллы Каримова – первое исполнение им в Казахстане концерта «Шванендреер» Пауля Хиндемита (для солирующего альта и оркестра). Премьера состоялась в 1999 году в филармонии им. Джамбула и вызвала большой резонанс в музыкальной среде и прессе. Дирижировал оркестром Толепберген Абдрашев.

Исполнительскую деятельность Каримов Н.Х. успешно совмещает с многолетней педагогической практикой. С 1979 год он ведет класс альта – сначала в АГК им. Курмангазы, с 2000 года – в Казахской национальной академии музыки (с 2010 – Казахский национальный университет искусств). За 32-летнюю педагогическую деятельность Каримовым Н.Х. выпущено свыше 50 специалистов, которые успешно занимаются исполнительской сольной и оркестровой, а также педагогической работой не только в Казахстане и странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. За время работы в КазНАМ-КазНУИ Негметулла Каримов подготовил лауреата двух международных конкурсов (Романенко Павел), нескольких лауреатов межрегиональных и республиканских конкурсов, студенты класса Каримова участвовали в гастролях 2007 года Международного студенческого молодежного оркестра – Еврооркестра.

Для методики Н.Каримова характерна тщательная проработка текста, требование безупречной интонации. К аппликатурным моментам педагог подходит очень творчески, исходя из индивидуальных способностей и физиологических возможностей каждого студента. Огромное внимание в классе Н.Х. Каримова уделяется гаммам и этюдам, при этом педагог добивается от учеников художественного исполнения технических задач. Сам прекрасно владея несколькими видами вибраций (локтевой, кистевой и фаланговой), Каримов скрупулезно работает над вибрацией и с учениками. Главное для него как для педагога - не просто научить, а дать своим воспитанникам необходимую базу для самостоятельного мышления.

В классе Каримова не существует догм, он считает, что одно и то же произведение можно и должно играть по-разному, но главное - убедительно. Назовем несколько выпускников класса Н.Х. Каримова: Елена Потапова, Мария Акжигитова (солистка симфонического оркестра Мюнхена – Германия), Эльвира Коврижных (концертмейстер группы альтов Симфонического оркестра Алматы), Дана Исахова (Германия), Сауле Туякова (старший преподаватель департамента струнных инструментов КазНУИ). И сейчас в классе профессора Каримова учится талантливая молодежь, на которую педагог возлагает большие надежды.

Каримов Н.Х занимается научно-исследовательской и методической работой. Им написано и издано несколько статей, сборник пьес казахстанских композиторов для альта, готовится к изданию 1 часть «Оркестровых трудностей» для альта. Как ведущего и наиболее опытного специалиста Каримова Н.Х. часто приглашают на различные конкурсы в состав жюри и международные конференции.

У Негметуллы Каримова большие планы на будущее, которые, мы надеемся, он сможет осуществить.

Р.Лукьянова, доцент Казахского национального университета искусств

От первого лица

Его величество Альт

...Скрипачи очень обидно говорят: альтисты – это скрипачи с темным прошлым. Но, я добавлю: со светлым будущим.

Мои родители – работники искусства. В семье я был единственным музыкантом, над ними издевался крепко, забросив скрипку. На экзамене моим родителям сказали: «Ваш сын опустился до нельзя, мы его переводим на альт!» Конечно, это был тяжелый психологический момент. В то время я считал, что не достоин этого, что меня искусственно обделили. Но после этого у меня была встреча с Яковом Фудиманом, который, увидев меня, схватил мою пухленькую ручку и воскликнул: «Да! Он пойдет на альт!» И после этого я перешел с троек на четверки, а потом и на пятерки, закончив с отличием по специальности школу им. Куляш Байсеитовой и позже Казахскую нациальную консерваторию им. Курмангазы.

Существует ошибочное мнение, что хороший скрипач возьмет альт и будет играть, как хороший альтист. Да, струны те же, но звукоизвлечение ведь совсем другое! Мы, может быть, не играем чересчур виртуозно, но у нас есть потрясающий грудной тембр! Мой сын Таир, будучи скрипачом, захотел стать альтистом и заниматься у Фудимана. Но Фудиман его два года «держал» на скрипке. Тогда Таир самостоятельно взял мой инструмент, выучил Генделя в полной уверенности, что Фудиман его похвалит. Но Фудиман его выгнал, сказав: «Ты еще не сыграл мне Концерт Мендельсона, концерт Вьетана и Концерт Чайковского! Когда ты пройдешь эти произведения как скрипач, только тогда я переведу тебя на альт!»

В оркестре альт – это центровой стержень: с одной стороны – скрипачи, а с другой – виолончелисты. «Мы вам держим!» - шутят альтисты. Альт – это начинка, без которой музыкальный пирог не будет таким вкусным.

Профессор Московской консерватории Михаил Никитович Тэриан как альтист играл в Квартете им. Комитаса, был дирижером, вел камерный оркестр, заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования. На оркестровой репетиции, когда его не устраивала игра студентов-альтистов, он спрашивал: «Альтисты, вы так плохо играете, по окончании обучения кем станете?» Они отвечали: «Дирижерами!». Кстати, многие дирижеры были альтистами по первой профессии: Рудольф Баршай, Юрий Темирканов, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Яков Фудиман, а на Западе – Пауль Хиндемит.

Педагогические взгляды

Я должен высказать большую благодарность Якову Иосифовичу Фудиману – замечательному преподавателю, музыканту, человеку (говорят, что я на него похож, и это мне очень льстит). Он не только привил мне любовь к искусству, но и научил работать, трудиться. Я не скажу, что в наше время все были такие уж одаренные люди, все кипели научной мыслью, нет. Нас ведь тоже заставляли, когда учили. Но мы больше контактировали с преподавателями, и преподаватели жаждали нас видеть. Сейчас многое изменилось - и высшее образование стало четырехлетним, и ребята, конечно, тоже другие. Что происходит сегодня? Сегодня благодаря Интернету можно получить огромную информацию, за которой не надо никуда ехать. Но вместе с тем произошло «выхолащивание» людей, мы теряем индивидуальность.

...Преподаватели – большие консерваторы, но я стараюсь не подавлять индивидуальность ученика, стараюсь поощрять его творческую инициативу. Прошу, например, учеников писать каденции к концертам - это заставляет их внутренне развиваться. Не забываю и народный мелос – в наш репертуар включена музыка композиторов Казахстана. Не зацикливаюсь только на классике или романтике - мы обязательно исполняем современную альтовую музыку. Я также прививаю ученикам стремление выступать на сцене. Хороши и конкурсы. Сейчас стало лучше с конкурсами (в советское время у альтистов было всего два – Всесоюзный и Бартоковский). В Астане появились лауреаты: мой ученик Павел Романенко завоевал 2 место в Астрахани на международном конкурсе.

Творческие планы

Я хочу сыгарть на альте Скрипичную сонату Цезаря Франка. Эту сонату играют и на виолончели. Яков Фудиман ее играл, и я тоже хочу сыграть. Мне очень нравится это произведение.

...Творческих планов много, только бы хватило здоровья.

Поделиться:

Наверх