
«Египетские мелодии на темы Сулеймана Гамиля» (1975)
Уникальность Кажлаева заключалась в его равной увлеченности симфонической музыкой, джазом и фольклором — причем не только родным кавказским, но и музыкальными традициями разных народов мира. Одним из первых знаковых произведений дагестанского композитора стал Африканский концерт. По легенде, которую распространял сам автор, это сочинение исполнял оркестр Дюка Эллингтона. Это был не первый и не последний случай, когда мировая фолк-музыка становилась для Кажлаева источником творческого вдохновения.
В 1972 году в составе делегации Союза композиторов СССР Кажлаев посетил Арабскую Республику Египет, принял участие в фестивале советского искусства в Каире, посетил Академию искусств и Институт арабской музыки, а также увез с собой записи египетского фольклора. Вероятно, тогда же состоялось его знакомство с композитором и исполнителем на каноне Сулейманом Гамилем, который использовал традиционные мелодии и североафриканские инструменты для воссоздания аутентичного звучания древнеегипетской музыки.
Кажлаев развернул эту идею в противоположном направлении: вместо народных инструментов в его аранжировках прозвучали флейта и литавры из симфонического оркестра, рисуя звуковые картины современного Египта. В итоге композитор создал три яркие пьесы, в которых египетские мотивы Гамиля органично переплетаются с джазовыми идиомами, затейливо соединяя африканскую, арабскую и европейско-американскую традиции.
Эти произведения были записаны в 1975 году Кажлаевым вместе с джазменами из ансамбля «Мелодия» - Алексеем Зубовым (флейта), Игорем Кантюковым (контрабас), Борисом Фрумкиным (орган) и Александром Симановским (ударные). Однако по неизвестным причинам записи так и не были выпущены в советское время. Теперь, спустя почти 50 лет, «Фирма Мелодия» исправляет ошибку, открывая слушателям важную, ранее неизвестную страницу отечественной музыкальной истории.
«Блюз для Тэда» (1991)
В 2024 году при работе над переизданием записей знаменитого джазового дуэта гитаристов Николая Громина и Алексея Кузнецова редакторы «Мелодии» нашли неопубликованную мастер-ленту 1991 года с записью сольного альбома Громина: пять композиций, записанных гитаристом вместе с Виктором Двоскиным (контрабас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Релиз, получивший название «Блюз для Тэда», вероятно, должен был выйти в конце года, но события августа 1991-го помешали этим планам.
Заглавная композиция посвящена другу и коллеге Громина — знаменитому американскому трубачу Тэду Джонсу, звезде оркестра Каунта Бейси, с которым гитарист познакомился в Копенгагене и играл в его легендарном биг-бэнде, считавшимся одним из лучших в Европе. В альбом также вошли авторские интерпретации джазовой классики: «My Funny Valentine», «When Sunny Gets Blue», «Alone Together» и «Theme for Ernie».
Николай Громин (1938-2017) — выдающийся отечественный джазовый музыкант, сыгравший ключевую роль в возрождении советского джаза в период оттепели. Он стал одним из немногих, кто после переезда за рубеж в конце 1970-х сумел вписаться в профессиональную джазовую среду, добившись значительных успехов: оригинальный стиль и мастерство Громина получали высокие оценки западных экспертов. Так, американский трубач Дон Эллис сравнивал Громина с подлинным блюзовым исполнителем, будто бы прошедшим школу у Прокофьева, а джазовый критик Уиллис Коновер отмечал, как естественно Громин сочетает блюзовое звучание с русскими музыкальными традициями.
Поделиться: