«Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» композитор создал в 1900-м году, еще будучи студентом Московской консерватории. Впоследствии от станет ее профессором и напишет более ста опусов в самых разных жанрах, пройдя через увлечение символизмом и восточной орнаментикой. Но в этом раннем сочинении молодой Василенко еще увлечен древнерусской церковно-певческой культурой, обращаясь в том числе к мелодиям знаменного распева.
Изначально композитор создавал «Китеж» как кантату. Но после успешной премьеры в симфоническом собрании Московского отделения Императорского русского музыкального общества, состоявшейся в феврале 1902 года под управлением Василия Сафонова, он принимает предложение Ипполитова-Иванова превратить кантату в одноактную оперу. Ее первое представление состоялось спустя год в Частной русской опере Мамонтова. За пульт встал сам вдохновитель преобразования сочинения. Но с тех пор опера больше не исполнялась и партитура не была издана.
«Китеж» Василенко был воссоздан в рамках проекта Московской консерватории «Возрождение русской оперной классики». В исполнении 7 ноября примут участие консерваторские коллективы - Камерный хор под руководством Александра Соловьева и Камерный оркестр под управлением Феликса Коробова (являющегося музыкальным руководителем постановки). В сольных партиях выступят солисты МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — в частности, сопрано Наталья Петрожицкая, меццо Екатерина Лукаш, тенор Владимир Дмитрук, бас Феликс Кудрявцев.
Проект «Возрождение русской оперной классики» родился в Московской консерватории в 2016 году по инициативе декана научно-композиторского факультета, доктора искусствоведения, профессора Ирины Скворцовой. С этого момента в концертных залах консерватории обретают новую жизнь уникальные образцы русского оперного искусства XVIII–XX веков. Первым сочинением, возвращенным на сцену творческим коллективом проекта, стала мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей». Следом были исполнены оперы «Сын-соперник» Дмитрия Бортнянского и «Рафаэль» Антона Аренского, а также комическая опера-водевиль «Карантин» Алексея Верстовского.
Поделиться: