Top.Mail.Ru
04.04.2022
БЫЛИ, ЕСТЬ, БУДУТ
Радио «Орфей» представляет 4 и 5 апреля мировые премьеры своего второго фестиваля «Энергия открытий»
БЫЛИ, ЕСТЬ, БУДУТ

Его задача - возрождение музыки забытых советских композиторов первой половины ХХ века. Орфеевцы по крупицам воссоздают их биографии, разыскивают ноты, записывают найденные сочинения в Тонстудии Мосфильма, создают театрализованные представления. В 2020 году на первом фестивале «Энергия открытий» публике были представлены спектакли «Корабль Счастье» и «7 нельзя», в которых прозвучали сочинения Леонида Половинкина, Георгия Катуара, Александра Мосолова, Николая Голованова. Второй фестиваль, который пройдет в Московском международном доме музыки, познакомит зрителя с творчеством ленинградских композиторов Алексея Животова (1904-1964) и Владимира Дешевова (1889-1955).

Первому посвящена драма с оркестром «Жизнь подо льдом». Сведений о том, кого в свое время называли бесстрашным экспериментатором и мастером оркестровых конструкций, осталось крайне мало: не сохранились ни письма, ни дневники («человек, которого как будто не было», - скажет о Животове режиссер-постановщик спектакля). Проведя скрупулезную исследовательскую работу, сотрудники «Орфея» воссоздали историю взлета и забвения даровитого композитора. Она начнется в 1920-х годах, когда приехавший из Казани в город на Неве молодой энтузиаст с головой окунется с музыкальные опыты, а закончится в 1964 году в прозаической ленинградской пивной. В спектакле, поставленном лауреатом Премии президента РФ этого года Дмитрием Сердюком, прозвучат «Праздничная увертюра», «Героический марш», «Театральная» и «Танцевальная» сюиты  Животова. В главной роли - актер Дмитрий Миллер.

Героем мультижанрового спектакля «Игры теней», который будет представлен 5 апреля, станет Владимир Дешевов. О нем информации сохранилось больше. Коренной петербуржец. Вундеркинд-пианист, которого называли царскосельским Листом, позже студент Петербургской консерватории, своими успехами возбуждавший интерес Глазунова и Асафьева. Один из первопроходцев в освоении новых тем (опера «Лед и сталь» о кронштадтском восстании 1921 года, балет «Красный вихрь» по поэме Блока «Двенадцать»). Его музыка, ставшая ярким примером авангарда первой волны, к концу 20-х годов уже был вне советской «моды». И Дешевова, в биографии которого было такое отягчающее обстоятельство, как участие в военных операциях Врангеля, вычеркивают из отечественной культуры. Но он продолжал писать - даже в блокадном Ленинграде, даже понимая, что большая часть его произведений не дойдет до публики...

Самые интересные и знаковые моменты этой неординарной биографии составили основу спектакля, превращенного режиссером Глебом Черепановым в «спиритический сеанс», который композитор проводит на пороге своего ухода в мир иной. Вызывая духи тех, кто был ему дорог и близок, герой пытается разобраться в том, почему его ярко начатая жизнь прошла практически бесследно для музыкальной истории. В спектакле прозвучит два сочинения Дешевова - сюита из балета «Бэла» и симфоническая поэма «Русская сказка». В главной роли - Кузьма Котрелев. Артисты, занятые как в этом спектакле, так и в предыдущем, предстанут сразу в нескольких ролях. К примеру, Роза Хайруллина в «Играх теней» сыграет Мать, Анненского, Ахматову, Ленина, Журналиста, Сталина.

Специально для «спиритического сеанса» созданы видеоинсталляции, основанные на рисунках художников-обэриутов, с которыми Дешевов общался и дружил.

Дирижер–постановщик фестивальных спектаклей – художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Кондрашев (также работающий над записями забытых сочинений).

Поделиться:

Наверх