Александр Блок был важнейшим воображаемым собеседником композитора: за шестьдесят лет «сотворчества» Свиридов написал на его стихи больше восьмидесяти песен и романсов. На новом компакт-диске «Мелодии» представлена первая в мире запись романсов 1938 года, с которых начался путь погружения Свиридова в блоковскую поэзию.
Судя по архивным данным, в феврале-марте 1938 года 22-летний Юрий (так он называл себя в то время) Свиридов написал десять романсов, собственноручно составив «либретто» цикла из разных стихотворений Блока. В дальнейшем понимание композитором сути и назначения вокальной музыки кардинально изменилось: кратко говоря, Свиридов проделал путь от романса с его усложненным музыкальным языком, равнозначностью вокальной партии и аккомпанемента к песне. Возможно, поэтому он никогда не предпринимал попыток издать свой ранний опус. В архиве Свиридова автограф десяти романсов на стихи Блока обнаружить не удалось, наследники композитора считают его утраченным.
Пианистка и музыковед Анастасия Тимофеева сумела разыскать ксерокопии рукописей пяти из десяти романсов, которые публично исполнялись лишь однажды — 3 декабря 2000 года в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. В августе 2024 года в Москве баритон Николай Землянских и Анастасия Тимофеева записали эти романсы специально для журнала «Музыкальная академия» (где опубликована развернутая статья исследовательницы, посвященная ранним блоковским романсам Свиридова).
Цифровое издание доступно для прослушивания на сайте «Мелодии» и на платформах Apple Music, Яндекс. Музыка и Звук.
Открытие утерянных и забытых произведений — одно из направлений деятельности «Музыкальной академии». Так, в частности, в 2022 году была представлена полная версия «Марша Шамиля» Мусоргского, ранее известного не целиком и под условным названием, не принадлежавшим автору. Сочинение было исполнено хором Минина, а в журнале появился целый блок статей, посвященный сенсационной находке.
Поделиться: