Она была закончена в 1963 году, но премьера состоялась в Праге, а в Союзе ее услышали лишь спустя два десятилетия. 7 марта 1985-го в Большом зале Московской консерватории симфония прозвучала в исполнении оркестра Министерства культуры под управлением Геннадия Рождественского. Концерт был записан, но издан только сейчас (причем, редакторы сочли необходимым сохранить в релизе вступительное слово дирижера перед началом симфонии). Уникальности новой работе “Мелодии” добавляет тот факт, что она стала первым цифровым изданием музыки Каретникова в России спустя 26 лет после смерти композитора.
Произведение создавалась как музыка для балета «Геологи», заказанного Большим театром. К концу 1962 года работа (которую автор изначально видел симфонией) была почти готова и с энтузиастом принята постановщиками Владимиром Василевым и Натальей Касаткиной. Но в декабре после скандального посещения Хрущевым выставки в Манеже началась кампания против формализма и абстракционизма в искусстве, и в театре сочинение Каретникова, написанное в додекафонной технике, даже не стали показывать цензорам. В итоге балет был поставлен с другой музыкой композитора – «Драматической поэмой», а у той, что была, началась своя, не менее драматическая жизнь.
Помимо «Мелодии», отметившей вчерашний день рождения композитора релизом, свое приношение мастеру сделали в санкт-петербургском издательстве Ивана Лимбаха. Там выпущен сборник «Темы с вариациями», в который вошли две книги воспоминаний Каретникова - одноименная (1990) и «Готовность к бытию» (1992). Среди героев его новелл - Шостакович, Юдина, Шебалин, Нейгауз, Галич, Сахаров и многие другие выдающиеся деятели отечественной культуры и науки ХХ века.
Оба издания осуществлены при поддержке Фонда Николая Каретникова.
Поделиться: