Свою проектную линию ведут все семь отделений ДШИ № 6. В каждом месяце учебного календаря – красные даты, обозначающие сроки проведения фестивалей, конкурсов, конференций, специализированных концертов. Любое из этих мероприятий – интереснейший опыт.
ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ
Если повсеместно итогом учебного года является отчетный концерт, то в магнитогорской ДШИ № 6, сверх него, организуют открытые академические концерты-смотры. Для каждой специальности планируют определенный день и приглашают учащихся и педагогов из школ своего региона. После выступлений – детальное обсуждение с участием консультантов из Магнитогорской государственной консерватории, призванное ответить на два главных вопроса: как сыграл каждый из выступивших и каковы перспективы дальнейшей работы с ним. Такие же концерты-смотры проводятся и после первого полугодия в декабре. Но это – будни в сравнении с конкурсными праздниками ДШИ № 6.
На самой высокой позиции в рейтинге школьных состязаний – «Баховская весна». Конкурсу шесть лет, и третий год он проводится в международном статусе. Авторитета ему, безусловно, добавляет то, что в составе жюри – музыканты европейского значения, например последнее возглавлял Альберт Сассман, профессор Венского университета музыки и исполнительского искусства. А «интересности» прибавляет то, что принять участие могут не только учащиеся школ и студенты училищ и музыкальных вузов, но и их педагоги.
Другой фестиваль-конкурс, «Грани», родился не от хорошей жизни. Как удержать детей, которые из музыкальных классов уходят во дворцы культуры и клубы с их более свободными программами? И вот ответ: на последний, восьмой, фестиваль в пансионат «Карагайский бор» приехали уже 90 человек из разных концов области. Условия «игры»: ребенок должен продемонстрировать как минимум две грани таланта, например сыграть на трубе и продекламировать стихотворение. Фестиваль посвящен выдающемуся музыковеду, профессору Московской консерватории Б.Л. Яворскому, отстаивавшему идею активного участия детей в процессе творческого образования (из этой идеи родилось в школе и еще одно начинание – детская конференция «Мы и наше творчество»).
Помимо этого, у школы есть Региональный конкурс фортепианного искусства «Мы любим музыку», с этого года ставший «двуступенчатым»: для начинающих и тех, кто уже проходил конкурсные горнила. 11 лет назад был организован как зональный конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах «Волшебное дыхание смычка», в этом году ставший всероссийским. Раз в два года проводится фестиваль-конкурс исполнителей на русских народных инструментах «Русская мозаика».
ПОЕХАЛИ!
Многие ли любят штудировать этюды? Школа как никто знающая ответ на этот вопрос, год назад придумала фестиваль этюдов. Его цель – пробудить интерес к пьесам, написанным для совершенствования техники, у исполнителей на оркестровых инструментах. Назвали конкурс городского уровня «Музыкальный дилижанс». Идея читается вполне: освоили технику и – поехали к вожделенной цели, именуемой искусством.
Сакраментальное «Поехали!», должно быть, прозвучало и тогда, когда запускали в жизнь конкурс исполнителей на духовых инструментах «Золотые звуки горна». Казалось бы, зачем, если в городе есть зарекомендовавший себя конкурс «Фанфары Магнитки»? Но консерваторское состязание проходит раз в четыре года. За это время кларнетисты и флейтисты ДШИ подрастают на две головы и на четыре класса, а в «нежном» возрасте музыкантов нужно подпитывать ежечасно – мастер-классами и регулярной состязательностью. Поэтому в школе решили: «Золотым звукам горна» быть – ежегодно и для возрастных категорий от школьников до студентов. Это будет встречное взаимообогащающее движение: одним расти, развиваться, другим – возвращаться в школу преподавателями.
Последнее детище ДШИ № 6 – Международный конкурс пианистов памяти Шумана, сегодня занимающий все мысли организаторов. Идея конкурса родилась в Цвиккау, куда директор Светлана Дылькова попала несколько лет назад. Немецкий городок – родина Роберта Шумана. Там расположен его музей, есть консерватория, проводится знаменитый Шумановский конкурс. Это обстоятельство, а также общение с коллегами по музыкальной деятельности (в частности, с директором музея Томасом Зинофциком) подтолкнуло Светлану Викторовну к идее провести свой конкурс Шумана. С этим она пришла в Магнитогорскую консерваторию – и в 2016-м совместными усилиями конкурс был осуществлен.
Первый опыт показал: сложность программы отсекает от участия многих. В преддверии второго конкурса (который состоится этой осенью) ДШИ затеяла широкие обсуждения с участием нескольких консерваторий по выработке новых условий. Их суть: нужно ли делать в рамках конкурса отдельный фестиваль для детей с тем, чтобы предложить им для исполнения, к примеру, непростые, но все-таки посильные для них пьесы из «Детского альбома» Шумана? И при этом избавить от труднейшей «полифонии», которая останется в конкурсной программе для студентов. Чем завершатся усилия по совершенствованию единственного в России шумановского конкурса, читайте в одном из следующих номеров газеты.
На фото лауреатов награждает А. Сассман
Поделиться: