Сегодня в России сведения об истории развития мандолины можно почерпнуть из «Школы игры на мандолине» народного артиста России, профессора РАМ им. Гнесиных В.П. Круглова, а также из справочно-энциклопедической литературы. Хотелось бы, однако, дать читателю более полное представление об эволюции этого старинного итальянского инструмента, дополнив известные факты информацией из «Школы игры на мандолине» немецкого профессора Марги Вилден-Хюсген и курса лекций по истории мандолины, прочитанного в МГИМ им. А.Г. Шнитке в 1995 году учениками М.Вилден-Хюсген Штефаном Хюльзенбеком и Марен Трекель.
Струнный щипковый плекторный инструмент мандолина ведет свое начало от лютни. В свою очередь, семейство лютневых имеет восточное происхождение. Древнейшие инструменты типа лютни, вероятнее всего, появились в районе Месопотамии в IV-II тысячелетии до н.э., а затем постепенно распространились к западу и востоку.
Как считает большинство
Со временем мандора образовала самостоятельное семейство. Для большой немецкой мандолы, сконструированной, скорее всего, уже в XVIII столетии, писали немецкий композитор Г.Ф. Телеман и австрийский композитор И.Г. Альбрехтсбергер. Мандора, или мандола, по всей видимости, является прямой предшественницей барочной мандолины. Этот термин широко используют современные немецкие исследователи истории мандолины. Но во многих статьях и заметках барочную мандолину, на которой некоторые немецкие музыканты играют и сегодня, продолжают именовать мандорой. Барочная мандолина во многом напоминает лютню, но ее головка уже не изогнута под прямым углом по отношению к грифу, как у лютни или мандоры. Период расцвета барочной мандолины – 1600 – 1750 годы. Наиболее характерный строй – h-e1-a1-d2-g2; в ХVIII веке она приобрела шестую струну (соль малой октавы). В период с 1790 по 1820 год, как указывают немецкие исследователи, многочисленные сочинения для барочной мандолины, в частности для мандолины и смычковых инструментов, были созданы в Вене. Среди предшественниц мандолины необходимо назвать еще одну маленькую лютню, которая в ХVI столетии называлась квинтерна и по форме была одинакова с лютней (однако в XVII веке квинтерны стали плоскими, подобно современным гитарам), а также гитару Мориска, завезенную в Европу маврами и имевшую овальный корпус со множеством акустических отверстий (на ней играли в основном плектром).
Собственно мандолины появились в Италии лишь в XVI веке. Существовало несколько типов мандолин, различающихся по числу струн, строю, форме корпуса и длине грифа. Так, флорентийская мандолина имела 5 струн, падуанская - 5, миланская – 6, неаполитанская - 4 пары струн, генуэзская - 5-6, а сицилийская мандолина имела 12 струн (каждый тон утраивался) и плоскую нижнюю деку. Наиболее популярной стала неаполитанская сопрановая мандолина. Первые упоминания о ней относятся к самому началу XVIII века, но, скорее всего, этот инструмент появился еще в XVII столетии. Неаполитанская мандолина – это классический тип итальянской мандолины, постепенно вытеснивший большинство других разновидностей. Она имеет сильно выпуклый корпус, склеенный, как и у лютни, из отдельных сегментов, овальную деку с поперечным изломом (в отличие от плоской деки барочной мандолины), короткую шейку с врезными металлическими ладами и плоскую головку с механическими колками. Строй у неаполитанской мандолины квинтовый, как у скрипки: соль малой октавы, ре 1-й октавы, ля 1-й октавы, ми 2-й октавы (парные струны настраиваются в унисон). Ноты пишутся в скрипичном ключе и соответствуют действительному звучанию. Диапазон – от соль малой до си 3 октавы (более высокие звуки – до – ми 4 октавы – звучат очень слабо). Звук у мандолины серебристый, яркий и звонкий, но быстро затухающий. Продлить его можно, используя прием тремоло. Звук извлекается при помощи плектра, который изготовляли, в частности, из черепашьего панциря, а в настоящее время делают из современных синтетических материалов. Струны – сначала жильные, в XIX столетии им на смену пришли металлические.
Примерно в середине XVIII века образуется целое семейство различных по тесситуре разновидностей неаполитанской мандолины. Позднее мандолинные оркестры и ансамбли (часто совместно с гитарами) стали называть неаполитанскими. В составе таких коллективов могли быть следующие инструменты: мандолина-пикколо, мандола (название совпадает с сопрановой разновидностью лютни, но в данном случае – это теноровая разновидность мандолины, на которой исполняют альтовую оркестровую партию), мандолина-виолончель (мандолочелло; в России называется обычно лютой), мандолина-бас (мандолоне). В современной практике вместо мандолоне, как правило, используют смычковый контрабас.
В XVIII столетии искусство игры на мандолине переживало расцвет. В ряду сохранившихся произведений того времени следует назвать мандолинные концерты А.Вивальди, Дж.Перголези, Ф.Лечче. Вивальди писал мандолинные концерты, по всей видимости, для шестиструнных мандолин - возможно, барочных (в настоящее время их, как правило, заменяют на неаполитанские). В концерте До мажор, RV 558 две мандолины наряду с дуэтами флейт, кларнетов, скрипок и теорб входят в группу сoncertino – солирующих инструментов; Концерт Соль мажор, RV 532 написан для дуэта мандолин и струнного оркестра; а Концерт До мажор, RV 425 – образец сольного инструментального концерта. Также Вивальди использовал мандолину в таком крупном сочинении, как оратория «Торжествующая Юдифь». Его примеру последовал Г.Ф. Гендель в оратории «Александр Балус». Во второй половине XVIII столетия мандолина зазвучала в составе симфонического оркестра в оперном жанре: в «Севильском цирюльнике» Дж. Паизиелло и «Дон Жуане» В.А. Моцарта. Среди композиторов первой величины XIX и XX столетий, вводящих мандолину в состав симфонического оркестра, - Дж.Верди, Г.Малер, А.Шенберг, А.Веберн, И.Стравинский, С. Прокофьев.
Но вернемся к XVIII столетию. В его второй половине мастерами мандолинной музыки Пьетро Леоне, Джованни Батиста Джервазио, Пьетро Дени и Пьетро Фучетти были созданы «Школы игры на мандолине», позволяющие судить о мандолинной технике того времени. В частности, из данной литературы мы узнаем, что в мандолинной музыке эпохи барокко не использовался прием тремоло. В XVIII столетии появляется и первая династия мандолинных мастеров – это семья Виначча. Некоторые инструменты, созданные представителями этой династии, хранятся в музеях Великобритании, США, в Королевской консерватории в Брюсселе. Постепенно мандолина получает известность в соседних с Италией странах и становится одним из излюбленных инструментов камерного музицирования. Так, во второй половине XVIII столетия мандолина приобрела популярность среди высшего парижского общества. Но в связи с революцией 1789 года многим итальянцам-мандолинистам, способствовавшим распространению инструмента в Париже, пришлось вернуться на родину.
Сохранился ряд различных по составу произведений XVIII века, где представлена мандолина, в частности сочинения И.А. Хассе и Бетховена. Сонатину до минор и Адажио Ми-бемоль мажор для неаполитанской мандолины и чембало Бетховен пишет в возрасте 24 лет для своего друга, чешского скрипача и мандолиниста-виртуоза Вацлава Крумпгольца. Сонатину До мажор и Тему с вариациями Ре мажор Бетховен сочинил в Праге в 1796 году, растроганный игрой на мандолине придворной дамы покровительствующего ему мецената князя Лихновского, одаренной певицы и превосходной мандолинистки Клары Клам-Галлас. Ей же он преподнес и сочиненное ранее Адажио в новой редакции. В конце XVIII – начале XIX века неаполитанская мандолина (наряду с барочной) получила широкое распространение в Вене. Среди мандолинных сочинений австрийских композиторов следует особо отметить Концерт для неаполитанской мандолины с оркестром И.Н. Гуммеля.
Во второй четверти XIX века в связи с развитием романтического стиля, который требовал насыщенного, экспрессивного звучания, мандолина практически исчезает из концертной практики, но продолжает жить в итальянской народной музыке (в это время, кстати, исчезло и все семейство лютневых.) Однако примерно с 1885 года начинается возрождение мандолины. Некоторые издательства стали публиковать для мандолины и фортепиано, а также для мандолинного квартета (мандолина 1, мандолина 2, мандола, гитара) переложения популярных камерных и симфонических произведений. Появляются оригинальные мандолинные пьесы лирического или танцевального характера. Среди авторов конца XIX – первой трети ХХ века – итальянские композиторы Карло Муньер, Рафаэле Калаче, Эдуардо Меццакапо, Энрико Маручелли, Сальватор Леонарди. Одним из первых, кто стал тогда профессионально заниматься мандолиной, был Карло Муньер. Он преподавал, руководил мандолинным квартетом, широко гастролировавшим в разных странах, написал «Школу игры на мандолине». Другой блестящий исполнитель-виртуоз, с равным мастерством владевший искусством игры на мандолине и мандоле, автор «Школы игры на мандолине» Рафаэле Калаче был также музыкальным мастером, создавшим прекрасные инструменты из семейства неаполитанских мандолин. Он сконструировал люту-кантабиле – разновидность мандолы с дополнительной басовой струной (до большой октавы). Многие его инструменты, а также мандолины другого известного итальянского мастера конца XIX – начала XX вв. Дж. Миньери, сохранились и поныне.
В России мандолина появилась во второй половине XVIII столетия и быстро завоевала популярность. В первой российской работе по истории музыки, опубликованной в 1770 году, ее автор, профессор Академии наук в Петербурге Яков Штелин пишет: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и ее землячка – мандолина благодаря разным итальянцам появились в Москве». Искусством игры на мандолине овладевают многие музыканты-любители. Она звучит в аристократических салонах и в домах простых горожан. Постепенное распространение получают неаполитанские ансамбли и оркестры. Некоторые богатые любители музыки содержат частные неаполитанские коллективы. Образуются общества мандолинистов и гитаристов-любителей в Петербурге и Москве. В конце XIX столетия постоянно издается нотная литература для мандолины, предназначенная для широких слоев населения.
Cвидетельством востребованности мандолины является высокий уровень продажи инструментов. Так в 1914 году в России реализуется 580000 щипковых инструментов, главным образом гитар и мандолин, примерно треть которых привезли из-за границы. После революции 1917 года в течение первых пятилеток была создана советская музыкальная промышленность. Тысячи дешевых мандолин выпускает Ленинградская фабрика струнных щипковых инструментов им. А.В. Луначарского. Производство мандолин на этой фабрике выросло с 59400 в 1932 году до 121395 в 1961 году. Большой популярностью мандолина и неаполитанские оркестры - как профессиональные, так и самодеятельные, - в России, а также на Украине и в Белоруссии пользовались примерно до начала 1960-х гг. Среди мандолинных коллективов советского времени – Неаполитанский оркестр из 100 человек г. Калинина, организованный в 1930-е годы главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Калининской областной филармонии В.В. Целиковским; ансамбль с двумя составами инструментов – русским и неаполитанским – артиста Мосгосэстрады С.Н. Лачинова (коллектив выступал с 1947 по 1967 год). В 1945 году в Москве был создан самодеятельный неаполитанский ансамбль «Домашнее музицирование». Его основатель – учитель истории, музыкант-любитель Н.Н. Сипкин. О коллективе писала пресса, его записи звучали по радио и на телевидении. В неаполитанском ансамбле ДК УЗТМ г. Свердловска под руководством А.И. Навроцкого в 1950-е годы начал свой творческий путь будущий руководитель ансамбля «Песняры», композитор В.Г. Мулявин. Переложения классической музыки и произведений отечественных авторов XX века составляли основу репертуара советских мандолинных коллективов. В дальнейшем неаполитанские ансамбли и оркестры были вытеснены ансамблями и оркестрами русских народных инструментов.
В ХХ веке наряду с овальной неаполитанской мандолиной получают довольно широкое распространение более яркие по звучанию полуовальные и плоские (так называемые португальские) мандолины. В 1902 году в США О.Гибсон основал мануфактуру по производству плоских мандолин и гитар. Позднее в США появляются и другие по форме корпуса, деки и головки мандолины. Популярность мандолины возрастает также в связи с использованием ее музыкантами, играющими в стиле кантри, в кельтском, блюзовом и джазовом стилях. Наряду с акустической в вышеназванных стилях, а также в рок-музыке может использоваться электромандолина. Звучание мандолины характерно для стиля блюграсс, истоком которого является группа из США «The Blue Grass Boys». Ее возглавлял Билл Монро, виртуозно игравший на мандолине. Среди стран, где мандолина имеет высокое профессиональное развитие сегодня, - Германия, Италия, Япония. Здесь искусству игры на мандолине обучают в начальных и высших музыкальных учебных заведениях, налажено производство высококачественных концертных инструментов, проводятся исполнительские конкурсы; композиторы этих стран создают для мандолины и многочисленных струнных щипковых инструментов новые разнообразные сочинения, отвечающие стилистическим требованиям современности. Помимо названных стран мандолина звучит сегодня в Великобритании и Ирландии, в Португалии и Франции, в Австрии и Швейцарии, в Голландии и Болгарии, в Чехии и Словакии, в латиноамериканских странах, в Корее и Китае.
В России же ряды музыкантов-мандолинистов на сегодняшний день немногочисленны. Но все же можно говорить о начале возрождения в нашей стране этого старинного инструмента. Мандолину стали включать в профессиональные конкурсы исполнителей на струнных щипковых инструментах. С 2006 года искусству игры на мандолине можно обучаться в Российской академии музыки. Значительным событием стало появление «Школы игры на мандолине» В.П. Круглова – первой в России «Школы», написанной для сопрановой неаполитанской мандолины. В результате сотрудничества В.П. Круглова с отечественными композиторами Кириллом Волковым, Ефремом Подгайцем, Екатериной Кожевниковой, Ириной Манукян появился ряд оригинальных сочинений для мандолины. В 1991 году в РАМ им. Гнесиных В.П. Круглов основал ансамбль «Московская мандолина». Другой неаполитанский коллектив – ансамбль «Серенада» - был создан в 1993 году в МГИМ им. А.Г. Шнитке. Его основателем был известный преподаватель и исполнитель, коллекционер старинных струнных щипковых инструментов Сурен Николаевич Лачинов. С 2002 года руководителем коллектива является автор этих строк. Ансамбль «Серенада» постоянно выступает в Москве и других городах России. В его репертуаре – музыка эпохи барокко, оригинальные сочинения из мандолинного репертуара, многочисленные переложения популярной классики, неаполитанские песни, известные арии, музыка ХХ столетия. Продолжает свою деятельность народный коллектив ДК МГТУ им. Н.Э. Баумана Неаполитанский ансамбль им. Мисаиловых (создан в 1957 году) – ансамбль с двумя группами струнных инструментов, смычковых и щипковых, также включающий группу деревянных духовых, аккордеоны, ударные и другие инструменты. В репертуаре этого коллектива более 130 разнообразных инструментальных и вокальных произведений! Хочется верить, что в России число музыкантов-мандолинистов и слушателей, приходящих в концертные залы, чтобы услышать мандолину, будет расти; что появятся новые яркие коллективы, а музыкальные мастера проявят интерес к созданию высококачественных инструментов.
Поделиться: