Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.10.2016
ЭФФЕКТ РАЗВИТИЯ: ОТ ДМШ К ДШИ
Успех в сфере дополнительного образования во многом зависит и от того, какие условия создают для школ администрации городов и муниципальных районов. Прекрасный пример – ДМШ № 3 Сергиева Посада.

Эта подмосковная школа – одна из молодых в Сергиево-Посадском муниципальном районе: с начала 1980-х работала на базе Дома ученых и общеобразовательной школы № 6, в 1987 году получила отдельное здание, однако вплоть до 2014-го испытывала трудности разного характера, в том числе и с помещениями. Все изменилось с приходом нового главы администрации района Сергея Александровича Пахомова – развернулось строительство школ, больниц, роддома, ледовых дворцов, Дворца спорта.

Директор Татьяна Петровна Дормидонтова при личной встрече поделилась, как школа дошла до судебных тяжб:

– Наша школа была открыта почти тридцать лет назад как муниципальное учреждение, но в 90-е годы наше здание определили как федеральную собственность. И мы платили за аренду. В конце концов помещение собирались продать – этот момент как раз совпал с приходом С.А. Пахомова, который поддержал нас в суде. В 2014–2015 годах мы прошли пять инстанций, добравшись до Верховного суда, и получили на руки судебное решение о том, что школа имеет муниципальный статус. Мы можем ее развивать, работать с молодыми преподавателями, ибо когда раньше они приходили и узнавали о подвешенной ситуации, то многие спешно откланивались. Появившиеся благоприятные условия позволили не только влиться в коллектив ДМШ инициативной молодежи, но и освоить специфические направления и проекты.

ВСЕ ЭТО – ЭКСПРОМТ 

Первый из них – развитие творческих способностей воспитанников за счет обучения их законам композиции на уроках сольфеджио и музлитературы. Ребята также должны уметь писать и работы по музыковедению. На сольфеджио учат импровизировать: начиная буквально с первого-второго класса, на тему, заданную педагогом, а позднее тему должны сочинять самостоятельно и затем развивать ее, варьируя.

Еще одно нововведение – использование компьютера, в частности программы FINALE, с помощью которой даже детей обучают аранжировать нотный текст. Поэтапно это выглядит примерно так.

Сначала выбирается инструментальный состав для пьесы с определенным диапазоном и звучанием. Затем анализируется специфика записи инструментов с точки зрения мелодии, гармонии, тональности и ритма. В финале происходит анализ партитуры по голосам и параллельно с компьютерным звучанием.

«Мы с первых шагов приобщаем детей к импровизации. Учащиеся очень раскрепощенно изучают ноты не только в письменном варианте, но и на цифровых технологиях, – подчеркивает Т.П. Дормидонтова. – К примеру, творческое задание состоит из записи четырех тактов музыкального диктанта с последующим досочинением своей музыки. Или дается музыкальная тема в мозаичном порядке, и ребенок должен из разрозненных тактов выстроить логичную музыкальную последовательность. С помощью самых разных средств выразительности дети предлагают свои темы-образы услышанной и сочиненной  мелодии, будь то явление природы, зверь, птица и так далее. Описанное специфическое направление формирует музыкальную логику и способность к анализу».

В таком инновационном виде сольфеджио приобретает совершенно иной регистр по развитию чувства ритма, слуха и всех музыкальных способностей. Подобные эксперименты с импровизацией не только дают детям знание музыкальной грамоты, но и улучшают память, развивают воображение. Это ведет к познанию, выработке внутреннего темперамента и воли у ребенка, склонности аналитически и образно мыслить, что благотворно сказывается на его жизни за пределами музыкальной школы. Совместные с педагогом импровизации и сочинение собственных  композиций помогают слушать не только мелодию, но и друг друга. Что касается компьютера, то он не просто совершенствует освоение программы «музыкальный редактор», но и обучает самостоятельному музицированию.

В школе практикуется и еще одна оригинальная форма работы: преподаватель играет основную мелодию, а дети выходят на сцену по очереди и ее транспорируют, гуляя по разным тональностям и меняя ритм.

Таким образом, в ДМШ № 3 применяются самые современные инновационные методы преподавания и высокотехнологичные программы в области музыкального образования, обладающие комплексом преимуществ перед традиционным обучением. Все это дает возможность активизировать музыкальный слух и мышление, развить навыки композиции и аранжировки, расширить общий художественный кругозор.

Второе специфическое направление работы относится к освоению детьми джазового вокала. Помимо музыкальных занятий, по этому направлению идут еще и уроки английского языка. Известно, что благодаря своим корням, вокальные джазовые произведения по преимуществу исполняются на английском языке. И на конкурсах этого направления жюри, помимо всего прочего, обязательно обращает внимание на произношение. Таким образом для джаз-вокалиста это немаловажный момент. Есть и еще одна деталь: изучая английский в обычной общеобразовательной школе, дети редко овладевают правильным произношением: учебных часов преподавателям  СОШ обычно хватает лишь на то, чтобы их ученики могли  понимать, о чем идет речь в том или ином тексте, и переводить его.  Соответственно, ДМШ в такой ситуации оказывает помощь общеобразовательной школе. 

«Многие джазовые и эстрадные композиции действительно звучат на английском языке. А ребята, даже те, кто учится в "английских" классах общеобразовательных школ, редко обладают произношением, необходимым для полноценного исполнения вокальной классики джаза. Оно оставляет желать лучшего потому, что в американизированном английском произношение уже заметно отличается от того, каким оно было в период расцвета джаза в США в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века», – поясняет Татьяна Дормидонтова. 

КВЕСТЫ ПОД КЛАССИКУ И ОПЕРУ

Еще одной из оригинальных экспериментальных программ ДМШ стали планируемые экскурсии в рамках проекта «Подземный мир». Сегодня этот проект ждет своего часа для полноценного осуществления. Его суть очень похожа на популярные у детей и молодежи развлечения под названием «квест», предназначенные для любителей смекалки, ловкости, эрудиции и командного взаимодействия. Но если обычные аналоги включают сюжеты по мотивам сказок, мультфильмов и компьютерных игр, то в музыкальной школе путешествие с испытаниями и тайнами идет бок о бок с познанием произведений искусства.

Первый опыт в этом творческом направлении касался поиска клада с призами. Дети нарядились в костюмы гномов и эльфов, а все представление заканчивалось у искусственного костра. Но главная изюминка заключалась в том, что экскурсии сопровождает музыка. «Как только мы приобретем хорошее звуковое оборудование, любые дети смогут принимать участие в самых разнообразных квестах-путешествиях в замкнутом пространстве», – отметила Татьяна Дормидонтова.

Если судить по программе школы, то в проект «Подземный мир» вошли самые разнообразные сказки, музыкальные произведения, оперы, фильмы и живопись. Речь идет не просто о развлечениях, но о параллельном знакомстве ребят со столь дивным и притягательным миром искусства. В частности, экскурсия «Подземный мир гномов» будет проходить по мотивам сказок Х.К. Андерсена под музыку Эдварда Грига. Приключенческая фантазия «В поисках Эвридики в подземном царстве Аида» вобрала в себя сокровищницу из опер Якова Пери, Клаудио Монтеверди, Кристофа Виллибальда Глюка, Йозефа Гайдна, оперетты Жака Оффенбаха, мелодрамы Е. Фомина, балета Стравинского, фильма Жана Кокто «Орфей», зонг-оперы Александра Журбина. Экскурсия «Мир Иеронима Босха» погрузит участников в причудливую картину самого загадочного художника с музыкой эпохи Средневековья и Возрождения, прозвучит, в частности, фортепианная пьеса по мотивам картины И. Босха «Корабль дураков» Юрия Шеманаева (выпускника ДМШ и лауреата областных конкурсов по классу композиции). Не менее интересны фэнтези «Щелкунчик и Мышиный Король» по мотивам произведений Э.Т. Гофмана на музыку П.И. Чайковского и эпическая «Кармина Бурана» по одноименной кантате Карла Орффа.

В отдельном ряду стоит экскурсия «Сохраним нашу планету!» на актуальную тему о том, что наш долг – уберечь Землю от войн, технологических и экологических катастроф. Эту экскурсию сопровождает культовая британская психоделическая группа PinkFloyd и демонстрация видеофильма о Чернобыле и Припяти. В планах школы множество других зрелищных и познавательных квестов-путешествий, в которых могут принять участие любые дети и даже их родители.

СИНТЕЗ ВЛАСТИ И КУЛЬТУРЫ 

Наравне с внедрением специфических и инновационных направлений деятельности ДМШ № 3 открывает новые специализации. В этом году появилась театральная студия. Учащиеся осваивают сценическое движение, технику речи, готовят пластические этюды. Далее будут ставиться спектакли. На подходе появление отделения изобразительного искусства.

«Очень важно, – говорит директор, – что у нас появилась замдиректора по учебно-воспитательной работе, которая курирует концертную деятельность школы. Она очень активный человек: помогла создать оркестр, вокальные ансамбли и сама выступает как вокалистка. Недавно у нас появился и талантливый трубач-инструменталист, лауреат многих международных конкурсов. Мы готовим с ним концертную программу, включающую такой шлягер, как «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина в аранжировке для трубы и фортепиано. С таким разнообразием отделений и сфер деятельности мы обязательно будем стремиться получить новый статус – школы искусств».

В последнее время ДМШ начала развиваться и строит перспективные планы гораздо успешнее и быстрее, нежели за предыдущие годы. Директор школы и ее педколлектив могут быть талантливы все как один, но если нет условий для развития, если администрацию района мало интересует дополнительное образование детей, то одному руководству учреждения очень трудно найти ресурсы для полноценной реализации проектов. Но нынешние власти Сергиева Посада прекрасно понимают, какое важное значение для формирования личности имеет воспитание в детях чувств и развитие творческого потенциала. Отсюда и должное внимание к учреждениями ДОД, тот редкий в наше время случай, когда педагоги и чиновники уважают друг друга.

В настоящее время в ДМШ № 3 Сергиева Посада обучается 130 детей в классах  фортепиано, гитары, скрипки, баяна, аккордеона и хорового пения по предпрофессиональной и общеразвивающей программам на бюджетном отделении и свыше 40 человек на платном. Среди предметов обучения –  специальный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, ритмика, слушание музыки, хор, ансамбль, аккомпанемент, вокал классический, эстрадный, джазовый.

Учащиеся школы неоднократно становились лауреатами и дипломантами областных, межзональных, районных конкурсов и фестивалей. Они представляли свои  музыкальные сочинения и импровизации, музыкально-театрализованные сценки и собственные авторские произведения.

На фото С. Пахомов

Поделиться:

Наверх