Top.Mail.Ru
АРХИВ
09.12.2011
АЛГОРИТМЫ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Музыкальное воспитание по методике Д.Е. Огороднова - это одно из направлений, которое использует в своей работе талантливая певица, преподаватель кафедры академического пения ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, вокальный педагог Государственной академической симфонической капеллы России, заслуженная артистка РФ Татьяна Павловна Шарова.

Через ее руки проходят и начинающие певцы, в том числе дети школьного возраста и студенты музыкальных учебных заведений, и профессионалы, нуждающиеся в совершенствовании своих вокальных навыков. По ее мнению, и детская, и взрослая педагогика должна придерживаться главного принципа: помочь исполнителю создать свой певческий инструмент, который будет способен решать любые творческие задачи вокалиста.

Одним из существенных источников, сформировавших ее педагогические взгляды, Т.П. Шарова считает впечатления и навыки, полученные еще в детстве от самобытного вокального педагога Дмитрия Ерофеевича Огороднова. Его методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека (именно так названа главная работа Огороднова) получает все большую известность в России и за рубежом. В нынешнем году Дмитрий Ерофеевич отметил свой 95-летний юбилей и до сих пор занимается педагогической деятельностью – проводит мастер-классы, консультирует своих последователей. Инженер-физик по первому образованию, он также учился в ленинградском музыкальном училище для взрослых, а затем в институте - по педагогической и хоровой специальностям, посвятив жизнь музыкальному воспитанию детей.

Татьяна Шарова – одна из первых его учениц, ставшая профессиональной певицей. «Во многом я чувствую себя последователем Огороднова, - говорит она. – Дмитрий Ерофеевич не просто вокальный педагог с собственной оригинальной методикой. Он философ и общественный деятель. Его волнуют не только вопросы певческого воспитания, но прежде всего - созидательная работа по повышению уровня культуры общества. А развитие человеческого голоса – один из путей достижения этой цели. И я давно утвердилась в том мнении, - продолжает Т.П. Шарова, - что формирование личности, проявление ее в общечеловеческом пространстве начинается с голоса. Внешность человека – это его контур. А проявление внутреннего содержания выражает голос. Каждому человеку нужно научить свой голос жить по законам красоты, добра и созидания».

Главным достижением методики Огороднова, считает Т.П. Шарова, является вокальный алгоритм, выраженный в визуальной схеме.

Этот алгоритм включает в работу весь организм ученика, т.е. голосовой аппарат, движение рук (т.к. ученик дирижирует по схеме указкой или кистью руки) и зрение. Это помогает формированию целого комплекса певческих и в целом музыкальных навыков: прикосновение к звуку, формирование непринужденного тембра, воспитание ладового чувства. Гениальность этого алгоритма в его необыкновенной простоте. Урок по методике Дмитрия Ерофеевича проходит в форме музыкального диалога. Учитель поет короткую попевку - например, «филин сидит в темном лесу». А ученик, дирижируя по схеме алгоритма, отвечает ему: «ух (вдох носом), у-у-У». Основная гласная, с которой начинается работа, это гласная «У». Она самая удобная в вокализации, позволяет исключить всякое напряжение гортани и петь в непринужденной манере. Затем осваиваются и другие гласные.

Т.П. Шарова отмечает, что ей нравится не только сам алгоритм, но и дидактические песенки, сочиненные Д.Е. Огородновым, например, «Ворон». Учитель поет на тонике лада запев «сидит ворон на дубу, он играет во трубу». А ученик или же весь класс отвечает на том же звуке «у-у-У». Происходит осознание тоники как основы лада, короткие звуки тяготеют в один долгий звук, слабые доли - в сильную. Это напоминает и знаменный распев, и знаменитое упражнение Генриха Панофки – «ма-ме-ми-мо-му». Но упражнения Огороднова более живописны и образны, что важно, прежде всего, для детей. Занятия по алгоритму и дидактическим упражнениям решают одну из главных задач – формирование и осмысление своего собственного тембра как инструмента выразительности, не только певческой, но и речевой. Занимаясь по алгоритму, ученики погружаются в пространство звука, осознают и развивают свою личность посредством голоса. Умение чувствовать тембр своего голоса одинаково важно как для профессионального певца, так и для любителя пения.

«По завершении учебы, - рассказывает Т.П. Шарова, - (я училась в Ленинграде: сначала окончила Институт культуры как дирижер-хоровик, а затем консерваторию как певица и преподаватель) я чувствовала педагогическую неуверенность. У меня осталось много профессиональных вопросов, решения которых не были найдены. Они пришли позже как результат собственных творческих поисков в ходе богатейшей концертной деятельности, которая продолжается и поныне под руководством замечательного дирижера В.К. Полянского в Государственной академической симфонической капелле России. Немало способствовала этому работа с вокальным педагогом капеллы Смирновой Татьяной Дмитриевной. Певица в прошлом, она была носителем итальянских вокальных традиций и способствовала моему постижению многих вокальных таинств. В итоге у меня сложилось собственное певческое и педагогическое кредо. Одним из постулатов является формирование понимания того, что певческий голос – это не просто звук, а тембр. А окрас тембра, по мудрому выражению Ю.Нагибина, - это окрас души». Результатом кропотливой работы над тембром голоса является встреча со своей творческой индивидуальностью. Многие годы занимаясь фактически поствузовским образованием певцов, я установила, что большинство из них плохо чувствуют и слышат тембр своего голоса, у них слабо развито ладовое чувство, которое является основой музыкальности. И здесь на выручку приходит спасительный алгоритм моего учителя».

Принципы певческого воспитания Д.Е. Огороднова на сегодняшний день оценены недостаточно. Потребуются время и серьезные усилия учеников и последователей для внедрения и использования этой универсальной методики.

Поделиться:

Наверх