I Всероссийский музыкальный конкурс близок к завершению. Своими наблюдениями о ходе состязания в интервью нашей газете делится секретарь оргкомитета конкурса, главный специалист-эксперт отдела музыкального искусства Департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Е.М. Привалова.
- Елена Михайловна, с момента старта конкурса (15 сентября) вы побывали на конкурсных прослушиваниях первого и второго туров в трех регионах: во Владивостоке, Казани и Ростове-на-Дону. Расскажите, пожалуйста, о структуре конкурса и поделитесь своими личными впечатлениями.
- Конкурс состоит из 3-х туров: первый и второй уже прошли в крупнейших городах семи федеральных округов, за исключением Северо-Западного (Санкт-Петербург). Третий тур, состоящий из двух этапов, будет проходить в Москве. В первом этапе конкурсанты исполнят программу второго тура, на втором будут выступать с симфоническим оркестром.
Отмечу, что общий уровень музыкальной культуры и образования в регионах уже заметен: есть лидеры, есть и те, кто сегодня не занимает ведущих позиций. И регионы, которые удалось посетить лично мне, также различны. Скажем, на отборочном туре в Дальневосточном округе ощущалась оторванность от центра. Там специальности поделились: во Владивостоке прослушивание проводилось по специальности скрипка и виолончель, в Якутске – фортепиано и сольное пение. Среди пианистов и вокалистов нашлись ребята, которые претендуют на поездку в Москву, а среди скрипачей – увы.
- Кто из конкурсантов особенно запомнился?
- Интересным открытием явились юные виолончелисты из Высшей школы музыки Республики Саха/
Запомнилось яркое и талантливое
- Организаторы ставили перед собой двоякую задачу: во-первых, устроить масштабные состязания по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение, во-вторых, провести мониторинг учреждений профессионального музыкального образования в 8 округах Российской Федерации. На ваш взгляд, сработал ли конкурс как аналитический инструмент - другими словами, удалось ли выяснить, что происходит в регионах, много ли студентов обучается, сколько из них талантливых, как работает профессура музыкальных вузов?
- К этому конкурсу регионы подошли очень ответственно. Так, во Владивостоке отремонтировали концертный зал и улучшили акустику, в Якутске купили 3 «Стейнвея», отремонтировали музыкальную школу. О профессиональной подготовленности конкурсантов, представляющих государственные вузы, лучше спрашивать у жюри. Я лично убедилась в непредвзятости и большой объективности жюри. В Казани и Новосибирске, к примеру, ожидания педагогов не совпали с оценкой нашего жюри, поэтому неизбежно происходили конфликты с педагогами, которые высказывали свои претензии. Члены жюри, а это пять выдающихся музыкантов, давали объективную оценку исполнениям и высший балл присуждали тому, кто лучше выступил, а не тому, кто имел рекомендации преподавателей. Но составить полное представление о состоянии дел в музыкальном образовании невозможно, так как, по высказываниям многих педагогов, не все лучшие силы были представлены. Однако заметна связь между уровнем исполнительской школы и спокойным, раскрепощенным отношением к жюри. Открыто подходили к членам жюри за консультацией в Екатеринбурге, где выявилась очень сильная вокальная школа. В уже упомянутом Якутске все также стремились подойти после прослушивания с вопросом, «в чем ошибки», попросить рекомендации. В то же время в регионах, в которых не все «гладко», но есть педагоги, которые считают себя мэтрами, учеников не подпускали и всячески мешали общению с членами жюри. Единственной причиной тому я вижу боязнь педагогов подорвать собственный авторитет, и эту проблему считаю намного более серьезной, нежели непрофессионализм.
В этом году нам не удалось сделать мастер-классы во всех регионах, поэтому мы рассчитывали на консультации членов жюри. И немало удивила безинициативность педагогов и конкурсантов - почти никто не подходил к жюри и не интересовался, почему у них те или иные результаты. Поэтому на заседании оргкомитета мы будем обсуждать вопрос, как продолжать работать именно с педагогами. Если в регионах музыкантам невозможно расти, значит, будет происходить отток кадров в Москву и Санкт-Петербург. Но благодаря консультированию преподаватели смогут расти, и сообща нам, возможно, удастся повысить профессиональный педагогический уровень в регионах.
- Впереди состязания в Санкт-Петербурге: 10 - 12 ноября. Заключительный тур в Москве: 19 - 24 ноября. Какие, на ваш взгляд, перспективы у конкурса?
- Все члены жюри говорят, что в Санкт-Петербурге будет самый сложный отборочный тур. Несмотря на то, что на подготовку у них оказалось больше времени, им нужно стараться выдать свои результаты максимально. Там сильная школа, поэтому все ожидают высоких показателей. После прослушиваний в Санкт-Петербурге будет подведен итог, в каждой специальности будет отобрано 10 конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов. Будут трудности при отборе, потому что уже есть одинаковые баллы, особенно у пианистов. Могу сказать, что позиция жюри такова: если с одинаковыми баллами будет конкурсант из столицы и из региона, то выбор будет сделан в пользу регионала. Первый этап третьего тура позволит сравнить сильнейших из всех восьми регионов и выбрать по-настоящему лучших для большого финала.
- В чем, на ваш взгляд, сильные стороны этого конкурса?
- Учрежденный Правительством РФ конкурс призван уделить внимание всем специальностям профессионального музыкального образования. Конкурс продолжится в следующем году по специальностям: камерные ансамбли (фортепианное трио, струнный квартет, духовой квинтет – деревянных и медных духовых), дирижирование хором, дирижирование симфоническим оркестром. В 2012 году – по специальностям духовые инструменты (деревянные и медные), арфа, орган и ударные инструменты. В 2013 году – по специальностям: народные инструменты и дирижирование оркестром народных инструментов. И только на этом завершится четырехгодичный цикл I Всесоюзного музыкального конкурса. В 2014 году стартует уже второй.
Мы стараемся действовать
Этим конкурсом мы хотим попытаться поднять музыкальную культуру в целом и привлечь в регионах внимание к музыкальному образованию. Благодаря поддержке российского правительства и региональных властей нам удастся повысить музыкальную культуру в России.
Поделиться: