Санкт-Петербург, площадь Островского, в прошлом Александринская площадь… Именно здесь, в здании бывшего городского Кредитного общества (дом № 7), 20 марта 1888 года состоялось первое выступление Кружка любителей игры на балалайках во главе с Василием Васильевичем Андреевым. Участники концерта В.В. Андреев, А.А. Волков, В.А. Панченко, А.В. Паригорин, Ф.Е. Реннике, А.Ф. Соловьёв, Д.Д. Фёдоров, Н.П. Штибер и пианист А.Ф. Эльман навсегда вошли в историю. А само событие, увековеченное мемориальной доской на фасаде, положило начало жизни первого национального русского оркестра.
«Петербургский листок» того времени сообщал: «Состоявшийся вчера в зале Кредитного общества концерт балалаечников сопровождался таким огромным успехом, какой выпадает на долю разве только великих европейских виртуозов. Билеты были заранее все распроданы, и целые толпы разочарованных любителей национального инструмента уходили из кассы ни с чем. (…) Восторгам не было конца. (…) Зал буквально дрожал от аплодисментов. Г-ну Андрееву поднесены были два венка».
Чем же так удивили петербуржцев музыканты-любители, разучившие репертуар по слуху? Прежде всего, внешним обликом. Публика ожидала увидеть балалаечников в русских костюмах, а на сцену вышли артисты во фраках, белоснежных жилетах и лакированных ботинках. Все – самое лучшее, новое, безукоризненно сшитое за счет Андреева, уже известного в столице не только своими артистическими дарованиями, но и превосходным вкусом в одежде. Под стать изысканному облику музыкантов было и слаженное, безупречное звучание восьми усовершенствованных балалаек разного размера: знакомый всем инструмент сказочно преобразился, превратившись в концертный. Хорошо известные слушателям русские народные песни «Во пиру была», «Во саду ли, в огороде», «Я вечор в лужках гуляла», «Научить ли тя, Ванюша», «Барыня», «Выйду ль я на реченьку», «По улице мостовой», «Камаринская» в обработке Андреева очаровали новизной и красотой тембра, разнообразием вариаций, богатством оттенков. Кроме того, Андреев сыграл на балалайке «Сводногвардейский марш» собственного сочинения, а на крошечной гармошке – фрагменты оперы «Жизнь за царя». Успех был ошеломляющий. «Итак, – подводил итог «Петербургский листок», – вопрос о законности и пригодности балалайки как старинного российского инструмента практически разрешен утвердительно. Из сферы загнанности и забвения усовершенствованная балалайка вышла на музыкальную дорогу». В жизни Андреева будет еще много триумфов, но этот навсегда останется для него самым дорогим.
Прошло десять лет. 22 марта 1898 года в Зале Дворянского собрания в Петербурге праздновался юбилей Великорусского оркестра В.В. Андреева. «Петербургский листок» свидетельствовал: «Сбор громадный. Публики столько, что яблоку негде упасть. Колонны Дворянского собрания, казалось, дрожали от приветствий юбиляру». Позади уже немало достижений: одобрение великих русских композиторов, высокое признание балалаечников во Франции, плодотворные поездки по России, возрождение домры, превращение Кружка в Великорусский оркестр численностью около 20 человек. Музыканты научились играть по нотам, а сам Андреев стал незаурядным дирижером и написал целый ряд произведений для своего оркестра. Балалайка за эти годы приобрела широкую популярность в России. В одном только Петербурге насчитывалось не менее 20 тысяч любителей игры на этом инструменте – оркестры были чуть ли не в каждой гимназии. Увенчалась победой и шестилетняя безвозмездная работа Андреева в войсках, там был утвержден штат преподавателей. Начинание Андреева горячо поддержали именитые современники: его самоотверженными сподвижниками стали Н.П. Фомин, В.Т. Насонов, Ф.А. Ниман, Н.И. Привалов. А впереди – новые вершины…
Мариинский театр, 2 апреля 1913 года. Концерт к 25-летию Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. На торжестве присутствует Николай II с семейством и лично одаривает юбиляра. Поздравления поступают из разных уголков России и со всего мира от самых известных современников: праздник объединил все слои общества. К этому времени в России нет уже ни одного учебного заведения, в котором не было бы своего оркестра балалаечников, а производство усовершенствованных русских народных инструментов, распространяемых по всему миру, приносило солидный доход в казну. Создан обширный разнообразный репертуар, состоящий из оригинальных сочинений и переложений. Русский мастер-самородок Семён Налимов создает все новые уникальные инструменты. Великорусский оркестр посетил десятки российских городов, покорил Европу, Соединенные Штаты Америки, Канаду. За рубежом возникли многочисленные коллективы русских народных инструментов, появились грампластинки с записями Андреева и Великорусского оркестра. Впечатления от его звучания в то время красочно выразил философ Василий Розанов: «… в зале Дворянского собрания (…) играли «Осень» Чайковского: закрыв глаза, вы слышали воющий ветер, такой печальный, такой одинокий, – такой ужасный тем, что его покинули цветы и плоды, что он не ласкает никакой зелени, никакой жизни, и в нем самом нет жизни, а есть только страшная тоска стихии, несущейся над развалинами, над камнями, над бесплодной пустыней… О, как страшно, и жалко, и пугливо! Это душа плачет, когда в ней осень, когда все потеряно, все утрачено… Раскрыл глаза: перед замершим в благоговении залом сидит человек 70 людей в черных фраках и белых галстуках с сосредоточенностью монахов. И эти «монахи» Андреева, все с английскими проборами посредине головы, элегантные, молодые, энергичные, сидят над трехструнными балалайками, и каждый в отдельности и каждую минуту издает «трынь-брынь». Да, но и «Медный всадник» Пушкина состоит в каждой строчке и во всяком слове из «аз-буки-веди», т. е. не из большого добра. Но Люблю тебя, Петра творенье»…
Следующий юбилей оркестра не был уже столь триумфальным: андреевцам приходилось выживать в условиях военного времени и революционных событий. Однако 30-летие коллектива отметили концертом в Театральном зале консерватории 21 апреля 1918 года. Многое изменилось за прошедшие пять лет. Удостоившись в марте 1914 года звания «Императорский Великорусский оркестр» и получив спасительную субсидию от дворцового ведомства, андреевцы не почивали на лаврах. Почти все афиши того времени сообщают о многочисленных благотворительных концертах коллектива, названного после Февральской революции Первым народным великорусским оркестром.
Для В.В. Андреева этот юбилей стал последним: осенью 1918 года легендарный музыкант смертельно заболел во время выступлений на фронте перед красноармейцами. Много испытаний прошел оркестр, оставшийся без своего гениального руководителя и вдохновителя. Так, в год 40-летия коллектива небольшой субсидии едва хватало на отопление репетиционного помещения (бывшей квартиры Андреева). Чтобы сохранить коллектив, музыканты делали в пользу оркестра ежемесячные взносы.
Полувековой юбилей в 1938 году ознаменовался значительными творческими достижениями Оркестра им. Андреева, принятого к тому времени в штат Ленинградской Филармонии. Однако вскоре грянула война: блокада унесла жизни многих андреевцев. По приказу, из Москвы были конфискованы ценные инструменты и архив коллектива, но и в этих условиях творческая жизнь не погасла – уже весной 1942 года ленинградцы услышали любимый оркестр по радио, в 1943-м он дал 90 концертов! Блокадники и вернувшиеся с войны андреевцы с помощью ведущих ленинградских деятелей культуры и известных симфонических дирижеров нашли в себе силы возродить былую славу оркестра, отстояли имя Андреева.
С 1986 года Андреевский оркестр возглавляет Д.Д. Хохлов, ныне народный артист России. 100-летие старейшего коллектива отмечалось в 1988 году с большим размахом. Андреевский оркестр удостоился звания «Академический». По сложившейся традиции, местом проведения праздничного концерта стал Большой зал Ленинградской Филармонии. Для участия в торжествах прибыли гости из разных стран. Члены ассоциации «Домры и балалайки Америки» вместе с музыкантами Андреевского оркестра сыграли знаменитую песню «Эй, ухнем». Как и в прежние юбилеи, зал был переполнен.
Последующие три десятилетия ознаменовались насыщенной концертной жизнью, существенным пополнением репертуара, значительным расширением географии зарубежных гастролей, многочисленными выступлениями в самых знаменитых залах мира, включая нью-йоркский Карнеги-холл, афинский Мегаро, Пекинскую оперу. В концертах Андреевского оркестра принимали участие солисты и коллективы Японии, Китая, Греции, Молдовы, Литвы и многих других государств. Фестивали «Андреевский оркестр и его друзья» собирали исполнителей на русских народных инструментах из разных стран.
В 2018 году Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева отмечает свой 130-й день рождения. Время идет, меняется жизнь, меняются поколения андреевцев, а здание бывшего Кредитного общества на площади Островского вот уже второе столетие хранит память о великом сыне России – Василии Васильевиче Андрееве и о рождении первого русского оркестра.
На снимках: В.В. Андреев; Великорусский оркестр В.В. Андреева, 1898 г.; Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, 2018 г.
Поделиться: