АРХИВ
31.03.2015
ЛИШЬ ИЗБРАННИК ТВОРИТ ИСКУССТВО
Основателю, художественному руководителю и дирижеру Губернаторского оркестра русских народных инструментов Вологодской области Галине Перевозниковой – 70 лет. Она из тех немногих, кто способен дать толчок к развитию музыкального искусства и культуры целого региона.

Коллектив сформировался в 1993 году. Довольно скоро Галина Ивановна поняла, что признание к нему придет только тогда, когда он перестанет быть самодеятельным, аккомпанирующим певцам составом, а превратится в полноценный оркестр с широчайшим арсеналом выразительных средств. Для реализации идеи были нужны высокий профессионализм исполнителей и качественно новый репертуар. 

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

С первых шагов Г.И. Перевозникова начала разрабатывать собственную систему оттачивания профессионализма музыкантов через кропотливую работу над современным репертуаром. Все больше сочинений в разных жанрах создавалось по заказу череповецкого оркестра. Такое сотрудничество способствовало не только созданию оригинального современного репертуара, но и позволило руководителю оркестра идти в авангарде инструментального исполнительского искусства.
Это стало отличительной чертой репертуарной политики. Благодаря неустанной работе, за 22 года оркестром было представлено множество премьер: Сюита для домры и русского народного оркестра «Из японских сказок», пьесы на японские темы «Мост Эдо» и «Деревенский храмовый праздник», Поэма памяти Николая Рубцова, Концерт для альтовой домры и русского народного оркестра Алексея Ларина;  Концерт для альтовой домры Pro et contra, Концерт для балалайки и народного оркестра «Время прощать», Концерт для альтовой домры, балалайки и народного оркестра «Остров счастья», Концерт «Вавилонская башня», «Вологодские кружева» для фортепиано, скрипки и оркестра народных инструментов Михаила Броннера; Концерт для альтовой домры, народного оркестра и фортепиано «Инициалы», Концерт для альтовой домры, фортепиано, тромбона и оркестра русских народных инструментов «Сюжеты» Татьяны Сергеевой; переложения Концерта для мандолины с оркестром, Концерта для баяна с оркестром, сказка «Маленький принц» для народного оркестра и чтеца, Симфония-партита, «Ироническое па-де-де», Концерт-сюита «Причуды» для балалайки и оркестра народных инструментов Ефрема Подгайца. Были сделаны переложения оперы «Виринея» Слонимского, а также  «Еврейской рапсодии», которые, по замечанию некоторых его коллег, звучат чаще, чем другая его музыка. Сюита «Царевна-лягушка» – второе произведение для балалайки, которое Сергей Михайлович написал в 2004 году для Губернаторского оркестра. Через год коллектив Перевозниковой представил мировую премьеру его Концерта-симфонии для большой альтовой домры и симфонического оркестра.
«Галина Ивановна с большим уважением относится к композитору, не ставит себя выше него, как многие: скажи, мол, спасибо, что я тебя вообще играю, – делится впечатлениями Алексей Ларин. –  А уж если у композитора что-то не получилось, то он при ее живейшем участии сам это поймет и постарается сделать лучше». 

Ефрем Подгайц специально пригласил Галину Ивановну для разучивания оркестром «Боян» его Концерта для мандолины и оркестра, так как никому другому не мог доверить премьеру. Татьяна Сергеева тоже отмечает отсутствие дирижерского снобизма в работе Перевозниковой, которой она посвятила свой Первый концерт для альтовой домры. 

Галина Ивановна признается, что никогда не возьмется за произведение, если  не почувствует в нем «правды и подлинной наполненности». «Я беру новое сочинение и пытаюсь разобраться, что вложил в него автор, – говорит она. – Вчитываюсь в каждую закорючку, в каждый значок, ведь у автора есть только эти условные знаки, которые нужно расшифровать, как иероглифы. И так – нота за нотой – я выстраиваю канву сочинения. Но если, расшифровав, понимаю, что за нотами ничего нет, то эту музыку я просто не играю». 

СТРУНА КАК ТЕТИВА

О своих музыкантах Галина Перевозникова говорит так: «Не раз приходилось слышать, что у русского оркестра нет будущего, что эти инструменты убоги, нескладны. Но вот за дело взялись мастера, и как раскрылась, как зазвучала, к примеру, та же балалайка. Как ее зажатость в трехструнном диапазоне вдруг дала возможность передать отчаяние, исступление, гнев, как неповторимо звучит она в цепком ударе по натянутой, как нерв, струне! И какую ни с чем не сравнимую пульсацию дает тремолирование домр и балалаек – словно ощущается биение самой живой энергии, естественного дыхания. В одних сочинениях русский народный оркестр становится единственно возможным выразителем национального начала, и, кажется, нет лучшего средства для отражения русской души, а в других в нем раскрываются такие колористические возможности, без всякой привязки к национальности, что дух захватывает. Даже рождается крамольная мысль, что оркестр обновил некоторых композиторов, подарил им свежее дыхание и в сочинениях для него они превзошли себя прошлых – приверженцев традиционных составов».

Любой творец, по ее глубокому убеждению, обязан быть носителем тех ценностей, которые он транслирует в своем искусстве. И поистине она сама является примером такого творца. Галина Ивановна стала не просто исполнителем, а своего рода гарантом качества. «Люди купили билет, доверившись нам, – обращается она к оркестрантам. – Мы не можем обмануть их ожидания и должны отплатить нашим искусством». Она всегда требует честности и трудолюбия, без которых невозможно истинное вдохновение, которое «подскажет точное воплощение авторского замысла и поможет донести его до публики с совершенной ясностью и отточенностью всех нюансов».
Проделанная Губернаторским оркестром многолетняя работа сегодня дает ощутимые результаты: все чаще российские музыканты говорят о подъеме и даже о буме народного исполнительства. Подрастают молодые исполнители, все больше оркестров включается в работу над новым репертуаром, в вузах появляется предмет «Инструментовка для народного оркестра». Благодаря Губернаторскому оркестру русских народных инструментов невероятно вырос авторитет исполнительства на народных инструментах. Многочисленные концерты в вологодском крае проходят с неизменным успехом и при аншлаге.

Поделиться:

Наверх