Top.Mail.Ru
АРХИВ
03.11.2011
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС: ВТОРОЙ ЭТАП
24 сентября стартовал второй этап I Всероссийского музыкального конкурса. В этом году состязаются симфонические и хоровые дирижеры, а также камерные ансамбли. Пресс-менеджер проекта Ульяна Мартынова представила нашему корреспонденту детали события.

- Кто является ключевыми фигурами конкурса в нынешнем году?

- Идейные вдохновители конкурса этого года - известнейшие музыканты. По специальности «камерный ансамбль» - народный артист России, профессор, проректор по артистической деятельности Московской консерватории Бондурянский Александр Зиновьевич. По специальности «хоровое дирижирование» - народный артист России, профессор, заведующий кафедрой Московской консерватории Тевлин Борис Григорьевич. По специальности «оперно-симфоническое дирижирование» - народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии Симонов Юрий Иванович.

- Что происходит на конкурсе в настоящий момент?

- За два месяца конкурс уже прошел во всех федеральных округах по двум специальностям: «хоровое дирижирование» и «камерные ансамбли». То есть жюри, как это было и в 2010 году, прослушало конкурсантов в российских городах от Дальнего Востока до юга России, до Санкт-Петербурга. Прослушивания по третьей специальности этого года - «оперно-симфоническое дирижирование» будут проходить с 1 по 8 декабря в Москве.

Состязания в номинациях «камерные ансамбли» и «хоровое дирижирование» в самом разгаре. Закончился первый тур, идет подготовка ко второму, который у хоровых дирижеров состоится с 7 по 10 ноября, а у ансамблистов с 14 по 18 ноября. Для прослушиваний второго тура предоставляются лучшие залы Москвы: хоровики выступят в Концертном зале РАМ им. Гнесиных, ансамбли - в Малом и Рахманиновском залах консерватории. К участию во втором туре допущены представители практически всех округов. В целом это 22 ансамбля - 11 фортепианных трио и 11 струнных квартетов - и 16 хоровых дирижеров.

- Как воспринимают конкурс в регионах?

- В прошлом году конкурс вызвал огромный интерес, который отмечается и в этом году, судя по активности студентов профессиональных музыкальных учебных заведений. Сами же учебные заведения исключительно заинтересованы в конкурсе, так как принимают в своих стенах в качестве членов жюри действительно выдающихся деятелей культуры, например, Евграфова Юрия Анатольевича - председателя жюри по специальности «хоровое дирижирование», профессора Московской консерватории, заслуженного артиста России, произведения которого звучат в исполнении практически каждого из учебных хоров, его высоко ценимых в профессиональной среде коллег: народного артиста России Маркина Эдуарда Митрофановича, ректора Нижегородской консерватории Фертельмейстера Эдуарда Борисовича.

В каждом регионе прослушивания становились событием. И везде - впрочем, как и в прошлом году, членов жюри просили провести мастер-классы, консультации. В некоторых городах действительно удавалось организовать творческие встречи с членами жюри, на которых, в частности, звучали ценные рекомендации по ведению учебного процесса. Для Владивостока, например, или для Якутска, куда непросто привезти частичку столичной культуры, это было крайне важно.

- Много ли талантов открыто в регионах?

- Таланты в регионах есть - на второй и третий тур в Москву приедут участники из всей России, что является лучшим тому подтверждением. Хочу отметить, что, как и в прошлом году, снова успешно представлена на конкурсе Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) - на сей раз двумя ансамблями. Это учебное заведение держит очень высокую планку, музыкальная жизнь там идет полным ходом. Тут снова стоит подчеркнуть достоинство Всероссийского музыкального конкурса как идущего навстречу своим участникам. Понятно, что не всем этим ребятам своими силами удалось бы приехать на первый тур, если бы он проходил в Москве. А вот уже на второй и третий туры оргкомитет конкурса привозит их за свой счет и оплачивает проживание в дни конкурса, причем отдаленность от Москвы не имеет значения. Так, в номинации «хоровое дирижирование» на втором туре будет выступать участница из Владивостока.

- Если соотнести с отборочными турами, прошедшими в прошлом году, чувствуется ли в нынешнем году укрепление авторитета конкурса?

- Безусловно. Конкурс набирает оборот. Понятно, что понадобится несколько лет, чтобы конкурс «состоялся» - приобрел не только большую известность, но и высокий авторитет.

Если сравнивать активность участия в конкурсе в прошлом и нынешнем году, то здесь надо иметь в виду, что в 2010 году состязались представители более широко представленных в музыкальном образовании специальностей: фортепиано, скрипка, виолончель, вокал. В этом году круг участников по объективным причинам сужен. К примеру, камерный ансамбль – это творческий организм, который формируется годами, и требовать, чтобы каждое учебное заведение предоставило сыгранные коллективы, достаточно сложно. То же можно сказать в отношении хоровых дирижеров. Вместе с тем оргкомитет был немало удивлен, получив 80 заявок на участие по специальности «оперно-симфоническое дирижирование»! Конкурс получился 4 человека на место, так как было отобрано 20 человек - это действующие дирижеры театров, и это означает, что уровень конкурсантов очень высокий. Кстати, в прослушиваниях оперно-симфонических дирижеров, которые будут проходить в Московском доме композиторов, примет участие Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Этот же оркестр выступит и на гала-концерте лауреатов 8 декабря в Концертном зале им. Чайковского.

Наш конкурс – мероприятие очень масштабное. И в регионах о конкурсе в этом сезоне знают еще больше. Расширилась география - охвачены новые города, и мы не без оснований надеемся, что в будущем году конкурс будет только расти.

Поделиться:

Наверх