Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.09.2015
Юрий Колотилов: «ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО РАБОТАЮ В РОДНОЙ ШКОЛЕ»
Духовой оркестр ДМШ поселка Ставрово Собинского района Владимирской области более двадцати лет носит почетное звание «Народный коллектив». 12 сентября он с успехом дебютировал на Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня». Подробности – в интервью с директором школы.

– Юрий Викторович, «Спасская башня детям» проводится в рамках фестиваля третий год, ваши воспитанники на Красной площади выступили впервые.  Что они чувствуют?

– Это было по-настоящему успешное выступление, ребята еще не один месяц будут под впечатлением от поездки, вдохновленные масштабностью мероприятия. Наряду с нашим оркестром участвовало одиннадцать детских коллективов. Всегда интересно не только себя показать, но и на других посмотреть: какой уровень, что играют, как выглядят. Такие поездки надолго откладываются в памяти и, на мой взгляд, являются важнейшим звеном патриотического воспитания детей. Дорогого стоит, когда ведущий произносит: «Сейчас на самой главной исторической площади нашей страны прозвучит…» В такие моменты к горлу подступает комок не только у взрослых, но и у подрастающего поколения.

– Они и за рубежом бывали не раз. Расскажите про творческую среду, в которой их растят. 

– В нашей школе работают люди, которые болеют за будущее детей. Ставрово –поселок, население составляет семь с половиной тысяч человек, в общеобразовательной школе учатся чуть более 500, из которых 280 – учащиеся нашей школы и около 50 – постоянные участники детского духового оркестра. Кто как не музыкальная школа дает патриотическое воспитание? Наш оркестр объездил множество городов России и выезжал за границу. На сегодняшний день любой родитель может свозить ребенка в Турцию или Египет, но кто повезет его в русские города с историей – в Псков, Новгород, Волгоград, Ржев? В 2005 и 2007  году оркестр побывал на Мамаевом кургане, что оставило неизгладимое впечатление в сердцах многих ребят.

Необычайно важное значение имеет живое знакомство с ветеранами и памятниками истории и культуры, дети видят их в реальности, а не по телевизору или в учебнике. По большому счету, ради таких моментов и работает школа, прививает вкус, человеколюбие, интерес к собственной стране. Хотелось бы выезжать чаще, но пока учреждение и так прыгает выше головы: как только появляется возможность – используем бюджетные средства, умоляем местные власти – и в путь. Это только на первый взгляд поездки носят увеселительный характер, но в действительности это титанический труд – дети едут не развлекаться, а показывать свое искусство.

Особенно успешно идет работа, когда складывается тандем школа – администрация.  На сегодняшний день нас здорово поддерживает руководство области и района, поэтому мы делаем значительные шаги вперед. На «Спасской башне» дети выступали в новых костюмах. Недавно ушел с должности главы муниципального  образования  «Собинский район» В.Ю. Аникин, проработавший в администрации на протяжении двух созывов. Мы часто обращалась к Виктору Юрьевичу, и он с пониманием относился к любой просьбе.

– Продолжают ли воспитанники художественное образование по окончании школы?

– Хочу сказать, что вертикаль школа-ссуз-вуз – это достояние нашего государства. Нельзя нарушить ни одну ступень этой лестницы, иначе развалится все сооружение. А мы берем детей буквально с садика. Два года они занимаются в подготовительной группе, готовятся к поступлению в первый класс, затем наступает восьмилетний школьный период по стандартам ФГТ, после которого учащиеся переходят на следующую ступень образования. Ставровская детская музыкальная школа гордится большим процентом поступления: многие сейчас в ведущих оркестрах страны, много художников (в нашей ДМШ есть художественное отделение) продолжает заниматься дизайном или реставрацией в профильных ссузах и вузах.

Мы не ставим цель слепить из всех профессиональных музыкантов и художников, мы стремимся обогатить ребят, ввести в их жизнь творчество и оторвать от губительного тандема «улица – компьютер».

– Однако работа по профилированию ведется...

– Конечно, это прерогатива первой ступени, но тем не менее 100%-й план никто не ставит. Согласитесь, что стране не нужно такое большое количество дипломированных музыкантов и художников.

– Более половины детского населения Ставрово получает образование в вашей школе?

– Мы берем всех, вернее вынуждены брать всех, конкурса практически нет. К счастью, детишки занимаются с удовольствием, отсев минимальный, и родители довольны. Но если школа введет отбор, как предписано ФГТ, придется либо сокращать штат, либо совсем закрываться. К счастью, и в этом вопросе нас поддерживает местная администрация.

– Вам не создает конкуренцию общеобразовательная школа?

– Наши здания  находятся через дорогу, так что невыгодно нам ругаться. Ведь там аналогичная ситуация – точно так же нужно назначить факультативы, нагрузить педагогов, иначе никто не выйдет на работу. Они вешают дипломы и грамоты наших воспитанников у себя на стенд, создают, таким образом, ДМШ своего рода рекламу, гордятся детишками и болеют за них. Бывают нестыковки с расписанием – учащимся порой не хватает времени, но мы идем навстречу, расширяем рабочий день, назначаем дополнительные репетиции. За годы совместной с общеобразовательной системой работы выработались взаимовыгодные отношения: ребята участвуют с музыкальными программами в мероприятиях общеобразовательной школы, будь то 1 сентября, 23 февраля, последний звонок, Новогодний огонек, а школа, в свою очередь, не препятствует обучению, отпускает на концерты, поездки, конкурсы. Во время аттестации преподаватели всегда учитывают количество учеников в своем классе, которые занимаются дополнительным образованием.

– Одна из сильных сторон школы – оркестровый отдел. Кто стал создателем духового оркестра?

– У нас все отделения сильные: и пианисты, и народники, и художники. Но оркестровый класс, действительно, всегда держит высокую планку. Все началось в 1970-м, когда Василию Ивановичу Цыкину (выпускнику Владимирского музыкального училища  по классу трубы) предложили открыть музыкальную школу в Ставрово. В этом году мы отмечаем своей 45-й юбилей, и благодаря усилиям и труду В.И. Цыкина нам есть чем гордиться. На протяжении первых лет контингент школы состоял из 3–4 педагогов и 50–60 учеников. Поскольку Василий Иванович сам духовик, естественно, оркестровый отдел собирался первым. Это сейчас на отделении работает семь преподавателей, а тогда молодой директор в одиночку коллектив растил. И спустя три года духовой оркестр школы впервые вышел на улицы поселка! Получается, что ему в этом году исполняется 42 года. И я, будучи ребенком, стоял в первых рядах. Я, можно сказать, родился и вырос в стенах заведения. В 10 лет мама привела меня к В.И. Цыкину со словами: «Василий Иванович, заберите, ради бога, этого шпану, уму-разуму научите, я с ним не справляюсь!» И вот Василий Иванович стал моим педагогом, творческим наставником, а затем близким другом и незаменимым советником.

На протяжении тридцати лет он служил школе верой и правдой, собрал и вырастил замечательный педагогический коллектив и прекрасный оркестр, который в 1992 году получил почетное звание «Народный коллектив». Это сейчас у нас есть помощники, а тогда первый директор был и завучем, и замом, и завхозом.  В 2000-м В.И. Цыкин передал бразды правления школой в мои руки, оркестр поручил Андрею Владимировичу Кузнецову, тоже выпускнику школы, окончившему Владимирское музыкальное училище и Московский государственный институт культуры, а сам на пять лет ушел на заслуженный отдых, уехал на дачу, огородом занимался. К счастью, в 2005-м Василий Иванович вновь вернулся в родные стены и по сей день преподает на духовом отделении. Сейчас ему 81 год, он продолжает ездить практически на все выступления оркестра, вот и на «Спасскую башню» приезжал, в этом году выпускник его класса Родин Андрей поступил во Владимирский областной музыкальный колледж им. Бородина. Василий Иванович нам просто необходим, педагоги приходят к нему за советом, а он всегда выглядит с иголочки, гладко выбрит и не отстает от нас ни в работе, ни в отдыхе – в общем, образец для подражания.  Кстати, В.И. Цыкин –заслуженный работник культуры РФ, почетный житель п. Ставрово и почетный житель Собинского района.

Еще одна из  заслуг Василия Ивановича заключается в том, что в 1989 году, совместно с директором областного хорового общества он придумал Открытый областной фестиваль детских духовых оркестров «Серебряные трубы». На первый проект приехало пять духовых оркестров области, в настоящее время число участников составляет от 14 до 18 коллективов ежегодно. В качестве призов лауреаты увозят с собой не местные сувениры, а профессиональные музыкальные инструменты. В этом году мероприятие празднует 25-й юбилей. 

– В Москве тоже проводится конкурс «Серебряные трубы».

– Так скажем, название заимствовано у нас и немного видоизменено – «Серебряные трубы» имени В. Блажевича. Фестиваль возглавляет наш хороший друг, ныне директор Государственного училища духового искусства В.Г. Лебусов. Он частенько приезжает в школу с мастер-классами, привозит коллективы, общается с учениками и помогает с обновлением парка инструментов. Когда проходили всероссийские фестивали-конкурсы имени Н.М. Михайлова, Владимир Григорьевич на базе наших оркестров (в школе их два – младший для 1-3 классов и концертный) проводил занятия. 

– Валерий Михайлович Халилов тоже к вам приезжает?

– Пока не доросли. Моя старшая дочь окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова у замечательного профессора А.В. Корнеева и теперь работает в Центральном военном оркестре Министерства обороны.

– Расскажите, как складывалась дружба с московской профессурой. 

– Школа ежегодно принимает ведущих музыкантов с концертами и мастер-классами. Среди желанных гостей Дмитрий Леонидович Чувахин, профессор Ипполитовки; Евгений Дмитриевич Дубровин, недавно ушедший из жизни, заведующий кафедрой  института; Владимир Дмитриевич Иванов с факультета военных дирижеров; Александр Васильевич Корнеев, Рафаэль Оганесович Багдасарян, Олег Валентинович Худяков, Александр Михайлович Голышев – профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Кстати, у последнего училась моя младшая дочь.

– Как организуются подобные мероприятия?

– Либо привязываем встречи к «Серебряным трубам» – тогда мастер-классы проводятся накануне проекта, либо в течение года вызываем человека, и он два дня у нас проводит, работает, общается, делится опытом. Это все организовано для детей и преподавателей. Я обзваниваю профессоров, они привозят своих учеников, рассказывают педагогам о новых веяниях, столичных новостях. Ребята после мастер-классов расцветают, у них появляется желание заниматься, чувствуется отдача. Для этого и проводятся подобные встречи, они всех мотивируют и толкают на победы. Приедет А.М. Голышев, солист Большого театра с 40-летним стажем, возьмет в руки флейту, сыграет – и у ребят потом еще несколько месяцев не угасает тяга к занятиям.

– Из каких средств оплачиваете работу маститых педагогов?

– Договариваемся, все зависит от того, как подойти к вопросу. К примеру, школа может позвонить и сказать:  «Платим столько-то – приезжайте», а он ответит: «Мне некогда». И не поедет. А можно сказать: «Пожалуйста, приезжайте, очень нужны», и он ответит: «Хорошо, буду, мне ничего не надо». Финансы не все решают. Доброе отношение никто не отменял. Возможно, в крупных городах на этот вопрос смотрят с другой точки зрения, но для Ставрово на первом месте стоят дружеские связи. Гости видят, как работает школа, чувствуют нашу деревенскую душу, мы практически не получаем отказов.

– Что значит  «деревенская душа»?

– Это значит, что не все в жизни мерится деньгами. Мы все в школе «больные люди», потому что нормальные не работают ради мизерных зарплат. Мы давно могли бы уйти в бизнес, открыть палатки.  Вот пришел новый молодой педагог после музыкального колледжа и вкалывает за 6 тысяч рублей в месяц. Как ее назвать? Она могла поступить в Нижегородскую консерваторию им. М.И. Глинки, продолжить образование. Но она сказала: «Нет, хочу работать по профессии», поступила на заочное отделение во Владимирский государственный гуманитарный университет им. Столетовых и пришла к нам работать. Как это назвать, кроме как «бескорыстной любовью к творчеству»? Такая же история с моим учеником, который три года назад Гнесинку окончил. Что ему у нас делать? А вот работает в школе не по совместительству, а на основной работе. Прекрасный валторнист, параллельно в Губернаторском симфоническом оркестре во Владимире играет, но педагогическая сфера для него на первом месте, да еще и жену-флейтистку в школу привел.

– Получается, молодежь возвращается?

– В школе 23 преподавателя, из которых 17 человек – доморощенные, в школе сформировалось четыре супружеские пары. Это о многом говорит. Для большинства школа – не просто место работы, а родной дом. И этим все сказано. Можно ходить на работу, и не будет никакого толка, но когда приходишь домой, оттуда не хочется уходить. В 70-х годах ежегодно приходили-уходили новые педагоги, у школы не было имени, не было наработок, никто не знал, кто такой Цыкин. На протяжении последних восьми лет здесь устоявшийся коллектив, все друг друга поддерживают, и я рад, что у нас работают проверенные временем педагоги.

– Вы гордитесь тем, что работаете в этой школе?

– Конечно, горжусь, а как же этим не гордиться? Я практически родился здесь и благодаря школе стал таким, какой есть сейчас. Горжусь тем, что являюсь ровесником оркестра, тем, что до сих пор в его строю.

– Какие планы у вас на ближайший год?

– На носу 45-летие, в проекте развернуть масштабный праздник. Официально день рождения школы приходится на 1 сентября, но мероприятие заготовлено на ноябрь по той простой причине, что после летних каникул очень сложно собрать и «реанимировать» детей. Нужно привести их в форму, подготовить совсем юных учащихся, которые только поступили. Так что в самом конце ноября, приблизительно 29-го числа, состоится большой концерт, приедут все выпускники, студенты колледжей и консерваторий. Обязательно выступят наши духовики, которые играют и в Центральном военном оркестре Министерства обороны РФ, и в Государственном оркестре кинематографии, во Владимирском и Ярославском губернаторских оркестрах, и в Губернском оркестре Нижнего Новгорода, и других коллективах по всей стране. Обязательно приедут любимые профессора, которые дадут мастер-классы, с ними уже налажены предварительные договоренности. Поэтому сейчас для школы самое главное – работать. Мы готовы встретить гостей, ждем всех с нетерпением! 

Поделиться:

Наверх