– Светлана Васильевна, ДМШ № 5 им. В.Ф. Бобылева с ее «фирменным» продуктом – конкурсом скрипачей относится к приближенному кругу нашей редакции. В интервью 2014 года вы вспоминали о Бобылеве как о талантливом педагоге-просветителе.
– Действительно, Владимир Федорович многое сделал для того, чтобы рязанская скрипичная школа стала известной. Со дня открытия ДМШ № 5 и до своей кончины Владимир Федорович работал только в нашей школе. Был одним из инициаторов организации в Рязани учебного консультационного пункта для особо одаренных детей. Школа бережно хранит память об основоположнике. Самый первый конкурс – в декабре 2005-го – был приурочен к 60-летию со дня его рождения. Председателем жюри первого и последующих городских конкурсов была Галина Степановна Турчанинова, преподаватель ЦМШ при Московской консерватории. Во время проведения Десятого конкурса была открыта мемориальная доска на доме, где жил Владимир Федорович. В этом году ко дню его памяти был приурочен Праздник первоклассника и сольный концерт Елисеевой Софьи – стипендиата поощрительной стипендии губернатора Рязанской области «Юные дарования».
– Поддерживает ли школа связь с семьей Бобылева?
– Да, его супруга Валентина Дмитриевна проживает в Рязани, очень интересуется делами школы и конкурсом. Также учрежден специальный приз семьи Бобылевых самому юному участнику конкурса.
– Международным конкурс Бобылева стал в 2010 году, когда заявки на участие пришли из бывших союзных республик и Южной Кореи. Этот статус – обуза для организатора или подспорье?
– Это очень важная веха в истории конкурса. Именно этот статус обеспечивает поддержку Министерства культуры РФ, участие в фестивальной программе Общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств». Мы пользуемся колоссальной информационной базой, размещаясь на портале «Музыка и культура», публикуясь в вашей газете, являясь членом Ассоциации музыкальных конкурсов России. Конкурс Бобылева входит в число 16 лучших детских творческих проектов страны, но высокий статус является одновременно и предметом гордости и ответственности – представьте, все регионы в курсе условий и итогов конкурса!
– Что все-таки изменилось за последние шесть лет для организаторов и участников конкурса?
– К примеру, на сегодняшний день мы не ставим целью увеличение числа участников, набор заявок – стабильный. Идет работа именно над методической составляющей конкурса, которая очень сильна. Все мероприятия в рамках конкурса: круглые столы, мастер-классы, – ориентированы на составляющую работы с одаренными детьми. Мы имеем возможность дарить методические пособия. В прошлом году подарком стала хрестоматия «Маленький скрипач» Г.С. Турчаниновой, в нынешнем – хрестоматия «Я буду скрипачом» С.М. Шальмана. Значимое событие в истории конкурса произошло в 2011-м: впервые на закрытии конкурса один из победителей выступил в сопровождении Рязанского губернаторского симфонического оркестра. И начиная со следующего конкурса мы ввели третий тур для старшей возрастной группы, который подразумевает обязательное выступление с симфоническим оркестром, а его участие в гала-концерте и на церемонии закрытия уже стало традицией. Для многих ребят из российской глубинки возможность выступить в сопровождении коллектива профессиональных музыкантов является огромным стимулом.
– Известно, что к российским конкурсам неравнодушны музыканты из Беларуси и Китая?
– Мы приглашаем молодых скрипачей из разных стран и видим их большую заинтересованность. Но пока не все желающие смогли доехать до нас, у некоторых возникают трудности с исполнением конкурсной программы, им требуется больше времени на подготовку, ведь программа действительно сложная. Продолжая тему международного участия, отмечу, что лауреатом III премии в младшей возрастной группе XII Международного конкурса скрипачей им. В.Ф. Бобылева стал 10-летний Майк Ричардсон – гражданин США. Нынешний конкурс убедительно доказал, что дети, которые имеют и способности выше среднего, и сильных педагогов, могут эту программу освоить. Жюри постаралось поощрить как можно больше ребят в каждой возрастной группе, продемонстрировавших высокий уровень подготовки. Очень яркая была младшая группа, 18 человек: дети получили одну первую премию, две вторых, третьих было даже три, кроме того, было два дипломанта. Самому юному участнику всего шесть лет. Глеб Панов из Владимира в первом туре исполнил Этюд № 3 из первой тетради Ж.Ф. Мазаса, «Романс» Б.М. Страннолюбского и «Непрерывное движение» К. Бома. Во втором туре сыграл первую часть из ля-минорного оркестра Вивальди.
– Впечатляет!
– Перед выступлением он дал интервью. На вопрос, трудно ли ему, по сути малышу, справляться с такой программой, он ответил, что отдохнет дома, а здесь он должен работать и показать все, что умеет. Помимо призового места Глеб был удостоен специального диплома и того самого приза – большой мягкой игрушки от семьи Бобылевых.
– Когда начнется подготовка следующего конкурса?
– По окончании каждого конкурса оргкомитет проводит большую аналитическую работу, тесно взаимодействуя с председателем жюри – народным артистом России, деканом оркестрового факультета, заведующим кафедрой скрипки МГК им. П.И. Чайковского Владимиром Михайловичем Ивановым. Он очень трепетно относится к детям, большое внимание уделяет регламенту, чтобы дети не были перегружены.
– Какой в этом году был состав жюри?
– Под председательством В.М. Иванова выступления ребят оценивали: заслуженный артист России, профессор Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского Вольф Львович Усминский; профессор, заведующая кафедрой струнных инструментов Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки, заслуженная артистка России София Наумовна Пропищан; заслуженный артист России и Армении, профессор скрипки Университета штата Джорджия (США) Левон Ашотович Амбарцумян; заслуженный работник культуры РФ, доцент МГК им. П.И. Чайковского Марина Иосифовна Кесельман.
– Из чего складывается финансирование конкурса Бобылева?
– Бюджет конкурса формируется из субсидий муниципального и областного уровней, к тому же третий год подряд нас поддерживает федеральное министерство культуры. Только при совокупных усилиях возможно проведение конкурса такого высокого уровня. Ежегодно все лауреаты награждаются денежными премиями. Размер премиального фонда 2016 года составил 150 тысяч рублей. Дипломанты получили специальные призы от Министерства культуры и туризма Рязанской области, главный приз – смартфон подарен Георгию Ибатулину из Воронежа. Кроме того, у конкурса есть попечительский совет, в него входят руководители рязанских предприятий, его председатель – депутат Рязанской городской думы, ректор Рязанского института развития образования Андрей Анатольевич Кашаев. Специальный приз попечительского совета вручен в канун ее 70-летнего юбилея преподавателю нашей школы Людмиле Константиновне Шокшуевой, за 50 лет работы в нашей школе воспитавшей многочисленных участников и победителей конкурса Бобылева. Были вручены также дипломы преподавателям и концертмейстерам, подготовившим победителей конкурса. Гран-при удостоена Лидия Ступакова-Конева из Сергиева Посада, ученица преподавателя ЦМШ при Московской консерватории Елены Каземировны Чверток. Девочке 17 лет, и она уже определилась с выбором профессии, поэтому мы были очень рады, когда публика восторженно отметила высокий исполнительский уровень столь юного музыканта. Очень важно быть уверенным в себе и знать, что твое дело нужно другим, что оно приносит радость.
На фото Глеб Панов получает приз из рук В. Бобылевой
Поделиться: