В центре внимания оказалась музыка во взаимодействии с различного рода визуализацией. Первый вечер состоял из акустических композиций, «пропитанных» инструментальным театром, и некоторые отличались осторожным применением внемузыкальных средств – театральные эффекты, вплетенные в музыкальную ткань, были необходимы для создания не столько визуальной, сколько звуковой образности. Такова, в частности, пьеса Светланы Востоковой «В поисках исполнителя» для фагота, где, по словам автора, «тема в процессе варьирования накапливает градус напряжения. Экспрессия требует некоего выплеска. Именно поэтому становятся необходимыми «театральные» эффекты, такие как агрессивное топанье ногами и другие». Подобной трактовкой театральности отличались также композиции Владимира Рунчака и Джона Кейджа.
В других произведениях доля театральности была значительно весомее собственно музыкальной. Самыми яркими и развеселившими публику оказались «Посиделки двух пианистов Е. Суворкиной и А. Шестериковой» Виктора Екимовского, в процессе исполнения которых пианистки то ложились на стулья, то вставали на них, не переставая при этом играть. Они с энтузиазмом отнеслись к возможности законно похулиганить на сцене и проявить свой актерский талант, а мнение публики разделилось: часть слушателей отнеслись к показанному скептически. «Время инструментального театра, мне кажется, уже на излете: со времен «Прощальной» симфонии Гайдна прошло достаточно лет, и новых решений в этом концерте я вижу немного», – заметил заслуженный деятель искусств России, профессор Нижегородской консерватории композитор Борис Гецелев.
«Во избежание единообразия мы стремились максимально расширить сферу инструментального театра, опираясь на принцип разноуровневого контраста», – рассказала Екатерина Суворкина, руководитель ансамбля Tempore Versus, в исполнении которого прозвучали все сочинения концерта. В репертуар этого молодого коллектива студентов и выпускников Нижегородской консерватории входят не только современные сочинения, но и старинная музыка. «Tempore versus» переводится как «рифмы времени»: стремление заглянуть в еще не свершившееся или, наоборот, окунуться в «дела давно минувших дней», желание заново открывать и воспроизводить параллели, неожиданно возникающие на пересечении разных культурных традиций, – таково творческое кредо ансамбля.
Второй концерт включал мультимедийные композиции, в которых видеоряд, акустический и электронный звук представляли собой неразрывное целое. Над этими сочинениями работали видеохудожники из Италии и России: Э. Квинн, Д. Мазуров, А. Смирнов, А. Скорнякова и О. Новиков. Подобный концерт – уникальное событие не только для Нижегородской консерватории: «Для исполнения мультимедийных сочинений требуется специфическое оборудование, которое отсутствует в большинстве концертных залов. Возможно, поэтому в России пишется очень мало электроакустической музыки, – рассказал Николай Попов. – Но в последнее время активно осваиваются новые площадки и композиторов, обращающихся к этому жанру, становится больше. Мне очень приятно сотрудничать с преподавателями и студентами кафедры звукорежиссуры Нижегородской консерватории: как всегда, они были очень заинтересованы и открыты творчеству, и во многом благодаря им все прошло отлично».
Прозвучавшая пьеса Н. Попова «Nibiru 20/13» для струнного квартета, электроники и видео представляет собой повествование о мифической планете в Солнечной системе, пролетающей с интервалом в 3600 лет вблизи Земли и вызывающей наводнения, землетрясения и прочие катаклизмы (их отображал видеоряд). «Cryptocalypse» для виолончели и электроники А. Хубеева был написан под впечатлением от инсталляции Д. Каварги «Каварга. Конец света. 21.12». Пьеса – своеобразный монолог от лица человека, находящегося во сне: партия препарированной виолончели напоминает человеческий голос, но его послание, как и любое сновидение, кажется неясным, как будто зашифрованным. Композиции С. Маковского «Вещь в себе» и «Вытеснение» для видео и электроники имеют философский подтекст: во второй пьесе, построенной на записях различных скрипов дверей, вытеснение одного музыкального материала другим происходит подобно механизму психологической защиты, описанному З. Фрейдом.
Особого упоминания заслуживают исполнители. Струнный квартет Cantando в составе А. Богданова, А. Байрашева, К. Кузьмина, Ю. Мигунова – настоящая гордость фестиваля и его бессменный участник, один из лучших квартетов в России, исполняющих новую музыку. Достойно показали себя солисты М. Стецюра (флейта), М. Вихарева (саксофон), Д. Мехоношин (баян).
На творческой встрече участники нижегородской арт-группы «Провмыза» поведали о своем кредо: «В наших работах музыка не является иллюстрацией видео, а видео не пытается буквально изобразить музыкальное произведение. Зритель зачастую воспринимает линейно видео и звук. Нам же интересен вертикальный монтаж: полифоничный, сложный и конфликтный». Арт-группа продемонстрировала свои достижения на примере нескольких фильмов: «Невозможные объекты» (с музыкой Д. Курляндского), «Три квартета для одного видео» (с музыкой А. Шмурака, Г. Дорохова и А. Наджарова) и отрывка из фильма «Капель» (с музыкой О. Шайдуллиной).
«В мультимедийных произведениях, как правило, музыка создается раньше видео, – поделился опытом на своей творческой встрече Н. Попов. – Обратный же порядок приближает процесс создания композиций к кинематографическому, в котором музыка приобретает все-таки более прикладной оттенок. Процесс создания видеодорожки к музыке с каждым художником происходит по-разному. С Эндрю Квинном мы не обмениваемся никакими мыслями по поводу художественного смысла, идей. Его результат всегда меня убеждает. С Тодером Пожаревым мы работаем конкретнее: я рассказываю идею этой пьесы, мы обсуждаем материал, общую форму, что с чем связано. Обычно предварительной беседы хватает, а в сам процесс работы видеохудожников я стараюсь не вмешиваться, доверяю их фантазии». Композитор также представил публике две композиции: «kraMP» (видеохудожник Э. Квинн) и «ARTRA» (видеохудожник Т. Пожарев).
«Фестиваль призван стимулировать молодежь к дальнейшим поискам, он способствует плодотворным творческим контактам и совершенствованию композиторского и исполнительского мастерства, – подчеркнул художественный руководитель проекта, преподаватель Нижегородской консерватории, композитор Сергей Попов. – Приятно, что гости отмечают огромный творческий потенциал нашего города, высокий уровень “Экспозиции XXI” и ее участников, – подобные проекты могут позволить себе немногие европейские города. Думаю, мы на правильном пути!»
Поделиться: