«Театр новой музыки» – это энтузиасты современного музыкального творчества, исполнители-единомышленники, регулярно выступающие в Саратовской консерватории с концертами-спектаклями из произведений XX века и ныне живущих авторов. За свою первую «пятилетку» «Театр» провел премьеры сочинений молодых композиторов из многих городов России, а также Украины, Армении, Австралии и США. Коллектив сформировал свою публику, которая с интересом открывает для себя новый репертуар.
На протяжении пяти лет исполнители в «Театре» сменяют один другого – в основном это студенты и выпускники Саратовской консерватории. Но уже сформировался и плотный постоянный кружок музыкантов. Среди них, например, Василий Игонин – пианист, исполнитель сложнейших по образному строю и технике современных произведений, а кроме того – талантливый актер и композитор. Вместе с ним в «Театре» постоянно выступает и скрипачка Александра Климова: она прекрасно справляется с самыми трудными партиями, насыщенными и ритмическими сложностями, и резкими модуляционными сдвигами, в ее исполнении интонационная линия всегда звучит естественно.
Первый концерт по случаю пятилетия «Театра» прошел весной, а один из последних состоялся в середине осени. В Театральном зале консерватории слушатели с большим любопытством приняли очередную новую задумку объединения. Вздрогнув под первые мощные аккорды фортепиано, они погрузились в минимализм Филипа Гласса: музыка к англо-американскому фильму 2002 года «Часы» пронизывала весь концерт, и это была идея Игонина. Его начальные размышления «о трагедийности бытия» невольно задали тон всему, и концерт словно был накрыт трагической тенью. Однако в противоречии с заданным настроением звучали и светлые, даже жизнерадостные произведения, стирающие общий «темный» налет.
В практике «Театра новой музыки» есть традиция включения в концерты исполнителей разного возраста, и для многих из них это уникальная возможность выступить публично. «Театр» приглашает всех, кому интересна современная музыка и кому не кажется «слишком сложным» такую музыку не только слушать, но и играть. К гостям театра относятся ансамбль виолончелистов ДШИ № 11 Cell’si под руководством Оксаны Селиверовой. На осеннем концерте он исполнил «Романс о романсе» Андрея Петрова из кинофильма «Жестокий романс». Очень чистая, внятная игра порадовала слух и сердце. А затем публике был предложен экскурс в историю киномузыки. Анна Метелица (ученица ДМШ № 3) спела песню Исаака Дунаевского «Весна идёт» из кинофильма «Весна». А София Мойса, учащаяся ДМШ для одаренных детей при СГК им. Л.В. Собинова, и ее преподаватель И. Коляда напомнили о фильме «Мы из джаза», исполнив песню Марка Минкова «Старый рояль».
Но позволю и критическое замечание. Продолжая затем слушать сюиту Ф. Гласса, зрители дождались и объяснения сюжета фильма «Часы» и поняли причины изначально заявленной трагичности: образная тематика наконец получила свое обоснование. И все же «тяжелый контраст», обрушившийся после легкой и веселой советской киномузыки, произвел нечто вроде «психологической смуты». Слушатель внутренне протестует, не хочет больше погружаться в смертное уныние – критик, также внутренне, требует обоснования контрастов. Вероятно, сюита Гласса воспринималась бы лучше, если бы просто прозвучала от начала до конца в первом отделении концерта. А между тем никто из публики не покинул зал! Это было еще одним доказательством того, что у творческого объединения есть свой слушатель, который ему полностью доверяет. И возможно, приходит на концерты «Театра» в том числе и в поисках острых ощущений, которые дают сильные контрасты.
Примирением «светлого и темного» стал «Ноктюрн» Яна Сибелиуса – номер из сюиты к драме «Пир Валтасара», сыгранный А. Климовой. Она же дополнительно «оттенила» Гласса сюитой Михаила Матюшина «Осенний сон» и гениальным шостаковическим «Романсом» из кинофильма «Овод». В стилистику концерта удачно вписалась молодая перспективная певица Ксения Нестеренко: двоюродная внучка Евгения Нестеренко не подвела своего знаменитого деда. Песни Анюты и Вареньки из кинофильмов «Веселые ребята» и «Испытание верности» прозвучали свежо и очень обаятельно.
Ошибочно кажется, что киномузыка – хорошо изученная «тема»: все ли из нас помнят, например, «саундтреки» Пауля Хиндемита или того же Дмитрия Шостаковича к самым первым кинофильмам? И хотя в целом подобный материал не такой уж «закрытый» и часто совсем не «новый», все же для «Театра новой музыки», думается, он мог бы послужить основой для некоей отдельной концертной концепции в будущем.
Фото Надежды Шитовой.
На фото Александра Климова, Василий Игонин.
Поделиться: