Top.Mail.Ru
АРХИВ
25.01.2012
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА НУЖНА ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ
Выступление на круглом столе проректора Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Софьи Федоровны Максимовой затронуло важнейшие темы дискуссии, которые в качестве рекомендаций круглого стола будут использованы при разработке стратегии развития российского образования до 2020 года.

Уважаемые коллеги! Для начала я просто разделю такие понятия, как система образования и управление системой образования, образовательные учреждения и управление образовательными учреждениями, наконец, место педагога и реализация определенных образовательных программ.

Первое: любая образовательная система требует определенной унификации - прежде всего на законодательном, нормативном уровне. Федеральный закон «Об образовании» 1992 года был направлен на создание общих законодательных норм функционирования системы образования и управления этой системой. Предполагалось создание двух федеральных законов – «Об образовании» и «О дополнительном образовании», но второй закон остался только как проект. Дополнительное образование в виде различных форм приобщения детей к искусству, спорту, разнообразным видам досуговой деятельности было сжато до одного вида образовательных программ – дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей. Специфика обучения в области искусства и спорта была практически убрана из нормативного поля. Вслед за Федеральным законом отсутствие различных видов программ дополнительного обучения детей и форм обучения было закреплено Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей. То есть Закон 92-го года создал условия для унификации системы дополнительного образования по одному типу – досугового учреждения. С этого момента были созданы предпосылки постепенного удушения детских школ искусств, детских музыкальных, художественных, хореографических школ. Думаю, та же проблема встала и перед спортивными школами с поправкой на воспитание «олимпийского резерва». Система дополнительного образования, направленная на раскрытие индивидуальных способностей детей, включающая самые разные формы воспитания и развития, была «спрямлена» до одной формы реализации образовательных программ, одного типа образовательного учреждения.

Но времена меняются, вслед за этим меняется и законодательство. К настоящему времени Федеральный закон «Об образовании» претерпел огромное количество поправок, и в июне этого года, благодаря грандиозным усилиям Министерства культуры РФ, произошел прорыв, иначе не могу это назвать. Были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании», касающиеся определения новых видов образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства. Детские школы искусств, детские музыкальные, художественные, хореографические и другие школы получили законодательное право обучать детей по программам, отражающим их специфику. Вслед за изменением основного закона соответствующие изменения должны быть внесены в подзаконные акты. Работа идет очень тяжело, мучительно, долго.

Второе, о чем я хочу сказать, касается вопросов управления детскими школами искусств (по видам искусств) в части реализации образовательных программ. Федеральный закон «Об образовании» к компетенциям образовательного учреждения относит выбор учебных планов, образовательных программ, внедрение инновационных методов и технологий, создание экспериментальных площадок и т.п. С одной стороны, образовательное учреждение обладает определенной свободой. Но для проверяющих органов все учреждения дополнительного образования на одно лицо, и поэтому наши школы должны каждый раз с огромными усилиями защищать формы и содержание своей учебно-программной документации, в тысячный раз объясняя, что наши учреждения отличаются от других учреждений дополнительного образования детей и формой обучения, и содержанием обучения.

Сейчас заработали стандарты третьего поколения в среднем и высшем профессиональном образовании. Работа над стандартами среднего профессионального образования сферы культуры и искусства осуществлялась долго и достаточно напряженно. Структура основных профессиональных образовательных программ в стандартах содержит вариативную часть, используемую образовательным учреждением самостоятельно. На уровне среднего профессионального образования вариативная часть составляет до 30% общего объема времени, на уровне высшего профессионального образования – 50%. При этой свободе сам стандарт жестко унифицирован, любые отступления от макета, отражающие специфику образования, проводились с большим трудом. Сейчас возникли серьезные проблемы, связанные с созданием учебным заведением учебно-программной документации под стандарт. Предложенные Министерством культуры РФ формы данной документации не устраивают проверяющие органы, так как не соответствуют формам, разработанным Министерством образования и науки РФ и Федеральным институтом развития образования - унифицированным формам, не отражающим специфику отраслевого образования.

Складывается впечатление, что методическая работа образовательных учреждений должна не отражать содержание образования, его специфику, а максимально удобно представлять документы для проверяющих органов. В этом отношении и наши школы, и наши образовательные учреждения среднего профессионального образования испытывают серьезные трудности, мешающие плодотворно реализовывать образовательные программы, то есть качественно выполнять те задачи, ради которых они существуют.

Строгий контроль со стороны Рособрнадзора удобно осуществлять по единым формам документов. Чем больше вариативности, специфики, особенностей содержания образования, тем неудобнее проверяющей стороне. То есть образовательная организация должна работать так, чтобы ее было удобно проверять. Подобный уровень унификации требований душит образовательные организации.

И третье, - о преподавателях школ. Еще раз повторю, что современное законодательство позволяет самому образовательному учреждению принимать решение о выборе образовательных программ, форм обучения, разрабатывать учебные программы, устанавливать формы текущего и промежуточного контроля. Естественно, что данный процесс осуществляется не стихийно, он опирается на сложившиеся традиции обучения различным видам искусств, на документы федерального уровня (примерные учебные планы, примерные учебные программы). С сентября 2012 года школы будут реализовывать дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований.

Требования к преподавателям в части реализации современных методов и технологий обучения, качеству образования растут и получают подтверждение в федеральных документах (например, новый Порядок аттестации педагогических работников). При этом условия, в которых находятся преподаватели наших школ, не способствуют ни восстановлению престижа преподавателя детской школы искусств (только для наших преподавателей сохранена дискриминационная норма часов – 24 часа при работе с младшими учащимися), ни привлечению молодых специалистов.

Профессия преподавателя предполагает передачу накопленного человеческого опыта и, поэтому, всегда содержит элемент консерватизма. Противодействие излишнему консерватизму – это создание условий непрерывного образования в течение всей жизни, в том числе условий для постоянного повышения квалификации и/или переподготовки. В настоящее время обучение и переобучение преподавателей становится основным фактором реализации задач, стоящих перед детской школой искусств. Но для этого необходимо серьезное изменение уровня финансирования наших школ. Для того чтобы развиваться, необходимо учиться. Учиться постоянно. Учиться с отрывом от производства, чтобы можно было полностью погрузиться в обучающую среду, максимально эффективно используя время обучения. Но у школы нет денег ни на обучение, ни на проезд и проживание преподавателей. Требования к педагогу растут, а условий для его обучения и развития практически нет.

Еще один тревожный момент - возрастной ценз педагогического состава наших школ, приближающийся к пенсионному. Почему молодые не идут в школы? Ответ очевиден: полная бесперспективность в части минимального жизненного обеспечения.

Сейчас многие наши муниципальные школы по воле учредителя выполняют функции неких концертных организаций, обслуживающих город, муниципальный район. Учредитель не отвечает за качество обучения, нарушение образовательного процесса не принимается во внимание. При этом одним из показателей качества образовательной услуги тот же учредитель устанавливает процент поступающих в профессиональные образовательные учреждения. Педагогов наших школ подталкивают к тому, чтобы дети непрерывно участвовали в конкурсно-фестивальной деятельности. Да, эта деятельность необыкновенно нужна, но она должна быть обоснована. Есть одаренные дети, которые не развиваются вне конкурсной среды, но есть и не менее одаренные дети, которые, напротив, не могут развиваться в конкурсной атмосфере. Данный вопрос должен находиться в компетенции образовательного учреждения, а не учредителя. Полная зависимость наших школ от учредителя связана, прежде всего, с тем, что единственным источником финансирования ее деятельности являются средства учредителя.

За последние 20-25 лет финансирование школ двигалось только в сторону уменьшения. И с этого «низкого старта» начался переход на новую систему оплаты труда и новый тип бюджетных организаций. Сейчас школы будут финансироваться по бюджету трехлетней давности, то есть муниципальное задание будет устанавливаться по совершенному минимуму. Министерством культуры РФ разработан проект по модернизации детских школ искусств, направленный на повышение социального статуса педагогических работников детских школ искусств.

Очень больной темой остается «родительская плата», или частичная плата за обучение в детский школе искусств. Несогласованность законодательных норм, неразработанность понятия частичной платы усложняют финансовое положение наших школ.

Обобщая вышесказанное, хочу внести некоторые предложения.

1. Необходимо продолжить работу по расширению полномочий Министерства культуры РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому урегулированию в области образования в сфере культуры и искусства.

2. Поддержать Программу модернизации детских школ искусств, разработанную Министерством культуры РФ.

Лично для меня существует определенный разрыв между реальностью существования и функционирования наших образовательных учреждений и теми идеями, которые были высказаны на круглом столе. Мне кажется, усилия Общественной палаты РФ должны быть направлены на создание подушки безопасности для системы российского образования сферы культуры и искусства.

Эту уникальную систему необходимо поддержать.

Поделиться:

Наверх