Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.05.2013
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПОБЕЖДАЕТ

26 мая в Волгоградском театре «Царицынская опера» финиширует II фестиваль «Оперный альянс», объединивший солистов волгоградского театра и Мариинки. В эти дни, спустя 250 лет, стало возможным второе сценическое воплощение барочной оперы Дж. Ристори «Ариадна».

Константин Орбелян (генеральный продюсер, приглашенный музыкальный руководитель и дирижер театра) и Михаил Романовский (художественный руководитель), а также правообладатели оперы - режиссер Ирина Васильева (солистка Мариинского театра) и дирижер и музыкальный руководитель Лариса Габитова (концертмейстер Мариинского театра) выступили 17 мая на презентации фестиваля в Москве.

И. Васильева: Нами была проделана огромная работа по поиску и расшифровке рукописного манускрипта Джованни Альберто Ристори, обнаруженного в фонде Дрезденской библиотеки. Не было ни либретто, ни каких-либо упоминаний о том, как опера была поставлена. Только надпись на титульном листе: «Опера исполнена в 1736 году к дню рождения короля польского и курфюста саксонского Августа III» (которому это произведение и посвящено). Кстати, в дальнейшем обнаружилась интересная связь между фамилией Ристори и историей итальянской оперы в России. Труппу итальянского театра в Дрездене, возглавляемую отцом композитора, вместе со сценографами пригласила на свою коронацию императрица Анна Иоановна, где была исполнена ранее написанная Ристори опера «Каландро».

Для «Ариадны» был взят сюжет из греческой мифологии. В ней 6 действующих лиц, нет хора, есть вставные танцевальные номера, и она предполагает небольшой барочный оркестр (оркестровка автора).

Л. Габитова: Все арии из «Ариадны» — совершенны. Настолько был талантлив композитор по своему мелодическому дару, что все его мелодии - потрясающей красоты и запоминаются с первого раза. Кроме того, здесь полный диапазон вокальных партий. Как известно, в барочной опере пели сопранисты, и три партии в «Ариадне» - мужские, но у нас их исполняют женщины.

Исполнители - очень крепкие певцы. Ариадну поет выпускница Центра оперного пения Галины Вишневской, заслуженная артистка России Анна Девяткина. В спектакле участвуют заслуженная артистка России Елена Барышева, Юлия Почкалова, Вера Соловьева, солисты Мариинского театра Александр Никитин и Надежда Сердюк. Также готовы выступить Ольга Сабирова и Алексей Бублик.

На нынешней премьере «Ариадне» повезло с театром еще и потому, что здание «Царицынской оперы» — это итальянский барочный театр: при входе вас встречает барочная символика – рыбки, птички, все в зелени. Потрясающей красоты зал, который напоминает раковину, он просто обнимает своей акустикой, очень теплой, оркестр в такой акустике никогда не «закричит», даже при самом могучем форте. Когда мы смотрим на плафон, нам снова кажется, что мы в итальянском театре.

По инструментальной стилистике мы придерживаемся барокко в том смысле, что это, главным образом, импровизация. То, что заявлено композитором в инструментарии, это достаточно сложные высокие партии валторн, и мы их заменили на трубы: звучат великолепно. Это еще и теорба, а у нас будут две домры. Ныне принятая практика вокального барочного исполнительства — «прямой», как бы без обертонов голос. Анна Девяткина полностью написала себе каденции.

Барокко - это, прежде всего, уши исполнителей, и нашей задачей было выстроить баланс оркестрово-вокального звучания. На время постановки эпоха барокко стала нашей жизнью, мы просыпались и шли заниматься барокко. Это было прекрасно!

* * *

«Редкий энтузиаст, который болеет за свое дело и создает музыкально-театральные проекты, интересные для города». Так маэстро Константин Орбелян представил Михаила Романовского, которому корреспондент «Играем с начала» задала несколько вопросов о прошлом, настоящем и будущем «Царицынской оперы».

- Михаил Андреевич, как возникла идея создания репертуарного оперного театра в Волгограде?

- Меня пригласили в театр в 2011 году, когда областной комитет по культуре (ныне Министерство культуры Волгоградской области) дал задание создать на базе «Царицынской оперы» репертуарный театр. До этого спектакли здесь шли редко - раз в месяц или даже два раза в полгода. Прежде всего, необходимо было решить две задачи: сформировать штатный оркестр и создать полноценную работоспособную труппу. Два года назад оркестра как такового не было - 14 человек репетировали по домам, а сегодня в театре 55 штатных музыкантов. Но мы еще не достигли вершины, мы целеустремленно к ней идем, у театра грандиозные планы.

В этом сезоне сыграли 96 спектаклей, то есть в неделю показывали два-три, а иногда и четыре, и это притом, что пока мы не имеем двух составов на все спектакли. В нашем репертуаре 12 опер, 5 одноактных балетов и «Жизель» А. Адана. Но этого мало на миллион жителей города.

- Вы восстанавливаете спектакли, поставленные ранее?

- Восстановили «Кармен» Ж. Бизе. На восстановлении «Пиковая дама» П. Чайковского, в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова устарела сценография, с этим спектаклем тоже надо работать.

- И «Директор театра» Моцарта.

- Эта опера есть в нашем репертуаре, но она не для большой сцены. В соответствии с государственным заданием мы обязаны показывать все спектакли в Большом зале на 440 посадочных мест, поскольку когда в Камерном зале сидит 100 человек, у нас увеличивается количество спектаклей и, соответственно, ухудшаются показатели. А мы за это отвечаем. Руководитель - это тот, кто отвечает перед государством, перед учредителем за те или иные события.

- В основание «Царицынской оперы» была положена традиция сотрудничества с театрами России. На фестиваль по случаю открытия «Оперы» собрались певцы из Москвы, Саратова, Нижнего Новгорода, Одессы и Харькова. Через два года приехали солисты Большого театра, позднее в спектакли были приглашены артисты из Казани, Уфы и Саратова. Насколько, на ваш взгляд, приглашенные солисты и дирижеры могут способствовать тому, чтобы «Царицынская опера» стала полноценным репертуарным театром?

- Основу нашей труппы составляют, конечно, волгоградские артисты, присутствие же на спектакле приглашенных исполнителей - это важно, это дает стимул. И если мы будем приглашать известных дирижеров и режиссеров, театр сможет идти вперед. Так, в нашем обновленном театре впервые появилась «Тоска» Дж. Пуччини - совместная работа с петербургскими коллегами: постановка заслуженного деятеля искусств России Иркина Габитова, художника Вячеслава Окунева, дирижера-постановщика Фабио Мастранжело. В прошлом году мы вновь пригласили Иркина Абдулалиевича - режиссера-постановщика Мариинского театра, который совершенно по-новому - по-моему, потрясающе - поставил «Cosi fan tutte» Моцарта: в нашем варианте спектакль называется «Школа любви». Габитов нашел переведенные на русский язык речитативы, которые никто никогда не применял. И в итоге в этом спектакле арии исполняются на итальянском, а речитативы на русском языке, что позволяет зрителю лучше понимать сюжетное действие. Оба спектакля - и «Тоска», и «Школа любви» - поставлены на нашу труппу.

- «Оперный альянс» - это тоже объединение с коллегами из других городов?

- Да. В прошлом году мы открыли «Оперный альянс» и пригласили солистов из Элисты и Астрахани. В этом году фестиваль, как вы знаете, представляет артистов «Царицынской оперы» и Мариинского театра. Фестиваль, а вместе с ним и весь театральный сезон увенчивает гала-концерт (26 мая). Его участники - солисты Мариинского театра Ирина Васильева, Надежда Сердюк и Александр Никитин. Дирижеры - Юрий Ильинов, Лариса Габитова и Ярослав Ткаленко. Открытием фестиваля стал полуторачасовой концерт-презентация волгоградских солистов, на котором мы с маэстро Константином Орбеляном обратились к зрителям со словами благодарности. Мы действительно их любим, обожаем, все они - трепетные люди, понимающие и ценящие искусство. Гвоздь второго фестиваля – премьера оперы «Ариадна» - 22 и 23 мая.

- Какова сегодняшняя репертуарная стратегия «Царицынской оперы», чьи интересы она учитывает в первую очередь - труппы или зрителей?

- Очень сложный вопрос, потому что это вечный спор — для кого и, главное, для чего ставить спектакль. Для того, чтобы воспитывать зрителей, или для того, чтобы зарабатывать деньги? Так как мы государственное бюджетное учреждение культуры, я считаю, что государство нас финансирует, чтобы мы в большей степени несли образовательный и воспитательный посыл. У нас есть клуб любителей оперы, мы работаем со зрителем. Мы проводим исследования и знаем, кто приходит к нам в театр, какие социальные группы он привлекает.

- И чего же хочет ваш среднестатистический зритель?

- Зритель приходит в театр для времяпрепровождения, конечно. Он хочет комедию, а опера в большинстве своем - это трагедия. Зрительницы приходят увидеть своего «принца», они ждут happy end, хотят уйти со спектакля в хорошем настроении. Поэтому мы вновь возвращаемся к Моцарту и сразу после закрытия этого сезона приступаем к постановке «Свадьбы Фигаро». Нам нужно думать еще и над тем, чтобы наш среднестатистический зритель омолаживался, сейчас его средний возраст - за сорок лет.

- Назовите проекты-свершения за последние два года.

- Считаю вехами «Тоску», потому что она была премьерой прошлого года, «Школу любви», потому что Моцарт - это вокал, который не просто дарит наслаждение слушателю, но дает хорошую школу солистам: с Моцартом они растут. Мы каждый месяц стараемся играть «Тоску», «Кармен», «Школу любви». Вообще, по мере набора репертуара театр становится крепче.

- Расскажите, как прошла реконструкция здания театра - памятника архитектуры, насколько сохранилась акустика зала, по отзывам - очень хорошая?

- Реконструкции не было, мы провели реставрацию фасада и крыши, на что из бюджета этого года нам была выделена серьезная сумма. Ремонт в здании был сделан несколько лет назад, притом очень осторожно, аккуратно, с сохранением всех оригинальных акустических параметров.

- В 2014 году «Царицынской опере» предстоит отметить 10-летие. Чем порадуете зрителей в юбилейном сезоне?

- Перед Новым годом будет премьера «Свадьбы Фигаро», а к концу сезона, думаю, поставим «Трубадура» Верди. Это большая работа, к которой мы приступим уже этой осенью: планируем пригласить в качестве постановщика итальянского режиссера Паоло Мичиге. Его решение спектакля может быть интересным и даже необычным для российской оперной сцены.

Поделиться:

Наверх