Ежегодно в марте вестибюль Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке наполняется незнакомыми лицами, звенит детскими голосами: это кафедра теории и истории музыки (заведующий кафедрой - профессор Ю.Н. Бычков) и колледж МГИМ (председатель предметной комиссии О.В. Громова) проводят Олимпиаду по музыкально-теоретическим предметам для учащихся ДМШ и ДШИ Москвы и Московской области.
Идея, зародившаяся в 2001 году у преподавателей института и колледжа с целью укрепления творческих и методических связей с ДМШ, а также для формирования контингента желающих продолжать музыкальное образование и готовиться к поступлению в колледж, оказалась на редкость жизнеспособной и плодотворной. В нынешнем году Олимпиада МГИМ отпраздновала свое десятилетие.
Проведение олимпиад в системе музыкального образования в последние годы стало распространенным явлением. Олимпиады организуются внутри одного учебного заведения, в районах и округах, в методических объединениях и профессиональных ведомствах, по разным музыкальным специальностям и направлениям. В профессиональное «олимпийское движение» вовлечены все образовательные ступени, вплоть до вузов, и направления: солисты-инструменталисты, хоровые коллективы, детские оркестры, но особой популярностью пользуются олимпиады по музыкально-теоретическим предметам. И это не случайно, ведь теоретики не могут демонстрировать свои формы работы на концертной эстраде. Они всегда как будто «находятся в тени» учебного процесса, это та профессиональная кухня, правила которой не позволяют рассказывать обществу об усилиях, затраченных при изготовлении того или иного блюда. Вот почему музыкально-теоретические олимпиады стали фактически единственным местом показа творческих достижений педагогов и учащихся, это не только конкурсы, но своего рода семинары по обмену опытом, приобретению новых знаний. Участники таких событий должны всегда помнить, что олимпиада – это не экзамен, что ее организаторы не проводят проверки знаний и навыков учащихся и тем более – их преподавателей. Олимпиада – это, прежде всего, средство выявления наиболее смекалистых, обладающих хорошим слухом учащихся, которых можно затем вовлекать в профессиональную музыкальную систему. Это игра, которая может заинтересовать подростка, обогатить его внутренние возможности, расширить представления о музыкальном обучении, показать многообразие направлений, которыми, в частности, занимаются теория музыки и музыкальная литература. Для колледжей и вузов это также средство приобретения абитуриентов. Можно сказать, в условиях олимпиад формируется контингент поступающих не только данного года, но и последующих лет.
В задания олимпиады редко входят традиционные формы упражнений, которые дети обычно выполняют на уроках сольфеджио. Нам часто говорят педагоги ДМШ: «Были очень сложные задания, мы этого не проходили». Но сообразительные-то дети справляются, да и кто сказал, что должно быть легко? Олимпиада не должна копировать урок, она не должна идти по известным путям, ее задания должны быть по-своему неожиданны, оригинальны. Только тогда она интересна и занимательна. Иначе – это тяжкая повинность для учеников и для их педагогов.
За годы существования Олимпиады МГИМ в ее конкурсах участвовали свыше четырехсот учащихся разных московских музыкальных школ, для некоторых из них Олимпиада стала первой ступенькой к музыкальному профессионализму, и затем они успешно продолжали свое обучение в училищах и колледжах Москвы. Учащиеся и педагоги школ полюбили Олимпиаду МГИМ за возможность проверить уровень знаний и навыков на фоне городских «стандартов», заявить о себе среди своих коллег, наконец – порепетировать перед вступительными экзаменами и даже получить методические рекомендации.
Юбилейное десятое мероприятие состоялось 13 марта. «Злополучное» число не помешало прибыть в институт, пожалуй, наибольшему за все эти годы количеству «олимпийцев». Их было свыше пятидесяти. Сопровождаемые педагогами и родителями, они буквально атаковали рекреации института в ожидании начала соревнования. Многие участвовали в нем уже не впервые, и организаторы олимпиады с радостью могли встретить знакомые лица патриотов этого события, появившихся в стенах института в четвертый, а то и в пятый раз. Среди непременных участников можно назвать такие школы, как ДШИ им. М.А. Балакирева, ДШИ им. С.П. Дягилева, ДМШ им. Ю.А. Шапорина, ДШИ им. И.Ф. Стравинского. Привычным стало и появление в институте некоторых преподавателей, уже не в первый раз привозящих своих питомцев. Это Г.Е. Еремина, С.М. Карнаухова, Л.Н. Лехина и многие другие.
Участники олимпиады обучаются разным музыкальным специальностям: пианисты, струнники, духовики. Единственное, что объединяет их – это интерес к музыке вообще, хорошие знания и умения по музыкально-теоретическим предметам, отличный слух, чистая интонация, навык чтения с листа. Важными являются и «боевые» качества, желание показать себя с наилучшей стороны, поддержать свою школу, педагога.
Как обычно олимпиада проходила в 2 тура, в четырех подгруппах по классам – IV, V, VI и VII-VIII. Самой большой группой естественно оказались старшеклассники, их было 20 человек. Ко второму туру из всех групп были отобраны 26 участников, всех их, в той или иной степени, выделило жюри. Среди победителей в группе четвертых классов оказались, в основном, ученики ДШИ им. Стравинского – Таисия Радченко, Марк Пичкур и Елизавета Писарева. Лучшими среди пятиклассников жюри назвало Лазаря Корнилова (ДМШ № 4), Ольгу Машкову (домашнее обучение), Михаила Местергази (ДШИ им. Балакирева), Артема Голубкина (ДМШ № 91) и Ксению Сазонтову (ДМШ № 5 пос. Томилино). В старшей группе наиболее ярко выступили Юлия Гранкова (ДШИ им Балакирева), Галина Онучина (хоровая школа «Полет», г.Жуковский), Ольга Карловская (ДШИ им. Дягилева), Александра Сидорова (ДШИ № 10) и Ольга Калинина (ДШИ им. Стравинского). Менее интересно проявили себя шестиклассники: здесь первое место не было присуждено никому, второе получили Диана Исаева (ДШИ им. Стравинского) и Полина Маркина (ДШИ им. Балакирева), третье досталось ученику ДМШ им. Г.Г. Нейгауза Максиму Дерзяну. Жюри традиционно отметило благодарственными письмами всех педагогов, подготовивших победителей.
Организаторам олимпиады неоднократно приходится сталкиваться с самыми неожиданными и сложными ситуациями, ведь состояние здоровья нынешних детей подчас создает особые трудности для их обучения. Так, в конкурсах не раз участвовали слабовидящие и незрячие дети, 4 – 5 лет назад их успешно обучала в ДМШ им. Р.Глиэра преподаватель Э.В. Беринская. Такие дети, кстати, всегда проявляли недюжинные музыкальные способности и становились лауреатами. В прошлом одним из победителей нашей олимпиады стал Александр Тришкин, впоследствии поступивший в специализированный музыкальный колледж и продолживший профессиональное музыкальное образование. В связи с этим преподаватели института и колледжа выработали специальные системы опроса слабовидящих и незрячих детей с целью оказания им помощи в оформлении конкурсных заданий, определили типы устного собеседования, выделив в нем импровизационные формы упражнений.
В этом году нам тоже довелось встретиться с подобным случаем: безусловным победителем олимпиады в младшей группе (среди учеников 4-х классов) стал Даниил Лисиченко – ученик ДШИ им. Е.Светланова, обучающийся сольфеджио у преподавателя Т.А. Перехрест. Большая удача, что семье этого одаренного мальчика удалось встретиться с таким внимательным и ищущим педагогом, который, вопреки всем трудностям, сумел достичь высоких результатов в теоретической и музыкально-практической подготовке ребенка. Мальчик чисто интонирует, увлеченно поет, быстро запоминает и подбирает музыку, импровизирует голосом и на фортепиано в разных жанрах и формах. При этом он с легкостью строит и определяет на слух интервалы и аккорды, знает их разрешение и применяет все это на практике. Нашему методическому кабинету и Департаменту по культуре необходимо обратить внимание на этого ребенка и помочь ему развиться до настоящего музыканта, подобно знаменитому Петрусю из некогда такой популярной повести В.Короленко «Слепой музыкант». Никак нельзя оставлять без внимания и сам факт участия таких детей в общих музыкальных мероприятиях: дети-инвалиды не только оказываются вовлеченными в единую детскую среду, но и в чем-то подают пример детям здоровым, проявляя большую одаренность и увлеченность музыкой.
Подводя итоги юбилейной Олимпиады МГИМ, можно сказать, что работа, начатая в свое время преподавателями института, дает положительные результаты, а вовлеченные в нее педагоги ДМШ охотно откликаются на предложения продолжать совместные действия, ведь возможности музыкального развития детей далеко не исчерпаны.
Поделиться: