Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.11.2017
СТРУННЫЙ РЕЗОНАНС
С 30 октября по 6 ноября на берегах Невы проходил VI Санкт-Петербургский открытый конкурс юных исполнителей на струнных инструментах и арфе. Нововведения этого года направлены на преодоление географических и творческих границ.

Репутация и профессиональный уровень конкурса с 20-летней историей – вот то важное, что отмечают все прикоснувшиеся к его неповторимому стилю. То, что позволяет ему существовать солидный отрезок времени и с широко открытыми глазами смотреть в будущее. Конкурс проводится раз в четыре года и состоит из отборочного тура на местах и двух туров в Санкт-Петербурге. Площадки, на которых традиционно организуются конкурсные прослушивания, полностью выписанному уровню соответствуют: это ДШИ им. М.Л. Ростроповича и ДШИ им. Е.А. Мравинского – обладатели лучших по акустике залов Северной столицы. Торжественное закрытие конкурса проходит в рамках абонемента «Юные дарования» Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

Первая декада ноября – время каникулярное, но атмосфера в этих двух школах изобилует впечатлениями. Оргкомитету приходится решать массу вопросов, которые возникают поминутно, – от распределения классов для репетиций до поисков забытого конкурсантом виолончельного штыря… И это неизбежно, ведь творческие состязания всегда сопряжены с волнением, которое испытывают не только юные участники, но и взрослые – организаторы, преподаватели и даже члены жюри.

На VI конкурс юных исполнителей на струнных инструментах и арфе было подано более двухсот заявок: 180 детей из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Екатеринбурга, Новосибирска, Костромы, Южно-Сахалинска, Еревана и других городов прошли отборочный тур. Организаторы конкурса – Комитет по культуре и Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга – сделали все возможное, чтобы уникальное мероприятие, выделяющееся даже на фоне наполненной разнообразными событиями жизни культурной столицы, прошло без сбоев. «Для ребят-участников происходит качественно новое осознание своего профессионального выбора, – делится впечатлениями директор УМЦ Елена Сергеевна Ми­хайлова. – У них даже разговоры музыкальные, я наблюдала, как девочка показывала "коллеге", как она играет пассаж, и они обсуждали это со свойственной малышам непосредственностью. Эти дети заняты любимым делом, не тратят время в интернете (бездумно "перебегая" с одной странички на другую), а упорно работают, чтобы и технически, и музыкально расти дальше».

И результаты этого труда получили звучный резонанс: в зале Государственной академической капеллы на 800 мест, где проходил заключительный концерт, яблоку негде было упасть, а высокая оценка выдающихся музыкантов вдохновила участников, их преподавателей и концертмейстеров на новые достижения. Жюри по скрипке и альту возглавил Михаил Гантварг, профессор, заведующий кафедрой скрипки и альта Санкт-Петербургской консерватории. Алексей Васильев, ректор консерватории, председательствовал в номинации «Виолончель».

Впервые в жюри конкурса был приглашен специалист из Москвы – судейство по профилю арфы возглавила Мильда Агазарян, профессор РАМ им. Гнесиных. «Столь масштабный конкурс, который охватывает огромное количество школ разной образовательной направленности, служит великому делу сохранения нашей уникальной системы музыкального образования. Это то, на что смотрит весь мир и пытается перенять, и мы должны сделать все, чтобы не потерять это наше достояние. Особенно сегодня, когда преобразования не всегда ведут к положительному результату, – дает оценку Мильда Михайловна. – И еще – это очень важное событие для арфового сообщества. За первенство боролись 47 арфистов: очень серьезная цифра. У арфистов конкурсных состязаний меньше, чем у всех остальных, и значение для нас мероприятия такого уровня трудно переоценить».

Ценным вкладом 2017 года в развитие этого конкурса стало привлечение к участию, наряду с воспитанниками детских музыкальных школ и детских школ искусств, учащихся профессиональных учебных заведений и специальных музыкальных школ при консерваториях и музыкальных колледжей. Благодаря такому расширению границ свою «порцию» признания и сценического успеха смогли получить исполнители, выбравшие такие редкие, «немассовые» инструменты, как альт и контрабас.

Музыкально богатая и эмоционально насыщенная неделя конкурса завершилась финальным гала-концертом. Лауреаты (а ими стали не только воспитанники известных на всю страну учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга, но и городов небольших, например Похвистнево Самарской области) получили возможность выступить перед широкой публикой на большой профессиональной сцене и были награждены дипломами и ценными подарками. Презент – символичный: в руках победителя сделанные на заказ в Германии настольные и наручные часы с логотипом как осязаемый знак его победы, с которым он пойдет по жизни к новым творческим вершинам.

На фото: Богдан Ефремов (ДМШ № 20, Санкт-Петербург)

Поделиться:

Наверх