- Игорь Эдуардович, в 1980 году вы окончили Хабаровское училище искусств, затем Дальневосточную академию искусств, 20 лет преподавали в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, пройдя путь от преподавателя до профессора, шесть лет возглавляли музыкально-педагогический факультет, с 2007-го были художественным руководителем Хабаровской краевой филармонии. И вот теперь вы – директор Хабаровского краевого колледжа искусств.
- Да, вы совершенно правы, в моей трудовой книжке именно такие записи, поэтому сегодняшнее назначение я не считаю новым местом работы – это, скорее, возвращение, которое означает новый этап в моей жизни.
Нашему колледжу в 2015 году исполнится 80 лет. За эти годы он подготовил тысячи музыкантов, сотни художников, которые сейчас работают не только в нашем крае и других регионах России, но и за рубежом. Большинство сегодняшних педагогов колледжа – его выпускники: окончив консерватории и институты искусств, они вернулись к нам.
- У учебного заведения с большим «стажем» обязательно должны быть свои традиции.
- Главная наша традиция, на мой взгляд, – беречь свой «второй дом», беречь и приумножать его богатство. Помнить о тех, кто тебя выучил и воспитал, кто вложил в тебя частицу своей души. Ведь в преподавательской деятельности ничего не может получиться, если не затратишь себя. Почему у одного преподавателя студенты играют талантливо, ярко, завоевывая звания лауреатов на различных конкурсах, а у другого нет? Конечно, тут много факторов, но один из главных это есть контакт «педагог – ученик» или его нет. А без самоотдачи такой контакт не установить. Помните, как говорил герой Вячеслава Тихонова в фильме «Доживем до понедельника»? «Мы должны доказывать нашим ученикам, что мы больше их знаем, что мы имеем право преподавать, что мы умнее, доказывать каждый день, на каждом уроке». И если учитель перестанет доказывать, «взойдет на пьедестал», перестанет гореть, то тогда, считай, «распалась связь времен». Тогда получится, что ученик отдельно, педагог отдельно и музыка или другой вид искусства тоже отдельно. Так вот, соединение этих трех начал и было положено в основу главных традиций нашего учебного заведения, что сегодня сохраняется нашими педагогами и охраняет наш «дом».
- Вы так говорите, что веришь – в колледже нет проблем, у вас все хорошо.
- У нас проблемы есть, как и у всех. Однако в любом коллективе, где я работал, я проводил в жизнь одну простую мысль – нет слова «невозможно», есть «не хочу» или «не могу». Когда появляются проблемы, их надо решать. Другое дело, что сегодня не все проблемы мы можем решить самостоятельно. Но у нас есть учредитель – Министерство культуры Хабаровского края, и большинство трудных вопросов нам помогают решать именно там.
Сегодня самая главная проблема – не чему и при помощи чего учить, а кого, и скоро встанет вопрос, кому учить?
- То есть проблема кадров?
- Да. Кадры. Посмотрите, как интересно получается в нашем музыкально-художественном образовании. Любой другой колледж приглашает абитуриента из числа выпускников средней школы. Студент, получающий любую другую специальность, идет на практику куда? На производство. Наши абитуриенты – это выпускники музыкальных школ и школ искусств, и на практику они идут именно в эти школы. И кадры мы должны поставлять именно в школы. У нас замкнутый цикл. А что в жизни? Мы жалуемся на недостаток абитуриентов и в то же время уже долгие годы перестали в полном объеме поставлять кадры для работы в ДМШ и ДШИ, особенно в школы малых городов и населенных пунктов. А если там нет музыкальной школы, там нет основ культуры. Ведь не просто так назвали музыкальную школу именно школой. Это не кружок, это школа, где ученику дают образование. Что такое образование и чем оно отличается от обучения? В обучении вы можете научить ребенка играть на каком-либо инструменте, привить ему те или иные навыки в лепке или рисовании, то есть обучить азам ремесла. А образование – процесс намного шире и важнее. Образование есть способ изменения мировоззрения человека. Вот и получается, что оголяя кадрами наши музыкальные школы, уже не мы влияем на мировоззрение детей, а кто-то другой. А потом удивляемся, почему наша молодежь такая некультурная. Да потому что мы позволили ей такой быть, не познакомив с художественной культурой! И проблема эта не нашего колледжа и не Хабаровского края, она стоит по всей стране, и решать ее надо на уровне государства.
Как было 30 лет назад? Чтобы поступить в вуз после окончания колледжа, студенту необходимо было получить направление, и получить он его мог по результатам учебы и итогам ГАК. Это не гарантировало поступления – был серьезный конкурс, и не прошедшие его должны были устроиться на работу по распределению, как и все остальные. А сегодня? Наша профессия очень затратная, очень дорогая. У нас учебный процесс построен в основном на индивидуальных занятиях. И вот, затратив на обучение студента значительную сумму, государство отпускает его на вольные хлеба. Хорошо еще, если выпускник останется в профессии. А если нет? Но почему так? Ведь в любом учебном заведении есть контрольные цифры приема. Откуда они берутся? Наверняка из потребностей отрасли в тех или иных специалистах. Так почему же мы, зная, что к 2018 году в крае должно работать столько-то художников, столько-то музыкантов-исполнителей и столько-то музыковедов, сами прерываем этот процесс в конце пути? Сегодняшняя система выпуска мне напоминает игру в городки. Мы кидаем биту – и все! Цель достигнута. Бита – это наши выпускники. Цель – вуз в центральной части страны. Мы, и не только в Хабаровске, по всей стране, довольно хорошо научились «кидать биты». Наши выпускники поступают в основном в московские и петербургские вузы. А что дальше? Регионы поставляют кадры в центр, а Москва и Петербург – в Европу и дальше. И я был бы не против, если бы на этом процесс не остановился и к нам приезжали музыканты из Америки и стран АТР. Но этого ведь нет. А есть другое – дефицит кадров в регионе. Нам всем надо научиться «кидать бумеранг». Да, чтобы вернуться в тот же Хабаровск, у молодого человека должны быть перспективы роста, и здесь мы должны сделать такую интересную жизнь, чтобы к нам ехали с охотой. Здесь нужна система, здесь, повторюсь, нужен государственный подход.
- Значит ли это, что вы предлагаете вернуть систему распределения?
- И да, и нет. Нет – потому что нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Да – потому что пришла пора с этим вопросом что-то решать. Основа его решения может быть прежняя, пути достижения – современные. То же самое получение образование по целевому направлению, где условия должны неукоснительно соблюдаться всеми сторонами. Но главное все-таки, мне кажется, в другом. И в учебном заведении, и в том месте, где оно находится, надо создать такую среду, чтобы молодой человек скучал бы по своей малой родине и знал, что его там ждут и сделают все возможное для его становления, творческого роста и достойной жизни.
- Вернемся к вашему колледжу. Каковы планы на ближайшее время?
- Помимо подготовки к юбилею, который мы запланировали провести в марте и который будет складываться из ряда мероприятий (это и серия концертов в колледже силами преподавателей и студентов, и открытие мемориальных стендов, посвященных истории колледжа, и встречи выпускников, и создание кинофильма, и, конечно, большой праздничный концерт), наши студенты готовятся к ряду региональных и международных конкурсов. В планах открытие в июле летней творческой школы для учащихся музыкальных школ края, расширение нашей концертной деятельности. И, конечно же, учебный процесс, который должен быть интересным, познавательным и который должен стать для студента не «обязаловкой», а погружением в интересный мир творчества.
Поделиться: