– Фидар Александрович, Владикавказское художественное училище открылось в 1973 году. Сколько лет вы на посту его руководителя?
– Я был в числе его выпускников. Должность директора занимаю семь лет.
– Тогда вы сможете нарисовать портрет сегодняшнего студента в сравнении с теми, кто учился здесь 30-40 лет назад.
– Первое важное отличие, на мой взгляд, это возраст. Когда учился я, абитуриент редко приходил в училище раньше чем в 20 лет. Мы были уже вполне взрослыми, поэтому и работать с нами было легче. Сейчас в училище приходят в основном дети после 9-го класса. Приходится тратить не меньше двух лет, чтобы они отошли от «воспоминаний детства» и сформировалось взрослое отношение к делу. Да, это создает трудности, но от реалий жизни не уйти. Мы давно адаптировали рабочие программы и методы, перестроили их под более ранний возраст. Другое заметное отличие – мальчиков, к сожалению, стало поступать гораздо меньше. Понятно, что девочек мы охотно берем и учить их намного легче, но мало кто из них выберет путь профессионального художника. Здесь, на мой взгляд, есть две причины. Для мужчин важна установка на зарабатывание денег, а в области искусства заработать действительно трудно, поэтому юноши выбирают профессии, где высокие зарплаты, перспективы, возможность получить квартиру.
– И нередко из-за этого отказываются от своих талантов...
– Да. И тут есть вторая причина. Когда я был студентом, людей искусства хорошо поддерживало государство – таким образом оно находило среди интеллигенции опору своей идеологии. Сегодня художник оказался в условиях рынка, и зарабатывают здесь действительно немногие.
– Расскажите об абитуриентах, ведь они – зеркало системы дополнительного образования. Как вы строите творческие и образовательные связи со школами вашего региона?
– Начнем с того, что уже давно при училище открыта студия, в которой мы готовим себе абитуриентов. У них нет льгот при поступлении, но дети за четыре года обучения узнают наши требования и то, что их ждет в будущем, а значит, идут в училище целенаправленно, с желанием заниматься. Значительная часть детей приходит из художественных школ: Республиканского лицея искусств, городской художественной школы, есть интересные школы в пригородных районах и по всей республике. Для них мы проводим День открытых дверей, рассказываем, как лучше подготовится к экзаменам по живописи (у нас рисуют натюрморт) и композиции, проводим мастер-классы.
– Насколько широка география поступающих, приезжают ли из других республик?
– В прежние годы, когда наше училище было единственным на Северном Кавказе, поступало очень много ребят из Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Чечено-Ингушской Республики, города Пятигорска. Понятно, что благодаря этому конкурс был большим, зато было намного интереснее учиться... Потом они разъезжались по своим республикам, унося творческий заряд, полученный здесь. Сейчас по-прежнему приезжают кабардинцы, но их мало, из других республик – единицы. Теперь у них есть свои средне-специальные учебные заведения, но хочется, чтобы и к нам приезжали, ведь уровень нашего училища один из самых высоких в регионе.
– Расскажите о проекте «Творческая школа для одаренных детей Северного Кавказа».
– Мы организовали его четыре года назад, подали заявку на целевое финансирование от Министерства культуры РФ и получили одобрение. Теперь каждый год приглашаем ребят (в основном студентов) из разных регионов Северного Кавказа для творческих встреч и получения новых знаний. Основная форма работы – мастер-классы и круглые столы. Направления и темы мастер-классов самые разнообразные: по ДПИ – декоративная ковка, литье, керамика, народное шитье; по дизайну – работа с макетом, бумажная пластика, по живописи – пленэр в горах. Мероприятие предполагает совместные выставки. Кстати, принять участие могут все желающие, в том числе ученики художественных школ и взрослые без художественного образования.
– Как вы оцениваете значение таких встреч?
– Знаете, мы не ставим соревновательных задач. Основная цель – взаимообогащение знаниями и умениями молодежи разных национальностей, творческие связи и знакомства. Лично я убежден, что в таком общении дети учатся любить свою культуру и через это начинают уважать культуру народов, живущих рядом. Как-то в Москве представители государственных структур посетовали, что не имеют возможности выделить больше денег на такой замечательный проект. Я же считаю, что, сколько бы ни было выделено средств, они все работают. Проект лучше любой рекламы создает хороший имидж и нашему училищу, и нашей республике.
– Действительно, такие ценности не измеряются деньгами. Вы принимаете по наличию навыков или необходим документ о начальном художественном образовании?
– Во-первых, хочу сказать, что наши студенты приходят не только из государственных школ, но и из частных. Например, во Владикавказе работает частная художественная школа моего учителя Михаила Кодоева. Ее выпускники на вступительных экзаменах всегда оказываются в числе лучших. Также к нам могут поступать дети из кружков. Таким образом, наличие корочки не является определяющим. Любой абитуриент проходит два основных этапа. Первый – собеседование и просмотр работ, уже на нем часть детей отсеивается. Далее следуют обязательные для всех экзамены: рисунок, живопись и композиция.
– И в заключение хочется спросить, на что нацелены студенты, которые оканчивают Владикавказское художественное училище.
– Надо сказать, что в обучении наше учебное заведение неизменно опирается на принципы русской академической художественной школы. Выпускники имеют хорошую репутацию не только в своем регионе. Мы готовим и нацеливаем их на поступление в лучшие художественные вузы нашей страны.
– Судя по результатам, это удается!
Поделиться: