Top.Mail.Ru
АРХИВ
03.11.2011
СТРОИТЕЛИ ИСКУССТВА АДЫГЕИ
Учебное заведение с 50-летней историей, занимающее ведущие позиции на Юге России и воплощающее собой становление профессионального музыкального образования в Адыгее: такова репутация Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У.Х. Тхабисимова.

Сегодня здесь открыто 12 отделений и созданы условия для учебы и творчества, можно сказать, завидные с точки зрения некоторых наших колледжей (и музыкальных, и искусств). Есть, например, три концертных зала - Большой, Малый и Камерный, есть два хореографических и спортивный залы, а еще выставочный зал, функцию которого выполняет зимний сад с фонтаном и аквариумом.

Разумеется, все было гораздо скромнее в 1960 году, когда в Майкопе открывалось Адыгейское областное музыкальное училище. Его первыми преподавателями стали талантливые представители адыгейской молодежи, получившие образование в Ленинградской консерватории и вернувшиеся в родные пенаты «продвигать» музыкальное искусство. У них даже не было собственного здания - приходилось делить помещение с музыкальной школой. Зато немало было энтузиазма, без которого невозможно решить такие сложные и притом первостепенно важные задачи, как формирование квалифицированного педагогического состава и определение основных направлений в работе нового музыкального учебного заведения.

Начали с того, что открыли фортепианное, оркестровое, народное и дирижерско-хоровое отделения, по результатам приемных экзаменов зачислили 46 абитуриентов, и работа пошла. Во главе училища встал Шабан Ахиджак - один из тех молодых адыгейцев, окончивших в 1950-е годы Ленинградскую консерваторию. Он подбирал штат, выискивал даровитых учеников, «пробивал» закупки музыкальных инструментов и усиленно добивался строительства специального здания. Ведь что ни говори о романтике начальных лет Адыгейского музыкального училища, когда приходилось заниматься только вечерами - после того как пустели классы местного педагогического училища, а летом - даже в городском парке, все же свой дом он и есть свой дом. И такой дом, наконец, появился под конец 12-летнего директорства Ш.У. Ахиджака, причем строился он во многом коллективными усилиями студентов и преподавателей.

Сегодня в Адыгейском республиканском колледже искусств работает более 180 человек и обучается 300 студентов. Последние 5 лет колледж возглавляет Н.А. Чундышко, продолжая традиции своих предшественников и заботясь о сохранении авторитета любимого учебного заведения.

Нуриет Асфаровна, каково сегодняшнее значение Адыгейского республиканского колледжа искусств в культурно-образовательной сфере республики?

- Наш колледж – единственное учебное заведение в Адыгее, которое готовит специалистов творческих профессий. Выпускниками колледжа пополняются все учреждения культуры республики, все творческие коллективы. Это и филармония, и симфонический оркестр, это государственные ансамбли народного танца «Нальмэс» и народной песни и танца «Исламей», это наши драматические театры - Русский и Национальный драматический, это Камерный музыкальный театр. Наряду с этим они успешно работают в различных образовательных учреждениях и центрах, среди которых детские школы искусств. Мы ведем преподавание по 9 специальностям, и это выделяет нас среди многих российских средних специальных учебных заведений в сфере искусства. Наши выпускники - музыканты-исполнители и теоретики, артисты танца, актеры театра и кино, художники, мастера декоративно-прикладного искусства, преподаватели. Естественно, лучших студентов мы направляем в творческие вузы, по окончании которых они в подавляющем большинстве возвращаются в статусе молодых специалистов, чтобы работать в творческих коллективах Адыгеи или преподавать в колледже. Такова традиция.

- Известная проблема – детские школы искусств сегодня не удовлетворяют потребностей в наборе учреждений среднего профессионального звена. Как у вас обстоят дела в этом плане?

- У нас в республике 22 ДШИ и одна художественная школа. 5 лет назад, когда я вступила в должность директора училища, ситуация была угрожающей, даже просто страшной: мы еле-еле делали набор. И тогда мы организовали очень сильную кураторскую работу, которую возглавила Заслуженный работник культуры Республики Адыгея Соснова Н.К. Сегодня мы хорошо знаем, как учатся ребята буквально с первых классов музыкальных школ, отслеживаем их успехи, бываем на всех экзаменах, проводим на постоянной основе профориентационную работу. Мы также укрепляем сотрудничество и со школами искусств Краснодарского края, наиболее близко расположенными к нам, выезжаем в эти школы с концертами наших студентов и выпускников. Результаты уже видны. Так, в нынешнем учебном году из музыкальных школ края к нам поступило 8 скрипачей!

Разумеется, мы будем продолжать нашу «агитацию» - проводить открытые уроки, мастер-классы, курсы повышения квалификации. В целом в течение года мы организуем около 300 мероприятий, связанных с музыкальными школами. В последнее время усилили внимание конкурсам: школьным, региональным, республиканским, проводим собственный конкурс в колледже. Особенно важны в этом ряду конкурсы исполнителей на народных и духовых инструментах, так как наборы на эти отделения, как известно, являются большой проблемой для всех учебных заведений. Есть у нас и фортепианные конкурсы, и конкурс наших национальных композиторов, который является творческим стимулом и для самих композиторов, и для исполнителей их музыки, в частности преподавателей колледжа, которым приходится изучать новую музыку и совершенствовать свое мастерство.

В результате всей этой работы мы вот третий год подряд перевыполняем план по набору. Могу с гордостью сказать, что наши студенты часто выезжают на конкурсы в другие российские регионы и в 95 случаях из 100 занимают призовые места.

- Важно ли для вас, сколько ваших выпускников продолжают профессиональное обучение в вузах?

- Наш учредитель Министерство культуры Республики Адыгея определило семь критериев, по которым оценивается работа колледжа. Среди них основным показателем является количество выпускников колледжа поступающих в высшие учебные заведения (не менее 60 процентов) За три последних года с момента, когда был установлен данный критерий, еще ни разу уровень не опускался ниже 80 процентов. У нас очень большой процент поступивших и в РАМ им. Гнесиных, и в консерватории, университеты Москвы и Петербурга. Причем не просто поступивших, а обучающихся на «отлично». В нашем колледже сильный педагогический состав - очень хорошая команда, с которой мы без каких-либо особых проблем прошли аккредитацию, и новое поколение образовательных стандартов на которое мы уже получили лицензию, скажем так, нам нипочем. Это в основном профессионалы, которые получили качественное, еще советское образование. Я, кстати, за некоммерческое образование и в колледже платные факультеты не ввожу. Исключение составляет обучение на втором отделении по желанию учащегося. Но даже и в этом случае можно не платить: тем, кто на основном отделении учится на «отлично», на втором отделении мы даем возможность тоже учиться бесплатно.

- Что вы делаете для сохранения национальных традиций - продолжаете ли «взращивать корни» в молодом поколении?

- В новых учебных стандартах, к счастью, на народном отделении появился класс национальных инструментов. В первую очередь как главный национальный инструмент проходит адыгейская гармошка, а факультативно - например, шичепшин, доул и другие инструменты. На хореографическом отделении выделено большое количество часов на обязательное изучение адыгского танца, потому что, как я уже сказала, колледж готовит артистов для национальных коллективов. В процессе обучения мы используем специальные авторские и региональные программы для сохранения адыгской национальной культуры. Мы очень трепетно относимся к сохранению национального музыкального материала, в том числе произведений именно наших, местных композиторов. Мы гордимся такими композиторами, как Каплан Туко и Аслан Нехай, которые «перевели» адыгейскую музыку на язык классических инструментов. Большим событием в культурной жизни Адыгеи станет постановка оперы композитора Аслан Нехай на сюжет из истории адыгейского народа «Раскаты далекого грома», и это первая национальная опера за всю историю существования республики. В ней задействованы смешанный хор нашего колледжа.

- Студенты с удовольствием изучают произведения национальной культуры?

- Вы даже не представляете, с каким удовольствием! Конечно, нашим ребятам ближе адыгейская национальная музыка. Но для того, чтобы стать профессионалом необходимо исполнять классическую, современную музыку, джаз.

- За 50 лет у колледжа сложилась своя история, оформились традиции. Над чем сегодня вы как директор продолжаете работать?

- Во-первых, хотелось бы получить больше полномочий непосредственно в работе со школами искусств. У нас есть региональный методический кабинет, который работает со школами, однако самая заинтересованная сторона в качественном образовании это все-таки колледж. Во-вторых, построенное в 1970-м году здание Майкопского музыкального училища, преемником которого мы являемся, было рассчитано на обучение лишь по пяти специальностям. Тогда работали лишь фортепианное отделение, отделения струнных, народных, духовых инструментов и хорового дирижирования. Но уже с 1979 года, когда была введена первая немузыкальная специальность – хореография - и когда музыкальное училище было переименовано в училище искусств и с добавлением новых отделений - живопись, ДПИ, актерское мастерство, эстрадный вокал, - нам стало остро не хватать учебных площадей.

Конечно, старое по сегодняшним меркам здание приведено в порядок, в нем сделан добротный ремонт, признаюсь, у нас очень красиво. Но хотелось бы, чтобы колледж развивался в сторону улучшения своей материально-технической базы, чтобы нам предоставили и дополнительные площади, и необходимое оборудование, в том числе современные компьютеры. Хотелось бы обновить комплект инструментов для духового оркестра - и медных, и деревянных, улучшить финансирование балетных и драматических спектаклей, чтобы приобретались необходимые костюмы, хотя и без этого у нас все работают на полном энтузиазме.

Есть у меня, как и у многих руководителей учебных заведений подобного профиля, наболевший вопрос, связанный со старением педагогических кадров. Я не имею возможности привлекать к работе молодых специалистов, и дело не в зарплате, на которую мы, в общем-то, не жалуемся. Я должна предложить выпускникам консерваторий достойную нагрузку, творческое дело, а не годы ожидания, прежде чем они станут педагогами. Конечно, надо, чтобы и наше республиканское министерство культуры активно поддерживало молодых специалистов, возвращающихся в Адыгею после завершения высшего образования.

- Какой вам видится сегодня перспектива развития колледжа?

- Министерство культуры республики не раз высказывало предложение о том, чтобы наш колледж стал высшим учебным заведением. Я отчасти против этого. Считаю, что лучше быть хорошим средним учебным заведением, чем не очень хорошим высшим. На становление вуза должно уйти не одно десятилетие, и есть не только соблазн приобретений, но и опасность потерь. Может быть, я как молодой директор высказываюсь и несовременно, но у нас уже есть очень хороший колледж со своими традициями, который дает человеку крепкое профессиональное образование, а значит - он уже специалист. Поэтому я желаю нашему колледжу только процветания, а если и реорганизации, то с сохранением среднего профессионального образования.

- Нуриет Асфаровна, каковы самые главные традиции вашего колледжа, выведшие его в число авторитетных учреждений профессионального образования?

- Безумная любовь к своей профессии, самоотверженный труд и высокий профессионализм педагогов!

Поделиться:

Наверх