Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.08.2016
МУЗЫКАНТЫ И ПОЖАРНИКИ
По статистике, половина музыкальных школ России – сельские, и примерно треть из них находится на большом удалении от крупных городов. Картину ДМШ Светлогорска Красноярского края, которой через несколько месяцев исполнится сорок лет, можно представить в виде уравнения: 50 учащихся равно 3 преподавателям.

Очевидно, что условия работы в сельской школе существенно отличаются от тех, в которых трудятся городские коллеги. Добавим к этому, что зачастую в малых городах и селах детская школа искусств – это единственный культурный центр, как в небольшом поселке Красноярского края. Однако и перед ДМШ Светлогорска стоят те же задачи: духовно-нравственное воспитание детей, увеличение числа музыкально подготовленных детей на 3,5%, освоение детьми предпрофессиональных программ.

С духовно-нравственным и патриотическим воспитанием здесь все в порядке. Директор школы Е.В. Яковлева уверяет, что учебный репертуар и уроки музыкальной литературы помогают формировать любовь к родному краю, осознание, что земля эта – часть огромной страны. Кстати, репертуар, который предстоит освоить в течение года, подбирается преподавателем совместно с учеником. Обсуждается, что уже по силам, а какие произведения потребуют новых навыков и, значит, дополнительной работы. «Они уже знают, что такое сцена, – говорит Елена Витальевна. – Мы участвуем во всех поселковых мероприятиях, даем много концертов внутри школы. Ребятам это очень нравится, а о зрителях и говорить нечего, но особенно наши дети рвутся участвовать в конкурсах».

Благодаря поддержке Администрации поселка Светлогорск Туруханского района и родителей воспитанников школа ежегодно участвует в городских и районных конкурсах. Вот и минувший учебный год принес дипломы трех очных состязаний. Преподаватели активно интересуются новыми методиками, к примеру, начали преподавать музыкальную информатику, хотя на каждую предпрофессиональную программу положено брать лицензию – а это деньги и уйма справок. 29 июня школа получила лицензию на все виды программ. Загвоздка в том, чтобы обеспечение этих программ соответствовало ФГТ: педсостав (первое несоответствие), материальная база (инструментарий неплохой, но до планки тоже не дотягивает) и так далее (санэпиднадзор, пожарная инспекция, прокуратура, госзакупки). Если бы не дальновидность учредителя, стерли бы с лица земли Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа поселка Светлогорск».

А стремящихся учиться здесь все-таки прибывает, и редкий год обходится без того, чтобы кто-то из выпускников не продолжил образование по профилю. Проблема в другом. Лететь из Красноярска нужно несколько часов, а до ближайшей Игарки – самолетом раз в неделю летом, зимой еще реже.   Как, положим, привлечь молодые кадры к работе в глухих местах?

Еще с советских времен средство известно. Если платить ощутимые надбавки к окладу, проблема наверняка решится – кому не хочется поскорее встать на ноги? Заключили бы контракт года на три, как делали в свое время «северники», а там, глядишь, и приработались, тем более что в этом коллективе к новичку будут весьма радушны. Ну а не приработается кто – следующий явится. И нет в том ничего постыдного, на Руси слово «богатый» традиционно считалось производным от «Бог»  и к состоятельным людям относились с уважением. Особенно к тем, кто богатство свое заработал немалым собственным трудом. Традиция, которую стоит вспомнить.

Словом, не приходится удивляться тому, что с 2005 по 2015 год в стране закрылось несколько сотен ДМШ и ДШИ, и большинство – в сельской местности. Мониторинг Министерства культуры РФ выявил, что «детские музыкальные школы столкнулись с нехваткой кадров и снижением количества учеников… В современной ситуации роль системы ДШИ необходимо переоценить». Хороший ход: критерии к крупным и малым школам должны быть дифференцированы. Только одно дело сказать, и совсем другое – сделать.

На фото трио «Светлячок»

Поделиться:

Наверх