С чего начинать занятия на арфе и кто из сегодняшних педагогов-арфистов наиболее успешно развивает традиции русского арфового исполнительства? Своими сегодняшними наблюдениями, а также воспоминаниями и размышлениями делится Наталия Хамидовна Шамеева - заслуженный деятель искусств России, профессор РАМ им. Гнесиных, автор книги «История развития отечественной музыки для арфы (ХХ век)», член правления Русского арфового общества и представитель России в Международном арфовом конгрессе.
Школа русского арфового исполнительства создавалась усилиями множества замечательных музыкантов. Серьезное профессиональное обучение игре на арфе начиналось в середине XIX века вместе с открытием Петербургской и Московской консерваторий. Первыми преподавателями были иностранцы: А.Г. Цабель в Петербурге и И.И. Эйхенвальд в Москве. В начале XX века среди преподавателей - К.А. Эрдели, позже в развитие школы включаются А.И. Слепушкин, М.А. Корчинская. А с 1943 года - Вера Дулова: великая русская арфистка, которую называли «королевой арфы». Вера Георгиевна воспитала целую плеяду выдающихся арфистов – исполнителей и педагогов, работающих в различных музыкальных учебных заведениях.
Постепенно и неуклонно арфа входила в музыкальную жизнь нашей страны. Этому движению чрезвычайно способствовало создание отечественных инструментов - класс арфы появился во множестве музыкальных школ. Как же проходят сегодня занятия в этом классе в обычных ДМШ? Не в специальных музыкальных школах, где родители - часто сами музыканты и ребенок с детства знает, что игра на арфе станет его профессией, а там, где дети, в основном, просто знакомятся с музыкой?
Часто красивый инструмент очень нравится поступающему в школу ребенку, особенно если педагог сыграет на нем какую-нибудь знакомую песенку: он просто счастлив и готов учиться. Но вот здесь и начинаются самые главные трудности: как бы ни был способен ученик, с первого урока он не в состоянии сыграть что-либо. Например, на рояле можно сразу же одним пальчиком подобрать знакомую песенку, а на арфе, где изменение высоты струны достигается при помощи педалей, необходимо долго учиться, прежде чем сделать это. Что же предпринять, чтобы процесс обучения не стал скучным освоением обязательных навыков, но постоянно интересовал ребенка?
Все мы знаем, что внимание детей очень быстро рассеивается. Поэтому серьезные объяснения нужно перемежать или шуткой, или маленькой историей и даже игрой, чтобы восстановить способность ребенка к труду. Начало начал – упражнения. Это скучный вид занятий - и для детей, и для взрослых. Но если взрослые понимают обязательность упражнений в процессе исполнительского совершенствования и потому играют их, то для детей, не обладающих этим пониманием, упражнения должны стать маленькими пьесами с образными названиями, то есть превратиться в нечто большее, чем только техническое задание. Тогда их можно будет полюбить и, как любимое произведение, повторять многократно. Предположим, упражнение на два пальчика - поочередно играть соседние струны - можно превратить в пьесу под названием «Дождик», этюд на четыре пальца - в левой и правой руке гаммаобразное движение – в сочинение «Паровозик». Можно придумать любые названия, лишь бы заинтересовать ребенка, а тем временем вырабатывать правильное движение – «артикуляцию пальцев в ладонь», как это называется у арфистов. Вообще, развитие образного мышления, воображения – одна из самых важных задач воспитания будущего музыканта и даже не музыканта, но человека, который будет учиться через музыку познавать мир.
Терпение и доброе отношение к ребенку должны стать основой любых занятий. Во время урока преподавателя не должны отвлекать никакие иные проблемы, кроме заботы о развитии личности маленького ученика. Ребенок начинает верить педагогу и любить педагога, когда тот серьезно входит в его мир, когда старается понять его желания и наклонности, общаясь с ним без сюсюканья и потакания, когда он разумно сочетает забавную игру с серьезным, пусть маленьким, но уже трудом.
Мне довелось присутствовать однажды на мастер-классе заслуженной артистки России Е.Н. Ильинской - педагога ЦМШ при Московской консерватории, и было понятно, что элемент игры с ребенком – один из важных в процессе ее занятий. Стараясь научить девочку играть трель, Ильинская предлагала ей поиграть вторым пальчиком: «Ты просто балуйся, как бы дразнись пальчиком, быстро захватывая струну, балуйся, балуйся, быстрее, быстрее, присоедини первый пальчик». И вот начинает звучать трель. Ребенку весело, а педагог добился серьезного технического прогресса. Или же: «Беги пальчиками быстро-быстро по струнам вниз, как с горки», - а в результате вырабатывается гаммаобразное движение. Елена Николаевна играет с детьми не только за инструментом - в классе бывают и «салочки», и «прятки». Дети влюблены в своего педагога, и все ее задания выполняют с удовольствием. И уже взрослые, ушедшие от Е.Н. Ильинской в консерваторию или академию музыки ученики, не только помнят своего педагога, но по-прежнему любят, приходят к ней за профессиональными и жизненными советами. В другой московской специализированной музыкальной школе – имени Гнесиных - преподает М.М. Агазарян: профессор, заслуженный работник культуры России. Мильда Михайловна - создатель и президент Российской ассоциации педагогов-арфистов - проводит огромную работу по воспитанию профессионалов, среди ее учеников – лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Благодаря таким педагогам сегодня развивается и крепнет российская традиция арфового исполнительства.
В отечественной методике обучения игре на арфе существуют серьезные школы, которые являются основой работы любого педагога: Н.Г. Парфенов – «Школа игры на арфе». М.: Музгиз, 1960; М.А. Рубин – «Школа начального обучения игры на арфе». М.: «Музыка», 1977. Основой для «Школы» Парфенова послужила изданная им в 1927 году брошюра «Техника игры на арфе. Метод профессора А.И. Слепушкина». М.: Музгиз, 1927. Педагогические принципы К.А.Эрдели изложены в диссертации В.П. Полтаревой «Творческий путь К.А. Эрдели» (Львов, 1959) и в книге К.А. Эрдели «Арфа в моей жизни». М.: Музыка. 1967. В книге В.Г. Дуловой, которая придавала особое значение правильной посадке и овладению правильными рациональными навыками звукоизвлечения и технического мастерства, есть глава, которая так и называется: «Путь к достижению высшего мастерства» («Искусство игры на арфе». М.: Советский композитор, 1975). К.К. Сараджева в 2002 году издала брошюру «Об исполнительском мастерстве арфиста (методические записки)».
Сегодня работе с педагогами-арфистами в Москве уделяется большое внимание. Московский методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, где струнную секцию возглавляет Григорьева Галина Михайловна, в течение учебного года проводит открытые уроки педагогов-арфистов и курсы повышения квалификации. Это напоминает о деятельности Всероссийской ассоциации арфистов, созданной в 1964 году по инициативе В.Г. Дуловой, которая ежемесячно организовывала встречи арфистов - педагогов, учащихся; конкурсы и концерты, смотры учащихся музыкальных школ, в том числе специальных, и вузов. После смотров регулярно проводились обсуждения, беседы о методах преподавания, тех или иных ошибках постановки, посадки, проблемах технического плана и умении выразительно передать содержание музыкального произведения, создать музыкальный образ.
Нельзя не напомнить о том, сколь большое значение придавала В.Г. Дулова непрерывному воспитанию педагогов и созданию единой современной школы игры на арфе. Существует фильм «На уроках Дуловой», в котором можно увидеть, как студенты Веры Георгиевны получают от нее важнейшие знания об основах мастерства арфиста: это уже упомянутая артикуляция пальцев в ладонь и кистевое движение. На уроках Дуловой в Московской консерватории часто можно было слышать выражение «порядок в игре», которое она переняла от своего педагога Марии Александровны Корчинской. «Порядок в игре» означает, прежде всего, точное соответствие нотному тексту и художественному замыслу композитора.
В 2003 году по инициативе композиторов Валерия Кикты, Виктора Ульянича и при моем участии было создано Русское арфовое общество, которое является правопреемником Всероссийской ассоциации арфистов. Оно продолжает инициативу В.Г. Дуловой и помимо различных аспектов своей деятельности ведет работу с педагогами ДМШ. Работа эта заключается в том, чтобы учащиеся школ выступали на ежегодном фестивале «Арфовое искусство России», а последние два года в рамках фестиваля они имеют собственные концерты «под рубрикой» «Юные арфисты», проходящие в ДМШ им. Ф.Шуберта. После этих концертов, как было принято и у В.Г. Дуловой, проводятся небольшие методические обсуждения.
В ДМШ им. Ф.Шуберта работает Е.А. Павлова, получившая звание «Лучший преподаватель ДМШ 2006 года» на городском профессиональном конкурсе «Московские мастера». Это человек, который живет свой работой. Елена Анатольевна так любит арфу и так любит учить детей игре на арфе, что отдает этому буквально всю свою жизнь. Ее воспитанники – дети не из музыкальных семей. Своей задачей Павлова видит привитие им любви к арфе, к сцене, к профессиональному труду. Она считает, что любые способности можно развить, если очень захотеть. С первого дня Елена Анатольевна сама начинает играть с детьми на арфе, поддерживая их первые шаги в освоении инструмента маленькими ансамблями, где ребенок извлекает всего несколько звуков двумя пальчиками, а все остальное играет педагог. Дети счастливы - они слышат «в собственном» исполнении знакомые мелодии, и им не страшно выйти на сцену со своей «профессиональной мамой». Они, конечно, устают, но в перерывах между занятиями их учат красиво выходить к публике, кланяться, дают примерить нарядное платье, и вот уже ребенок снова готов к труду.
Нельзя не отметить еще одного педагога - это Светлана Владимировна Парамонова, заслуженная артистка России, солистка Российского национального оркестра, которая преподает в ДМШ им. Ф.Шопена, в ДМШ академического училища и в самом училище при Московской консерватории, в колледже им. Гнесиных. У нее свой метод работы с детьми. Здесь тоже присутствует игра и различные рассказы, чаще - рассказы о композиторах, произведения которых исполняют дети, и об эпохе, в которую эти композиторы жили. Самое главное, считает Светлана Владимировна – добиться красивого чистого звучания. В ее классе пальчики - это семья, и у каждого пальчика, как у члена семьи, свое имя. Здесь начинают постановку с левой руки, так как она более свободна, чем правая, и ей не надо обхватывать арфу. Конечно, детям разрешается и «побаловаться», но воспитание, в общем, строгое. Однако соединенное с любовью, оно дает свои замечательные результаты. В классе С.В. Парамоновой дети очень рано начинают участвовать в конкурсах и получать награды.
Не могут не радовать и культурно-просветительские акции, связанные с арфовым исполнительством. Одну из таких организовали студенты РАМ им. Гнесиных в московских общеобразовательных школах. Прошлой весной и осенью Нина Мищенко и Оксана Сушкова проводили специальные занятия в школах: рассказывали детям об арфе, отвечали на их вопросы, дарили им диски с записями арфовой музыки, слушали вместе с ними отрывки из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» и просили, чтобы дети выразили свои впечатления от услышанного в рисунках. Мы получили большое количество очень интересных рисунков с арфой, которые демонстрировались во время II Московского международного конкурса арфистов (он проходил с 25 мая по 2 июня 2009 года). Дети были также приглашены на концерты.
Арфа продолжает звучать в руках профессионалов, радовать и приобщать к музыке детей и взрослых, для арфы создается много новых сочинений, в том числе и отечественными композиторами. Так, уже в апреле планируется презентация сборника пьес, написанных специально для юных арфистов К.Волковым, В.Киктой, В.Ульяничем, И.Кайновой, О.Евстратовой, С.Чечетко, Д.Полевой. Арфа живет современной жизнью и радует своим звучанием все новые поколения.
Поделиться: