Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.09.2010
КОМПЛЕКСНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАНТА

В течение ряда лет наше государство уделяет пристальное внимание вопросам модернизации системы образования. В меньшей степени это касается учреждений системы дополнительного образования, но в современных условиях данным учреждениям также невозможно оставаться на консервативных позициях. Кардинальные перемены в детской среде, вызванные новыми реалиями общественной жизни, заставляют искать новые пути, способствующие формированию личности. Поэтому изменения, происходящие в системе дополнительного образования, идут, так сказать, «изнутри», то есть по инициативе самих образовательных учреждений, нацеленных на повышение эффективности образовательного процесса.

В течение ряда лет наше государство уделяет пристальное внимание вопросам модернизации системы образования. В меньшей степени это касается учреждений системы дополнительного образования, но в современных условиях данным учреждениям также невозможно оставаться на консервативных позициях. Кардинальные перемены в детской среде, вызванные новыми реалиями общественной жизни, заставляют искать новые пути, способствующие формированию личности. Поэтому изменения, происходящие в системе дополнительного образования, идут, так сказать, «изнутри», то есть по инициативе самих образовательных учреждений, нацеленных на повышение эффективности образовательного процесса.

Система дополнительного образования более лабильна в отношении преобразований, так как не скована рамками общих стандартных программ и учебных планов. Мы имеем возможность формирования своей концепции деятельности, широкого внедрения новых технологий, авторских программ. И одним из примеров эффективности внедрения вариативных направлений содержания и организации учебного процесса является деятельность Детской музыкально-хоровой школы № 3 Ново-Савиновского района г. Казани. Школа носит звание лауреата республиканского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования-1998». По результатам аттестации и аккредитации 2008 г. ДМХШ №3 присвоен государственный статус «школы высшей категории».

В основу концепции деятельности школы положен комплексный подход в музыкальном обучении и воспитании. Комплексное формирование музыканта на сегодняшний день, безусловно, можно считать инновационным направлением в музыкальной педагогике. Его концепцию наша школа реализует в течение 20 лет.

Комплексный подход подразумевает гармоничное всестороннее музыкальное развитие детей, которое осуществляется на основе:

- тесной взаимосвязи и взаимодействия всех предметных дисциплин, предполагающих овладение учащимися в равной степени теоретическими, хоровыми и инструментально-исполнительскими знаниями, умениями и навыками;

- разностороннего развития учащихся внутри одной дисциплины; в процессе обучения ребенок приобретает не только академические знания, но и навыки собственного творчества.

Одним из аспектов прочно утвердившейся в системе парадигмы развивающего обучения является индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми. В ДМХШ № 3 он осуществляется в трех направлениях: профессионального, общемузыкального и общеэстетического обучения. Уместно отметить, что изначально музыкальные школы системы образования были нацелены на реализацию более широкого спектра задач, включающего:

- выявление одаренных детей и их профессиональную подготовку для вышестоящих профессиональных учреждений; так, более 20% выпускников нашей школы продолжили образование в средних и высших профессиональных музыкальных учреждениях (КМУ, КГК, ТГГПУ, КГУКИ).

- массовое приобщение детей к искусству, дающее возможность усилить роль воспитательного аспекта, сосредоточив внимание на формировании эстетических вкусов и культурного уровня подрастающего поколения в целом.

Успешной адаптации деятельности ДМХШ № 3 к новым условиям способствует, как уже было сказано, применение новых технологий. На смену авторитарным, догматическим приходят личностно-ориентированные технологии, приоритетом которых является личность ребенка и обеспечение ее комфортных, безопасных условий развития. Внедрение данных технологий полностью соответствует концепции комплексного развития детей, так как направлено на разностороннее, свободное и творческое развитие личности.

Формирование и развитие творческого потенциала учащихся – одно из прогрессивных и приоритетных направлений нашей деятельности. Общие навыки творчества, приобретаемые детьми в процессе обучения, впоследствии могут быть применимы в любой сфере деятельности. Занятия творчеством определили новый тип взаимодействия между педагогом и учеником, называемый «сотворчеством». Вопрос о взаимодействии педагога и ученика всегда был в числе центральных. Принцип «сотрудничества» и «сотворчества» предполагает использование методов, нацеленных на активизацию познавательной деятельности учащегося, погружение его в проблему и совместный поиск ее решения, развитие креативного и аналитического видов мышления.

В рамках новых технологий предполагается внедрение и новых программ обучения. На сегодня в ДМХШ № 3 действуют 8 адаптированных и авторских программ по всем учебным дисциплинам. Общей особенностью этих программ является их вариативный и ориентировочный характер, дающий возможность максимальной индивидуализации процесса обучения.

Одной из основных функций музыкальных школ является их просветительская деятельность, охватывающая различные группы общества. Тесно сотрудничая с органами управления образования, школы участвуют в концертных мероприятиях для населения нашего города. Нередко школьные коллективы организуют выездные концерты за пределы республики. Многие музыкальные школы системы образования, как и ДМХШ №3, находясь в зданиях общеобразовательных школ, активно проводят просветительскую работу среди преподавателей, учащихся и родителей этих школ, способствуя формированию социокультурного пространства.

Введение и реализация прогрессивных методик требует наличия высококвалифицированных кадров. На современном этапе педагогу недостаточно иметь соответствующий уровень образования, предполагающий владение определенным объемом профессиональных знаний и умений. Особенностью музыкальной педагогики является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала. Следовательно, педагог должен обладать творческой инициативой, необходимой для реализации вариативных программ, постоянного поиска наиболее результативных методов воспитания и обучения, а также для решения одной из главных задач - развития творческого потенциала учащихся.

Творческое начало преподавателей нашего коллектива проявляется не только в их продуктивной деятельности внутри школы, но и за ее пределами. Об этом свидетельствуют их авторские разработки, высоко оцененные на городских, республиканских и всероссийских конкурсах. 8 преподавателей являются лауреатами республиканского и всероссийского конкурсов «Педагогические инновации». Творчество пронизывает всю структуру и содержание учебного процесса, охватывает все предметы учебного цикла, способствуя их интеграции и решая тем самым задачу комплексного развития учащихся.

Внедрение любых методик и программ, обновление учебного процесса должно быть не самоцелью, а осознанной необходимостью, вызванной изменениями жизненных реалий. Об эффективности осуществляемой образовательным учреждением учебной деятельности лучше всего говорят результаты, отвечающие потребностям и учащихся, и всего общества в целом.

Поделиться:

Наверх