На планете лишь один город стоит на линии Северного полярного круга. Только в этом городе отстроенное по современным канонам здание школы искусств восхитило Елену Васильевну Образцову, искренне порадовавшуюся за детей, которым предстояло здесь учиться. В сентябре 2007-го, когда примадонна приняла приглашение мэрии Салехарда, встретили Елену Васильевну с той душевной щедростью, на какую способны только северяне.
В свою очередь, с огромным удовольствием и любознательностью провела она в столице Ямало-Ненецкого автономного округа несколько дней, знакомясь с культурой северных народов по обширной программе, подготовленной администрацией города, и дав сольный концерт для горожан, а для преподавателей и учащихся – мастер-класс.
В тот же месяц и год в Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского поступал и будущий директор этой уникальной школы.
ЗИГЗАГ УДАЧИ
…Карьеру Антону Редкашову пророчили еще в Белово Кемеровской области, где он родился и провел школьные годы. Талантливый баянист, казалось, без труда становился лауреатом городских и областных конкурсов, стипендиатом фонда «Юные дарования Кузбасса», и после окончания школы он легко поступает в музучилище.
Но судьба редко сверяется с нашими планами – в дорожную карту вмешалась болезнь, ударившая Антона по рукам в прямом смысле слова. Об исполнительской карьере не могло быть и речи. Кто-то мог бы и сломаться, оказавшись на его месте, но только не Редкашов. «Человек только тогда остается человеком, когда способен сам выстраивать свою судьбу, несмотря ни на что», – решил музыкант. Вспомнил свою тягу к композиции, неожиданно открылся и талант организатора: за четыре года учебы он организовал и провел более ста концертов! После консерватории по совету близкого друга подал заявку на замещение вакантной должности директора ДШИ и выиграл конкурс. Вместе со своей супругой переехал на Ямал – «и ни разу за прошедшее время об этом не пожалел!».
Счастье всегда конкретно и создается каждым из нас в меру целеустремленности и мужества. А рецепт его, как все гениальное, прост: любимая работа плюс любимая семья. Совсем недавно чета Редкашовых увеличила население Салехарда: девять месяцев назад у них родился сын. Супруги вместе учились в консерватории (он – на отделении композиции, она – по специальности «хоровой дирижер») и работают теперь тоже вместе.
Первое, что сделал молодой директор, – восстановил связь с Еленой Васильевной, и школа продолжила работу в содружестве с ней. Благодаря Образцовой учащиеся участвовали в концерте в Санкт-Петербурге, посвященном 50-летию деятельности великой певицы, – тогда она и дала согласие на присвоение школе ее имени.
С великими людьми уходит целая эпоха – известие о кончине русской артистки, мировой звезды, имя которой ставят рядом с Шаляпиным, потрясло весь педагогический коллектив. Вскоре Антон Александрович пригласил в Салехард представителей Культурного центра Е.В. Образцовой, и на здании ДШИ ее имени появилась мемориальная табличка. С того момента с центром ведется активное сотрудничество, в том числе и подготовка празднования 60-летия ДШИ. Все проекты, посвященные светлой памяти великой певицы, будь то мероприятия городского или всероссийского масштаба, теперь касаются салехардской школы и лично директора.
В прошлом году ДШИ выставила на конкурс социальных проектов не совсем обычный проект – «Интерактивный музей Елены Образцовой». И победила, получив грант НК «ЛУКОЙЛ». К тому моменту музей Е.В. Образцовой в школе уже был: Культурный центр помог организовать экспозицию, предоставив личные вещи, книги, фотоснимки. Но этот проект гораздо шире, а главное – намного современнее. В холле второго этажа планируют интерактивный киоск и огромный экран, на котором можно демонстрировать любые видеоматериалы.
«Благодаря всей этой сложнейшей технике наша учебная и культурно-просветительская деятельность станет намного богаче. Будем проводить специальные встречи и беседы с учащимися школ, родителями, вообще горожанами. Рассказывать тем, кто приходит в наш музей, о судьбе Елены Васильевны Образцовой (она вовсе не была легкой, как кажется на первый взгляд), о жизни школы, показывать отрывки из концертов, в том числе и тех, которые готовятся сейчас к юбилейной неделе. «Там будет масса концертов, – опережая громкие события, рассказывает А.А. Редкашов. – Вопрос о ближайшем будущем для нас ясен. В рамках празднования 60-летия планируется целая серия торжеств. Уже начали репетировать «Антиформалистический раёк» Дмитрия Шостаковича – он соединит в себе вокальное направление, связанное с Образцовой, и инструментальное, к 110-летию со дня рождения композитора. И как раз сейчас обдумываем новый конкурс музыкального направления».
НОВОВВЕДЕНИЯ
ДШИ – преемница первой музыкальной школы Салехарда, открытой в 1956 году. В семидесятых ее объединили с другой ДМШ, а когда открылись хореографическое и художественное отделения, она стала школой искусств: шел 2001 год.
Как во многих ДШИ, в салехардской самым развитым всегда было и остается музыкальное отделение (на сегодня 70% от общей численности контингента). Среди учащихся отделения есть немало талантливых и очень способных учеников – лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Например, у заслуженного артиста России В.И. Карпова учится баянист Дмитрий Шипицын, его последнее достижение – второе место в Сургуте на V Всероссийском открытом конкурсе баянистов и аккордеонистов «Югория–2016». Яркие ученики есть и среди пианистов – Лолита Кочергина и Станислава Витязева, – и среди струнников: Максим Гузь и Марина Науменко.
Обширный контингент позволяет активно развивать важнейший компонент обучения – коллективное творчество, которое процветает, да еще как! После открытия новым директором классов виолончели, духовых и ударных инструментов, кульминацией стал первый на Ямале детский симфонический оркестр, собранный А.А. Редкашовым в 2015 году. Помимо симфонического есть еще струнный, несколько ансамблей из вокалистов, три хора плюс четвертый – фольклорный.
«Наш город небольшой, – поясняет Антон Александрович, – «звездочек» не может быть много по определению. Значит, коллективное музицирование развивать просто необходимо. Ансамбли и оркестры позволяют делать яркие программы, участвовать в мероприятиях и конкурсах, привлекать больше детей к выступлениям. Но это не отменяет большой индивидуальной работы. Когда наших маленьких художников попросили нарисовать на свободную тему – просто рисуй, что хочешь, – преподавателей поразило единомыслие детей: почти на сорока картинках родные и близкие им пейзажи: просторы тундры чередовались со стадами оленей, небом, озаренным северным сиянием… Вся красота Севера отразилась в них, точно в зеркале, – как и огромные педагогические старания и труд».
Отделение «Изобразительное искусство» не ограничивается школьным уровнем, охотно выставляя свои работы на городских, районных, окружных уровнях, отправляет на всероссийские и международные конкурсы. Практически все участвуют в конкурсах благодаря финансированию из городского бюджета. Как и обладатель Гран-при международного конкурса в Сочи – танцевальный ансамбль «Параллель».
Надо сказать, что хореографическое отделение возобновило свою работу после долгого перерыва в 2008 году, но, как видно, педагоги смогли быстро поставить его «на ноги».
ДШИ им. Е.А. Образцовой организовала множество разнообразных проектов, и один из них направлен на поиск талантливых детей. На вступительных испытаниях раскрыть ребенка удается далеко не всегда: кто-то стесняется, кто-то пугается незнакомой обстановки. А вот организованная в ДШИ Летняя творческая школа такую возможность дает, причем приглашаются сюда «неохваченные» дети из общеобразовательных школ.
При наличии 80 мест – более 300 заявлений!
Преподаватели всех отделений занимаются в Летней творческой школе ровно десять дней, каждый – своим видом искусства, кроме того, смотрят фильмы, обсуждают их с ребятами, ходят на экскурсии по городу и в музеи. К концу смены становится ясно, кого нужно учить дальше, тем более что в финансы вопрос не упирается: обучение на всех основных отделениях бесплатное (за плату только в классе эстетического развития для детей 4–6 лет).
Особого внимания заслуживает первая на Ямале Детская филармония, затеял которую тоже молодой директор. В проекте задействованы почти все учащиеся средних и старших классов, дети выступают и в качестве ведущих – рассказывают о композиторах, о произведениях, читают стихи. Музыку дополняет выразительный видеоряд.
Завершены абонементы «От Века серебряного к Веку советскому» и «Становление Прокофьева и Шостаковича». Отзвучали в полном исполнении «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского, иллюстрировали которые ребята с художественного отделения, подготовив выставку из 36 экспонатов на заданную тему. В марте состоялся концерт «Карнавал животных», который особенно понравился маленьким зрителям. Удалось собрать интересную программу из произведений Баха, Моцарта, Сибелиуса, Сен-Санса, Бибергана, Шостаковича и других композиторов. С оркестром выступали солисты и сводный хор инструментального и хорового отделов. Совсем недавний литературно-музыкальный концерт прошел на тему «Свиридов и Есенин». Очень красивые концерты создает и хореографическое отделение. В этом году зрителям был представлен красочный музыкально-хореографический спектакль «Картинки с ярмарки».
Сколько же детей удалось вывести на сцену!
Нехватки слушателей – тоже не было. В 2017 году планируется два новых абонемента. Первый будет посвящен вокальному искусству и творчеству Елены Образцовой. Второй – в партнерстве с писателями и краеведами – будет направлен на очень важную цель: знакомство как можно большего числа детей, особенно вне ДШИ, с историей и культурой родного края.
ВРЕМЯ И ЛЮДИ
Развитие школы, несмотря на ее удаленность от столицы, должно идти в ногу со временем. В результате открытия новых классов за последние два года контингент школы увеличился на 50 человек; из семисот человек 555 учатся на бюджете. В общей сложности школа охватывает 10% детского населения, помимо этого желающие в возрасте до 70 лет могут обучаться здесь игре на гитаре.
Для городка в 48 тысяч жителей это показатель эффективности, который красноречиво говорит о значении ДШИ им. Е.В. Образцовой не только для Салехарда, но и для всего округа. Дети и подростки не просто заняты делом под присмотром ответственных и высокопрофессиональных взрослых: благодаря искусству они растут интеллектуально и духовно. Перед ними распахиваются двери совсем в иное будущее. И когда ближе знакомишься с людьми, которые в суровых климатических условиях живут и работают с полной отдачей, уже не удивляешься тому, что выпускники ДМШ с первой попытки поступают в ведущие вузы по всей стране.
Стало быть, концепция развития школы на 2013–2017 годы, созданная и утвержденная А.А. Редкашовым, имеет социальный эффект. Ей присущи такие функции, как повышение роли ДШИ в образовании, воспитании и просвещении жителей столицы Ямала; модернизация и развитие школы нового типа, интегрирующей мультидисциплинарные образовательные технологии, обеспечивающей высокое качество подготовки всесторонне развитых и конкурентоспособных учащихся. На ближайшие годы поставлено несколько основных задач:
♦ совершенствование форм образовательной и учебно-методической деятельности в рамках федеральных требований;
♦ создание благоприятных условий для развития и реализации имеющегося кадрового потенциала;
♦ комплексная модернизация и развитие учебно-методической инфраструктуры ДШИ и ряд других.
♦ В первоочередных планах – войти в программу Пасхального фестиваля Валерия Гергиева, который в следующем году частично пройдет в Салехарде. Для этого готовятся большие программы: камерная, хоровая и симфоническая. Должно состояться первое исполнение Четвертой симфонии Л. Бетховена и удивительного хорового сочинения А. Кастальского «Братское поминовение».
Решать насущные проблемы, строить планы, организовывать новые проекты помогает школе поддержка главы администрации Ивана Леонидовича Кононенко и его команды.
Именно благодаря хорошей финансовой поддержке администрации муниципального образования города Салехард полностью отменена родительская плата на бюджетных отделениях; постоянно улучшается материально-техническая база ДШИ: закупаются инструменты, костюмы для коллективов, оборудование для классов и концертного зала; отправляются и коллективы, и солисты на конкурсы не только по России, но и за рубеж. Например, хореографы и музыканты побывали с выступлениями в Сургуте, Тюмени, Кирове, Москве, Санкт-Петербурге, а также в Италии, Испании и Чехии.
Не на словах, а на деле, не номинально, а всерьез оценили деятельность директора и 49 педагогов единственной в городе школы искусств. Свыше 80% из них – обладатели высшей квалификационной категории, семеро награждены почетной грамотой Министерства культуры РФ, есть заслуженный артист РСФСР, два заслуженных работника культуры ЯНАО, член Союза композиторов РФ, три почетных работника общего образования РФ. Большая часть преподавателей не только великолепные учителя, но и отличные исполнители, организовавшие несколько концертирующих коллективов.
Директор А.А. Редкашов убежден: «Мы прилагали и будем прилагать максимум усилий к тому, чтобы дети Салехарда полюбили родной край, полюбили искусство, стали культурными гражданами с активной жизненной позицией. А для того, чтобы это у нас получалось, необходимо чувство осознанной любви и к делу, которому служишь, и к земле, воспринимая ее как собственный дом, за благополучие которого отвечаешь лично ты».
На фото – церемония открытия здания
Поделиться: