Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2007
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВОКАЛ В ШКОЛЕ

«Бытует мнение, что заниматься сольным пением с 5-6 лет слишком рано, ведь вокальные связки еще не сформировались. А я решила попробовать». Это решение автор методики вокального воспитания детей Наталья Васильевна Зуева приняла почти 10 лет назад. Сегодня ее успехи очевидны для очень многих.

Н.В. Зуева – заведующая хоровым отделением пермской ДШИ № 13, где работает с 1997 года и где, собственно, и открывала хоровое отделение, ныне - с обязательными для каждого ребенка занятиями по индивидуальному вокалу. Последнее обстоятельство – все еще редкость для школьных программ. Чтобы вводить подобные новшества, надо иметь и серьезную профессиональную квалификацию, и значительный опыт работы. Все это есть у Натальи Васильевны. До прихода в школу она 7 лет проработала в вузах, закончив Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского по классу хорового дирижирования и аспирантуру как педагог-исполнитель. Имея от природы хороший голос, Н.В. Зуева всерьез занималась вокальной подготовкой. Важными для создания методики были и посещения семинаров Г.А. Струве, Д.Е. Огороднова, изучение дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, стажировки у А.С. Пономарева, В.Н. Минина, Б.Г. Тевлина.

Обучающиеся по методике Н.В. Зуевой ученики уже к 12 годам обладают красивыми голосами и затем не испытывают традиционных проблем в связи с мутацией. Сразу после школы лучшие из них без особого труда поступают в средние и даже высшие профессиональные учебные заведения.

Как и почему создавалась методика, на чем она базируется – вот круг вопросов, которые наш корреспондент обсуждал с Н.В. Зуевой.

- Отправной точкой послужила моя «Хоровая игротека» - методическое пособие для занятий с детьми от 4 до 7 лет. «Игротека» возникла из необходимости не только привлечь детей в школу, но и вызвать интерес к детскому академическому пению. Моей задачей стал поиск эффективной методики занятий именно с дошкольниками - во-первых, чтобы их заинтересовать, а во-вторых, чтобы поднять качество хорового пения, когда в результате развития детских голосов хор звучит как хороший вокальный ансамбль. Мы принимаем в школу, что называется, всех подряд, берем и гудошников, но уже через год все эти дети имеют поставленные голоса с достаточным рабочим диапазоном и отличаются чистым интонированием в пении.

Сегодня у нас в школе действует трехступенчатая система воспитания к вокальному мастерству. Сначала - подготовительный период, базирующийся на хоровых группах; потом из этих групп выделяются наиболее яркие ребята и создаются ансамбли с вокальными данными различных составов. Затем по способностям этих ребятишек мы их определяем либо в хоровой класс (специализация – «хоровое пение»), либо на «сольное пение». «Хоровая игротека» – начальная стадия становления и выявления индивидуального певческого голоса для дальнейшего развития на хоровом и вокальном отделениях.

«Хоровая игротека» создавалась в то время, когда не было специальной методики по певческому воспитанию и развитию детского голоса. И я решила, что ее принципом станет игра - основа детской активности и детского творчества.

«Хоровая игротека» призвана эффективно развивать детский голос на хоровых занятиях в игровой форме с учетом психологического и физиологического развития дошкольника. Здесь сочетаются элементы нескольких искусств – вокального, художественно-театрального, хореографического. Главная задача - эффективное развитие голоса ребенка, что невозможно без изучения особенностей его психического и физиологического развития. В основе игровой системы – комплекс оригинальных игр и упражнений, основанных на практическом музыкальном материале.

«Хоровая игротека» это, прежде всего, музыкальные игры, Сюда включены игры музыкально-дидактические, связанные с развитием координации слуха и голоса, а также с развитием общих музыкальных способностей, в том числе чувства ритма, тембрового и динамического слуха; здесь в доступной форме объясняется соотношение звуков по высоте. Есть музыкально-речевые игры, они способствуют воспитанию звуковой культуры речи: я предлагаю артикуляционные игры и упражнения, звуковые игры-сказки для постановки каждого звука, много внимания уделяю скороговоркам. Есть интонационные игры, призванные выработать выразительное интонирование слова. Очень действенна игровая дыхательная звуковая гимнастика. Это - не механическое исполнение: гимнастика неразрывна с музыкальным сопровождением, а дыхательные упражнения - со звукоподражанием, звукоизвлечением.

Очень важная работа – ролевые игры. В этих играх воспитывается и затем сказывается развитость их воображения детей, представление об окружающем мире, создание условий для произвольного запоминания и припоминания, активно развивает речь, волю ребенка- дошкольника. Специальная способность - представить песню через свой внутренний мир. Разработали игры на развитие внимания, сосредоточенности «Я и Я», «Я и мои эмоции», с использованием различных пиктограмм - «колобков»( изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях)– все это есть у меня в «Игротеке».

Практически материал методики, представлены наглядными пособиями(карточки, игрушки, аппликации, рисунки детей к песням) широкого действия - от помощи быстрому запоминанию текста песни до поощрения работы ребенка красными, синими или зелеными карточками.

Все игры проводятся с музыкальным сопровождением, и многое зависит от мастерства концертмейстера. Основной акцент сделан на русскую и зарубежную классику, народную песню. Важно, чтобы в течение всего занятия было полное погружение в мир музыки, которая звучит непрерывно сопровождая движения, упражнения, игры. Все должно быть озвучено, связано с интонацией инструментального звука и интонированием слова. Комплексность - кредо моей методики.

Очень существенна, помимо упражнений и игр, методика разучивания песни, данная во второй части «Хоровой игротеки». Ее задача - ввести ребенка в образно-игровое содержание песни. В разучивании песни я, например, использую особые карточки, по которым ребенок, еще не знающий нот, запоминает движение мелодии зрительно. Карточки как прием звуковой наглядности – изображение движения мелодии в виде зигзагов, скачков, ступенек, символов рисунков. К этому времени дети уже через музыкальные игры освоили регистровые соотношения, умеют определить регитры: нижний, средний, высокий. Здесь мы и обозначаем динамику, и приобщаемся к средствам музыкальной выразительности (например, крещендо у нас – это картинка на сюжет о том, как лепили снеговика). Темпы связываем с движениями животных, например черепаха с медленным темпом, с тем, идет ли человек или едет машина, а ритмические особенности - со звучащими жестами (хлопки раскрытой ладонью или горстью, пальцами, шлепки по коленям и так далее).

С 4-5 летними детьми, не изучившими музыкальную грамоту, я использую в работе элементы ручных знаков, ориентируясь на систему Г. Струве. Ручную систему мои маленькие ученики воспринимают через сказку про улитку, которую я сама придумала. Дети ее хорошо знают, рассказывают, показывают, даже сочиняют музыку, пользуясь ручными знаками. На данном этапе этого достаточно, нотная грамота – не наша задача. Мы видим целью эффективное развитие детского голоса, оптимальное выявление его возможностей.

Когда ребенок завершает двухлетнюю подготовку в «Хоровой игротеке», мы, как я уже говорила, оцениваем его вокальные данные и решаем, как ему развиваться дальше – заниматься хоровым пением или совершенствоваться в сольном исполнительстве.

«Хоровая игротека» - программа универсальная, ею заинтересовались преподаватели и руководители детских садов, по ней с удовольствием работают в ДМШ, в хоровых студиях, причем на занятиях с учениками вплоть до 12-летнего возраста, и не только в Перми. Большой успех эта методика имела в творческой школе вокального мастерства Е.В. Образцовой, организованной в январе нынешнего года в Санкт-Петербурге, где я демонстрировала практические занятия со своими учениками - шестилетками. Школа собрала более 120 педагогов из разных регионов, в том числе из-за рубежа, и моя «Игротека» заинтересовала всех. Изданная в 2003 году в Перми, она в Санкт-Петербурге расходилась очень хорошо. Сегодня у меня остался один-единственный опубликованный экземпляр, но впереди – переиздание методики как весьма востребованной в профессиональной среде.

Среди учеников, воспитанных в моем хоровом классе, есть лауреаты международных конкурсов. Например, 13-летний Неведицын Никита – лауреат 4 фестивалей и участник последнего фестиваля «Москва встречает друзей» международного благотворительного фонда В.Спивакова. Он также был приглашен на передвижной фестиваль Е.В. Образцовой «А ну-ка, вундеркинды!». Кстати, в июне я с тремя своими учениками ездила в Санкт-Петербург на конкурс Елены Образцовой, и все они прошли на второй тур, показав хорошие результаты. Так Кириллова Настя (9 лет) получила специальный приз «За лучшее исполнение произведения Моцарта» и специальный диплом от председателя Союза концертных деятелей Ю.Х. Темирканова. Мне же был вручен диплом «За профессиональную педагогическую работу».

Поделиться:

Наверх