24 мая в Центральном академическом театре Российской Армии состоялся концерт, который венчал празднование 300-летия военных оркестров России, основанных согласно Указу Петра Первого от 17 февраля 1711 года. До этого майского дня аналогичные концерты прошли во всех российских городах, где дислоцируются оркестры штабов военных округов и флотов. Главным действующим лицом заключительного музыкального торжества стал Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ. Один из трех образцовых военных оркестров страны выступил под управлением начальника Военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ, главного военного дирижера России, композитора, заслуженного деятеля искусств РФ, генерал-майора Валерия Халилова.
Наш корреспондент Наталья Строкина встретилась с Валерием Халиловым, чтобы побеседовать о сути профессионального праздника русских военных музыкантов, об истории и современности российской военно-оркестровой службы.
- Валерий Михайлович, существовали ли до знаменитого указа Петра Первого музыканты в русской армии?
- Да. Военные музыканты – это неотъемлемая часть русской армии с момента ее рождения. Другое дело, что раньше перед ними ставились, в основном, лишь задачи регламентации воинских ритуалов, а также передвижения войска - то есть подача сигналов во время боя и ведение войска с барабанами, расположившись впереди солдат. Скромная на первый взгляд, эта задача была очень важна во время битвы. Командир не мог докричаться до всех, и музыкант звуком своего инструмента посылал его команды в самые отдаленные уголки поля сражения: раздавался сигнал «вперед» или сигнал «назад» - такие действия были жизненно важными. Военные музыканты регламентировали и воинские ритуалы - совершали «битие зорь»: по сигналам утренней и вечерней зори открывались и закрывались городские ворота. Что касается инструментов, то в допетровские времена использовались бубны, сурны, барабаны, накры, жалейки - предшественники кларнета, гобоя, современных ударных инструментов, звучавшие и в мирной жизни.
В эпоху Петра Первого начались изменения. С Указом императора от 19 февраля 1711 года были образованы штатные военные оркестры, и это название дошло до нашего времени. В каждом полку (!) был определен штат военного оркестра, предполагающий количество и качество, то есть число музыкантов и те инструменты, на которых они должны были играть. По указу в каждом кавалерийском и каждом пехотном полку надлежало иметь 9 музыкантов, первый из которых – иностранец. Иностранцу вменялось в обязанность обучение восьми русских музыкантов. Брали специалистов, которые могли в короткое время обучить «музыкантской науке». Среди них было много немцев - отсюда и схожие с европейскими армиями артикулы и ритуалы. К примеру, Петр Первый был старшим барабанщиком, и именно это способствовало его заинтересованности в развитии военной музыки. Он сам здорово играл и сам же обучал игре на барабанах. И, конечно, многое сделал для упорядоченного развития военной музыки.
- Цели штатных военных оркестров расширились?
- Количество музыкантов возрастало - необходимо было развивать репертуарную базу, создавать произведения. Военные оркестры начали исполнять не только военную музыку, стали участвовать в светских мероприятиях: играть на приемах, на маскерадах. В армейской среде, конечно, они как принадлежность армии выполняли свои строго определенные задачи.
- Как менялся состав штатного военного оркестра?
- Сначала музыканты назывались гобоистами, хотя там были и трубы, барабаны, литавры, и в том числе гобои. Изменения были связаны с развитием музыкальной культуры в Европе, с появлением новых инструментов в светских оркестрах, а впоследствии, кстати, военная музыка многое внесла в развитие светской. Скажем, при Екатерине Великой был выписан оркестр янычаров, исполнявший турецкую музыку с использованием больших и малых барабанов, тарелок. С привлечением этих музыкантов в России, затем и в Европе многие композиторы увлеклись так называемыми шумовыми инструментами, которые им очень нравились и которые охотно применялись на представлениях опер.
- Наверное, сложно было тогда в боевых условиях перевозить такие габаритные инструменты, как литавры?
- Существовали специальные
- Валерий Михайлович, а вот сигналисты-барабанщики играли во время боя?
- Именно сигналисты-барабанщики всегда были в гуще боя, подавая сигналы к маневрам.
- И, вероятно, часто погибая?
- В связи с тем, что военные музыканты были безоружными, существовал негласный закон: убить их считалось позором. А вот взять музыканта в плен – это, напротив, было так же достойно, как захватить полковое знамя противника. Поэтому музыканта охраняли. Много подвигов совершили музыканты. Скажем, растерялся полк, побежал - музыкант начинает играть сигнал «сбор». Слыша его, солдаты останавливаются, оглядываются, собираются, дальше звучит сигнал «наступление» - и они уже идут в атаку. От морально-боевого духа музыканта порой зависела судьба сражения.
- Насколько сильно переменились со временем задачи военно-оркестровой службы?
- Развитие военно-оркестрового дела, составов оркестров, элементов кадровой политики, образования, подготовки дирижеров, музыкантов, появление консерваторий - все это способствовало становлению и укреплению военно-оркестровой службы в новом, культурном значении. Достаточно вспомнить, что в дореволюционное время военные оркестры фактически выполняли задачи филармоний. Средств массовой информации и коммуникации, как сейчас, не было, и, например, не столичные, а губернские жители могли услышать новую симфоническую музыку только в переложении для духового оркестра и именно в исполнении военных оркестров. Как говорил наш музыкальный критик Владимир Стасов, «военные оркестры – проводники не одной только военной, но и всяческой музыки в массы народные».
- Где сегодня готовят кадры для военно-оркестровой службы?
- До войны это был Военный институт военных дирижеров, срок обучения 4 года. Впоследствии - военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории, срок обучения 5 лет, я его оканчивал. Сейчас - Военный институт (военных дирижеров) Военного университета Министерства обороны РФ. Это высшее специальное музыкальное образование, срок обучения 5 лет. Уровень образования остался, как в Московской консерватории, но организован теперь в рамках военного учреждения. Это единственное учебное заведение в мире, которое готовит военных дирижеров.
- Какова разница в работе военного дирижера и просто дирижера оркестра?
- Налицо существенная разница между работой гражданского дирижера и службой военного дирижера, поскольку военный дирижер - в первую очередь офицер. То есть он обязан выполнять все офицерские функции, знать и уметь применять военную науку в мирное или военное время. Он командир военного подразделения. У него в подчинении военнослужащие по контракту и призыву, гражданский персонал и воспитанники. Дирижер – это руководитель, а военный оркестр – это профессионально-творческий коллектив музыкантов, имеющих специальное музыкальное образование.
У гражданского дирижера нет специальной программы, по которой осуществляется боевая, гуманитарная подготовка, он не стоит в строю. А военный дирижер обучает строевой слаженности свое подразделение, вместе с полком выполняет те же функции, что и любой офицер. Что касается профессиональных навыков, то ему, как и любому другому дирижеру, должно быть подвластно руководство любым коллективом. Это может быть симфонический оркестр, если надо, это может быть оркестр народных инструментов. Другими словами, военный дирижер подготовлен очень хорошо для того, чтобы руководить музыкальным коллективом большого масштаба. Однако служба есть служба. Оружием музыканта является инструмент, но он должен владеть и стрелковым оружием, участвовать в учениях, в маневрах.
- Означает ли это, что человек, вступающий на профессиональный путь военного дирижера, должен обладать особыми личностными свойствами?
- Во-первых, у него должна быть физическая подготовка и выносливость. Военный дирижер должен обладать также определенными морально-волевыми качествами, чтобы воспитывать свое подразделение. Собственно говоря, любой дирижер должен быть примером, эталоном для своих музыкантов. Весь вопрос в том, как работать. Можно работать, не прикладая рук, а можно – не покладая рук. Всем дирижерам известно, что степень подготовленности оркестра зависит от степени подготовленности дирижера. Какой дирижер – такой и оркестр. Оркестр – организм чрезвычайно сложный: и по психологическим параметрам, и по степени музыкальной подготовленности. Все оркестранты - личности, все – творческие натуры, и к каждому должен быть подобран ключик. Задача дирижера – вести за собой и вести так, чтобы было единое целое, дабы донести замысел композитора, как если бы композитор делал это сам.
Профессия дирижера сложная. Экзамен, испытание – каждый день. Любое твое слово – элемент претворения в жизнь того, что ты хочешь. Невзирая ни на какие проблемы, ни на какие погодно-метеорологические условия, ты должен направить оркестр в ритм репетиции. Ты должен быть уверен в том, что делаешь. Когда я был курсантом, у меня, как у подавляющего большинства будущих военных дирижеров, на первых выступлениях с оркестром буквально дрожали коленки. А сейчас я не имею права подавать не только признаков дрожи, но и признаков неуверенности и сомнения.
(Окончание следует)
Поделиться: