Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2012
Наталия ИВАНОВА-КРАМСКАЯ: «СДЕЛАЮ ВСЕ, ЧТО НЕ УСПЕЛ ОТЕЦ»

8 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения исполнителя-гитариста, композитора и педагога Александра Иванова-Крамского.

В интервью «Играем с начала» о выдающемся русском музыканте рассказывает его дочь Наталия Иванова-Крамская - заслуженный работник культуры России, лауреат Премии Москвы, профессор, создатель и художественный руководитель «Классического ансамбля гитаристов», организатор 25 фестивалей гитарной музыки в Москве, основатель музея гитары в ДМШ им. А.М. Иванова-Крамского, обладатель золотой медали Славянского фонда России «За благодатный труд».

- Наталия Александровна, каким был ваш отец?

- Вся жизнь моего отца была связана с музыкой, с гитарой. Он всегда считал гитару одним из самых интересных инструментов, неизменно чтил классические традиции гитарного исполнительства.

Сейчас трудно представить, но в 30-40-е годы, когда Иванов-Крамской всерьез осваивал гитару, она была запрещенным инструментом. Ее называли даже «космополитическим» инструментом (та же участь постигла саксофон и аккордеон). Однако отец никогда не предавал гитару, а напротив, постоянно пропагандировал инструмент.

Гитару запретили преподавать в музыкальных учебных заведениях. Исполнители, которые в начале 1930-х годов учились вместе с А.М. Ивановым-Крамским по классу гитары (Александр Михайлович обучался сначала в Московском музыкальном училище им. Октябрьской революции и затем в Московской консерватории, где осваивал две специальности: солист-гитарист и дирижер), переходили на домры и балалайки, спасая себя и свои семьи. В те годы идти против «линии партии» было нельзя. С каждым днем жизнь отца становилась невыносимой – он постоянно ощущал, что его преследуют. Один из друзей посоветовал ему пойти служить в армию. Там Иванов-Крамской не только продолжил занятия на гитаре, но и организовал ансамбль. Он был человеком сильным, целеустремленным, не предающим своих идеалов. Когда началась Великая Отечественная война, Александр Иванов-Крамской был назначен руководителем оркестра Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. С этим коллективом он прошел по всем фронтам. У меня хранятся его медали за оборону Москвы, Сталинграда, Кавказа, Белоруссии, блокадного Ленинграда, правительственные грамоты за концерты в госпиталях. После войны отца пригласили дирижером в новый коллектив – Хор и оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио.

В 1944 году на одном из правительственных концертов А.М. Иванов-Крамской познакомился с Иваном Семеновичем Козловским. Дуэт великого русского певца и гитариста часто звучал в концертах, а дружба Ивана Семеновича и Александра Михайловича продолжалась до кончины Иванова-Крамского в 1973 году. Удивительно, но, несмотря на запреты гитары, Иванова-Крамского постоянно приглашали выступать в самых ответственных концертах. В афишах наряду с именами народных артистов СССР Леонида Когана, Генриха Нейгауза, Дмитрия Шостаковича, Квартетом имени Бетховена значилось и имя моего отца. Его ценили не просто как исполнителя-гитариста, но как музыканта, сохраняющего и продолжающего классические традиции гитары. И это, снова напомню, в то время, когда гитара еще не преподавалась. Я считаю, что своим искусством, своим упорством, своим мастерством отец открывал дорогу инструменту, покоряя сердца слушателей.

…Я много думала о том, как же отцу жилось в те годы - с 1930 по счастливый 1960 год, когда по его инициативе, наконец, был открыт класс шестиструнной гитары в музыкальном училище при Московской консерватории. Ведь в 1952 году его вообще выгнали с работы. Это был шлейф печально памятного постановления 1948 года «Об опере Мурадели «Великая дружба». Тогда пострадали наши лучшие музыканты, прежде всего композиторы (в том числе Шостакович и Прокофьев). Прошли годы, я повзрослела и постепенно осознала, каким умным и сильным был мой папа. Главное, что помогало ему побеждать, – талант, трудолюбие, убежденность в своей правоте. А еще – любовь публики.

С огромным профессиональным уважением к нему как музыканту я вспоминаю, что он никогда не нарушал своих заявленных концертных программ. В них всегда присутствовала классическая музыка - зарубежная и русская. Он часто принимал участие в ансамблевых концертах, играл со скрипкой, фортепиано, флейтой, с трио и квартетами струнных и духовых инструментов. Необходимо напомнить, что библиотека гитары уникальна по количеству различных ансамблей, и, конечно, есть в ней концерты для гитары и симфонического оркестра. Такого разнообразия нет ни у одного народного инструмента, к коим причисляют гитару, в то время как она не является народным инструментом. Во всем мире гитара - классический инструмент, который стоит в одном ряду со скрипкой, с виолончелью, арфой.

- Когда Александр Михайлович начал преподавать, каким он был педагогом?

- К моменту, когда класс гитары 1960-м году все же был открыт, отец уже написал свою «Школу игры на шестиструнной гитаре». Она вышла из печати в 1948 году. Эта школа стала впоследствии учебником, разошедшимся огромным тиражом по всему Советскому Союзу. В 1940-50-е годы молодые люди писали А.М. Иванову-Крамскому письма с просьбой: «Где можно научиться играть на гитаре?» Спрашивали, отчего звук гитары Иванова-Крамского так характерен, почему он отличается от «вообще гитарного» звука? И когда открыли класс в ныне Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, из всех республик Советского Союза в класс Иванова-Крамского стали приезжать любители гитары. Надо отдать должное директору училища Артыновой Ларисе Леонидовне: она делала все, чтобы помочь отцу. И приемная комиссия часто принимала талантливых молодых людей, которые ехали учиться к Иванову-Крамскому, без какой-либо музыкальной подготовки.

Как педагог отец был очень строг - требовал от ребят много. У него была собственная методика обучения, сегодня хорошо известная. Самое главное, ученики воспитывались на оригинальной классической музыке, написанной для шестиструнной гитары. Все ученики глубоко уважали А.М. Иванова-Крамского, безоговорочно верили ему. Помню, сколько отец с ними беседовал! И это были не только рассказы из истории гитары. Александр Михайлович всегда проникался жизнью своих учеников. Если кому-то надо было в чем-то помочь, то старался сделать все, что было в его силах. Он понимал, что у многих из них не было отцов – военные, да и послевоенные годы не жалели никого. Александр Михайлович воспитывал учеников не только как будущих музыкантов, но и как честных, добросовестных и трудолюбивых людей.

Отец много сочинял для гитары. Первые его сочинения появились уже в середине 1930-х годов. В большинстве своем его произведения стали учебным материалом, многократно переиздававшимся. Недавно я переиздала «Школу» Иванова-Крамского уже в тринадцатый раз. И каждый раз в каждом разделе добавляю произведения отца. В 1950-60-е годы А.М. Иванов-Крамской активно сотрудничал с музыкальными издательствами. Его сборники - это настоящий кладезь оригинальных сочинений для гитары соло и в ансамбле. «Школа» Иванова-Крамского, сборники под его редакцией и с его авторскими сочинениями и в наши дни актуальны, на них учится молодое поколение музыкантов-гитаристов.

- На чем было сосредоточено главное внимание вашего отца - и как исполнителя, и как педагога?

- Безусловно, на многовековых традициях инструмента. Отец в основном пропагандировал оригинальный гитарный репертуар, начиная с творчества композиторов 16 века и до середины 20-го. Если раньше гитару считали дополнением к пению, то Иванов-Крамской – первый (и долго бывший единственным) гитарист в нашей стране, который открыл гитару как перспективный солирующий инструмент с богатейшей палитрой красок. В его руках инструмент зазвучал неподражаемо прекрасным звуком, который завораживал, удивлял и не отпускал каждого, кто брал в руки гитару…

- Наталия Александровна, как вы оцениваете развитие Московского международного фестиваля гитарной музыки, который носит имя вашего отца и который вы «ведете» в качестве художественного руководителя?

- На первом фестивале в 1987 году, признаюсь честно, я волновалась, будет ли публика в залах. Теперь вижу, что и молодежь, и люди старшего поколения активно посещают эти мероприятия и очень хорошо принимают гитарную музыку. Такие фестивали я начала делать вот по какой причине. Когда отца не стало, гитарный класс хотели закрыть, и я дала слово: сделаю все, что не успел отец. И вот я преподаю уже более 50 лет, воспитала много лауреатов международных конкурсов, занимаюсь организацией фестивалей, конкурсов; я написала первую программу для учебных заведений по классу гитары, камерному ансамблю, по истории исполнительства. В настоящее время работаю над новой редакцией книги об отце «Жизнь посвятил гитаре».

- А что происходит в музее гитары, открытом в московской ДМШ им. А.М. Иванова-Крамского?

- Да, действительно, такой музей существует. Но прежде хочу сказать, что я очень благодарна музыкальной школе, поддержавшей инициативу о присвоении ей имени А.М. Иванова-Крамского. Я благодарна прекрасному педагогическому коллективу и директору Наталье Николаевне Савицкой.

В школьном музее собраны разнообразные материалы по истории гитары, в том числе оригинальные школы 18 - 19 веков, документы, фотографии, связанные с жизнью гитаристов. Среди них, например, испанский композитор и гитарист-виртуоз 19 века Фернандо Сор, много лет живший в Москве, игравший в музыкальных салонах и даже ставивший в Большом театре свои балеты и оперы. А сейчас я занимаюсь новой выставкой памяти А.М. Иванова-Крамского в нашем школьном музее гитары.

- На какие события юбилейного года вы хотели бы обратить внимание наших читателей? Что уже состоялось и что еще предстоит?

- В течение 2012 года уже прошли юбилейные концерты в Москве, в Муроме, в Челябинске, теперь я собираюсь в Ялту, где в рамках международного телекинофорума «Вместе» будет представлен фильм об А.М. Иванове-Крамском – «Судьба гитариста». Сценарий написан мной в соавторстве с журналистом Артемом Высоцким. Затем в Симферополе и Севастополе состоятся концерты памяти отца. В сентябре на радио «Орфей» транслировали концерт А.М. Иванова-Крамского (запись 1966 года), и я рассказывала о творчестве отца. В октябре телеканал «Культура» покажет новый фильм, посвященный творчеству А.М. Иванова-Крамского. В ноябре в Москве продолжатся концерты, приуроченные к юбилейной дате. Они, в частности, пройдут в зале Международного союза музыкальных деятелей. Приглашаю.

- Спасибо, Наталия Александровна!

Поделиться:

Наверх