В строящемся посреди тайги городе нашлось место и для ДМШ, ведь детям военных и гражданских сотрудников космодрома тоже хотелось учиться музыке. Открывшаяся в 1961 году и долгое время умещавшаяся в маленькой деревянной постройке школа стала островком культуры в закрытом городе (на базе которого впоследствии был создан космодром Плесецк). Четверо преподавателей работали в классах фортепиано, баяна и аккордеона. ДШИ № 12 она стала в 1970-м, когда для нее построили отдельное большое здание.
Конечно, большинству российских школ знакомы и радости, и невзгоды (нехватка кадров, новых помещений) Муниципального казенного учреждения дополнительного образования детской школы искусств № 12. Однако, ее ученики становятся лауреатами престижных конкурсов, ее выпускники трудятся в передовых культурных центрах, а ее преподаватели взращивают таланты, своим примером подтверждая, что главное в их труде – открытое сердце.
КОНСТАТАЦИЯ УСПЕХА
Сейчас школа активно готовится к предстоящему 60-летнему юбилею образования города Мирный и космодрома «Плесецк». Потому как весь Мирный привык радоваться успехам учащихся ДШИ № 12. Добавим, что жизнь школы вообще тесно связана с космодромом, здесь учатся дети военнослужащих, ребята участвуют во всех праздниках воинских частей наравне с военными творческими коллективами. Школьные составы регулярно выступают на городских мероприятиях, приуроченных к праздничным и важным датам в истории страны и российской космонавтики. Торжественные церемонии, тематические концерты проводятся на двух главных площадках города – в ДШИ № 12 и Доме офицеров.
Местные жители говорят, что офицерский состав космодрома «Плесецк» – самый просвещенный в смысле музыкальной культуры. При Доме офицеров работают гарнизонные коллективы, например очень профессионально организован военный оркестр, да и среди офицеров есть свои таланты. Ребята дважды в год – на Новый год и День Победы – дают концерты на своей сцене для солдат-срочников, которые проходят службу на территории гарнизона, неизменно собирая полный зал, выезжают на выступления в воинские части.
Также ученики под руководством педагогов устраивают мероприятия и для родителей: в конце учебного года – с большим отчетным концертом, в котором участвуют все отделения. «Видеть своих детей на сцене, будь-то танец или игра на музыкальном инструменте, то, как их принимают, это, конечно, высшая похвала», – говорят родители. А по мнению педагогов, многое зависит от них: сохранить в ребенке интерес к творчеству, поддержать его, когда что-то не получается – все это наравне с усилиями школы помогает детям успешно завершить обучение и получить диплом.
Каждый год их стараются отправить на мероприятия, в том числе и за границу – посмотреть мир, отдохнуть вместе со школьными друзьями и, конечно, сравнить свои достижения с успехами ребят из бывших союзных республик и дальнего зарубежья. В конкурсах участвуют все отделения и очень приятно, что всегда возвращаются с дипломами и призовыми местами. К сожалению, раньше учащиеся постоянно выезжали на конкурсы и выставки во Франции, Венгрии, Голландии, но теперь выехать удается все реже, ведь на ранее доступные поездки приходится тратить теперь внушительные суммы. Главными путешественниками школы всегда были хореографы, но и они сегодня больше ориентированы на российские конкурсы. Художникам чуть проще: много профессиональных конкурсов проводится на региональном уровне, ребята выезжают к соседям в Котлас, Архангельск, Северодвинск. В зарубежных мероприятиях они могут участвовать заочно, отправив работы по почте или через интернет. Так, в прошлом году художники стали лауреатами конкурса, проходившего в Латвии.
СВОБОДА И ОГРАНИЧЕНИЯ
Школа перешла на новые стандарты и в полной мере реализует общеобразовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств. Законодательство в этой сфере рамочное, поэтому преподаватели стали строже проводить отбор при приеме, во время которого идет проверка способностей ребенка. Коллектив видит в таком подходе плюсы, поскольку учиться приходят только дети, действительно увлеченные и нацеленные на успех, а количество тех, кто оставляет школу после двух-трех лет обучения, сократилось до минимума.
Самые популярные направления подготовки, по которым обучается больше половины всех учеников, – художественное и хореографическое. На хореографическом отделении учатся 150 учащихся, а на художественном – 225. Последнее из них лидирует еще и по количеству преподавателей: 11 педагогов преподают различные техники рисунка, лепки, теоретические дисциплины. По словам директора школы, такие успехи отделения подготовили базу для будущего профильного расширения. Рассказывает Виктор Петрович Деменков:
– Сейчас появляются и конкурсы постановок, в которых можно поучаствовать удаленно, сняв выступление на видео, но мне лично такой формат кажется уместным только для художественных выставок. Все же для танцоров, музыкантов, театралов важны живые выступления, отклик зрителей, возможность посмотреть на конкурентов. Важно, что и преподаватели постоянно ищут новые возможности и форматы конкурсов, там, где больше учеников, там и проводится больше мероприятий: художники делают выставки, хореографы дают концерты и все участвуют в конкурсах.
Наши отделения работают одинаково хорошо, об этом говорит и успеваемость ребят, и большое количество самодеятельных коллективов. В юбилейный год в ДШИ № 12 открылось новое отделение «Музыкальный фольклор», на базе которого уже создан коллектив «Северные ягодки». В школе также существуют хор, хореографический ансамбль, ансамбль гитаристов, ансамбль народных инструментов преподавателей, дуэт балалаечников, ансамбль скрипачей, детский театр. Очень востребована созданная преподавателями дизайнерская студия. Наши педагоги очень трепетно относятся к своей профессии, им важно видеть прогресс ребенка, его успехи. Ребята растут, взрослеют, за их развитием очень интересно наблюдать: когда после неуверенных лет ребенок выступил на сцене, и все получилось – это, конечно, большой стимул и для него, и для его учителей.
Раньше в ДШИ преподавали сотрудники гарнизонного военного оркестра, был ансамбль «Серенада», в котором ребята играли на трубах, флейтах и скрипках, но с ужесточением требований – или служба, или работа – проект пришлось закрыть. Сейчас из духовых инструментов остались только саксофон, флейта, кларнет. Вы знаете, что проблема оркестровых отделений – общая для большинства ДШИ. В регионе это направление было только у нас и в Северодвинске, также благодаря военным и оркестру Беломорской флотилии. Вообще, в силу военной специфики в нашей школе не хватает квалифицированных кадров, в частности не хватает пианистов. Который год коллектив в поисках концертмейстера, преподавателя по классу фортепиано. Преподаватели этих направлений из областных центров не уезжают, хотя у нас прекрасный город, особенно для семей с детьми. По всему Северу отменяют надбавки, так называемый северный коэффициент, у нас же он сохранился, так что молодежи есть на чем строить свою финансовую базу. Приятно, что новички с большим уважением относятся к тому, что удалось создать их предшественникам. В свою очередь, мы поддерживаем дружеские отношения c преподавателями, которые уехали из Мирного, они с теплотой вспоминают совместную работу, приезжают к нам на юбилейные мероприятия.
Поделиться: