О проблемах развития джаза в Казахстане рассказывает Жолымбетова Гульдана Базылхановна - профессор кафедры искусства эстрады КазНУИ, человек, горячо любящий джаз и ратующий за его развитие.
26 - 27 мая в Астане, в стенах Казахского национального университета искусств, состоялся I региональный конкурс молодых джазовых исполнителей. Организатором конкурса выступил КазНУИ при поддержке АО «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Қазына». Конкурс проходил по номинациям «Сольное исполнение», «Инструментальный ансамбль», «Оркестр» и завершился гала-концертом лауреатов – Е.Турмухамбетова, Е.Кудабаева, студенческого биг-бенда КазНУИ и других.
Проведение джазовых фестивалей в Казахстане, несомненно, отрадное явление. Однако Г.Б. Жолымбетова признает, что казахстанский джаз пока не занимает видного места в многонациональной панораме джазовых школ:
- Гульдана Базылхановна, каково состояние казахстанского джаза в целом, на ваш взгляд?
- По сути дела, джаза в нашей стране в настоящем, профессиональном, широком понимании этого слова пока нет. Почему? Сказывается отсутствие профессиональных джазовых клубов, где играли бы профессиональные джазмены. Если они и есть, то их немного - единицы, в основном в Алматы и Астане. У нас нет профессиональных звукооператоров и звукорежиссеров. Если на Западе все джазовые концерты сопровождают десятки профессионалов, имеющих специальное образование, понимающих специфику озвучивания таких концертов, то у нас в основном за пультом сидит человек со знаниями «громко» и «тихо». В Казахстане дисциплина «Звукорежиссура» преподается всего в двух-трех вузах. Настоящих профессиональных звукорежиссеров можно пересчитать по пальцам. Сказывается и отсутствие профессионального джазового образования. В других странах (далеко ходить не надо – в России, например) джазу учат с детского возраста. Джазовое образование у нас начинается с колледжа. В музыкальный колледж на эстрадно-джазовое отделение приходят дети, не имеющие даже начального музыкального образования! Педагоги теряют несколько лет, чтобы научить их первоначальным навыкам игры на музыкальном инструменте. В результате уже в вуз, на эти же отделения, студенты приходят с отставанием в 4-5-6 лет. Есть музыкальная джазовая школа в Алматы под руководством Тагира Зарипова - у него отличные успехи, - но она одна. В целом, джазовое образование у нас в республике носит стихийный, бессистемный характер. Я считаю необходимым введение планомерного джазового образования, начиная с музыкальной школы. Джазовый музыкант должен пройти все этапы обучения. Этого надо ждать лет 10, но плоды будут ощутимы. Появятся не просто исполнители, играющие джаз, а музыканты, творящие джаз! Джаз своеобразный, самобытный, а не просто копирки. Джаз умных, профессионально обученных музыкантов.
- Отсутствие джазового образования в школах приводит, с другой стороны, и к проблеме воспитания публики – любителей, простых слушателей джаза. Их не так много, верно?
- Совершенно с вами согласна. Их практически нет.
- Расскажите о том, как развивается джаз в Астане, как все начиналось?
- Джаз развивается благодаря огромному энтузиазму настоящих любителей джаза, которые понимают, что этот вид музыкального искусства имеет право жить. В Астане, в КазНУИ, джаз начал свое рождение с джазового клуба с его многочисленными джазовыми концертами, выездами студентов кафедры искусства эстрады в города Казахстана, участием в джазовых фестивалях. Большую роль сыграла поездка студенческого биг-бенда в США, которая стала своего рода рывком в сознании студентов.
- Как проходили первые джазовые концерты в Астане?
- Эти концерты в КазНУИ не были случайными. Они имели своей целью постепенное приобщение, «привыкание» к джазу: прошли вечера, посвященные памятным датам истории джаза, многочисленные мастер-классы зарубежных джазовых музыкантов. Большую помощь в организации этих концертов оказало Посольство США в Казахстане. Проведенные концерты американских джазменов в Астане стали глотком свежего «джазового воздуха», раскрытым окном в мир джаза.
- В 2011 году в КазНУИ был проведен интереснейший джазовый фестиваль «February Jazz 2011».
- Мы решили расширить джазовое пространство в Астане и провели фестиваль. Он длился три дня и включал показ студенческого джаза, конкурс на лучшее исполнение фортепианных пьес среди студентов нефортепианных отделений, демонстрацию фильмов о джазе и студенческую конференцию. Анализ успеха «February Jazz 2011», а это был большой успех, показал, что настало время для конкурса среди студентов эстрадно-джазовых отделений, пока только инструменталистов. Конкурс решили провести в регионе, охватывающем следующие города: Астана, Караганда, Кокшетау, Павлодар. Необходимо было понять состояние джазового образования в колледжах и высших учебных заведениях региона.
- Каковы итоги I регионального конкурса молодых джазовых исполнителей?
- Конкурс показал, что наиболее профессионально подходят к джазовому образованию в Астане, в КазНУИ. Ректор Айман Кожабековна Мусахаджаева, сама прекрасно исполняющая джаз, понимает, что джаз имеет большое будущее, что джаз – престижный вид музыкального искусства. В других учебных заведениях региона джаз преподается пока в основном горячими энтузиастами-преподавателями.
- Какие шаги нужно предпринять для успешного развития казахстанского джаза в целом?
- Необходимо провести джазовый конкурс в масштабе республики. В рамках конкурса провести круглые столы преподавателей джаза для выработки концепции в джазовом образовании, для составления единого плана джазовых мероприятий, для объединения в ассоциацию всех джазменов Казахстана. Это не новшество, так принято во всем мире.
Поделиться: