Наряду с конкурсными прослушиваниями состоялись десять мастер-классов, пять творческих встреч и курсы повышения квалификации Московского государственного института культуры. 440 участников представили 21 регион России, а также Казахстан, Белоруссию, Украину, Францию, Голландию и Соединенные Штаты Америки.
Аналогов этому профессиональному состязанию среди начинающих исполнителей-ударников нет ни в нашей стране, ни за рубежом: «Парад ударных инструментов» – уникальный конкурс для учащихся ДМШ и ДШИ, специализированных школ, студий, клубов, студентов музыкальных училищ, колледжей и первых курсов высших учебных заведений. Его история началась пять лет назад и насчитывает уже четыре открытых областных состязания. Учредителем пятого – международного конкурса являются Министерство культуры и администрация Ленинского муниципального района Московской области. Де факто конкурс давно вышел на международный уровень: за пять лет здесь побывало около 600 исполнителей, более 200 преподавателей и концертмейстеров, 115 ансамблей из регионов России, Белоруссии, Украины, Эстонии, Казахстана, а также гости из Америки, Голландии и Франции.
Участниками нынешнего компетентного жюри стали Дэвид Фридман (США), Рууд Винер (Голландия), Дэмиан Шмидт (Франция), Александр Суворов (доцент РАМ им. Гнесиных), Константин Семенов (преп. музыкального колледжа при РАМ им. Гнесиных), Марк Пекарский (профессор МГК им. П.И. Чайковского), Людмила Красильникова (доцент МГИМ им. А.Г. Шнитке), Геннадий Бутов (доцент ГКА им. Маймонида), рок-барабанщик Сергей Ефимов (группа «Хеппи Хауз» и экс-барабанщик группы «Круиз»), перкуссионист Даниил Прокопьев из Санкт-Петербурга. Три возрастные группы состязались в трех номинациях: «Соло на оркестровых ударных инструментах», «Ансамбли ударных инструментов» и «Ударная установка – соло». Самому младшему конкурсанту исполнилось пять лет, а самому старшему – 25.
Основой конкурсного общения стал обмен передовыми принципами образования, восприятие другой культуры и ее адаптация. Совместно с РОСКИ прошли презентации научных и методических работ, где генеральный директор института И.Е. Домогацкая представила сочинения современных российских композиторов для ударных инструментов, посвятив отдельную лекцию бывшему председателю жюри четырех конкурсов, ныне скончавшемуся, – Анатолию Макурову. Известные мастера дали мастер-классы, а МГИК провел курсы повышения квалификации для преподавателей ДМШ, ДШИ, музыкальных колледжей и училищ. Как показывает практика, творческое взаимодействие жюри и участников способствует их дальнейшему профессиональному росту и продолжению образования в престижных училищах и вузах крупных городов России.
Подведены итоги. Своими впечатлениями с читателями «Играем с начала» поделился представитель оргкомитета Александр Биленький.
– Конкурс ударников в видновской школе искусств превратился в знаковое событие среди музыкантов-ударников России и других стран. Налицо положительная динамика по количеству и исполнительскому уровню участников. В этом году шесть стран-участниц, среди которых Казахстан, Белоруссия, Украина, Франция, Голландия и США. Число очень юных исполнителей (8-9 лет) увеличилось до 15. Россию представили ребята из Белгорода, Курска, Воронежа, Всеволожска Ленинградской области, Сыктывкара, Кызыла, Нижнего Тагила, Нижнего Новгорода, Саратова, Энгельса, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Белгорода, Омска, Волгограда, Курганинска Краснодарского края, Ярославля, Уфы и Московской области. Интересным фактом стало участие учащихся из поселка Степное Саратовской области, где не просто нет музыкальной школы, но и отсутствует помещение (!) для занятий. Однако ребята показали высокий уровень ансамблевой игры и заняли призовые места.
Общение с членами жюри, в частности с иностранцами, оказалось весьма продуктивным. Дело в том, что музыкальное образование в других странах значительно отличается от российской системы. Так, в Европе обучение на ударных инструментах начинается гораздо позже. Западные гости очень удивились, увидев учащихся младших классов, исполняющих сочинения для маримбы, вибрафона, ударной установки. «Музыкальный ликбез» в столь раннем возрасте – это прерогатива исключительно русской ударной школы. Здесь сказалась еще одна особенность зарубежного обучения: в репертуар музыкантов-ударников Европы и США не входят переложения классических сочинений. Голландца Рууда Винера крайне поразило исполнение на ксилофоне И.С. Баха, А.Л. Вивальди и В.А. Моцарта. На этом сюрпризы для иноземных гостей не закончились. Дэмиана Шмидта поразило большое количество исполнителей на ударной установке и мастер-классы ведущих питерских барабанщиков Даннила Прокопьева и Павла Степанова. Во Франции почти 100 лет существуют специализированные студии, где взрослые и дети познают азы ударного исполнительства на репертуаре рока, джаза, эстрады. В нашей стране в 30-е годы прошлого века ситуация обстояла с точностью до наоборот – подобные музыкальные течения были под запретом, тарелки приравнивались к холодному оружию, а любой джаз– или рок-музыкант истолковывался как политический преступник. На ударных инструментах занимались единицы, и то подпольно, поэтому само понятие «русская ударная школа» появилось не так давно. Отсюда и удивление французского музыканта – за короткий срок выйти на международный уровень многого стоит. И это не предел, поколение талантливых ударников пополняется, традиция развивается, а навыки игры растут. Для талантливых исполнителей, заинтересовавшихся зарубежными методами обучения, общение с именитыми музыкантами Европы и Америки дает свои перспективы: в этом году два участника получили официальное приглашение в Италию для стажировки.
По итогам мероприятия жюри пришло к выводу, что достижения русской школы следует оберегать, поэтому переложения классической музыки сохранят лидирующие значения в репертуаре будущих участников. С другой стороны, после общения с иностранными коллегами было решено ввести две дополнительные номинации – маримбу и вибрафон, чтобы привлечь западных исполнителей, специализирующихся конкретно на этих инструментах. Ведь участие в нашем конкурсе помогает молодым исполнителям не только раскрыть творческий потенциал, но и перенять опыт ведущих специалистов мира. В свою очередь школа ежегодно получает субсидии на проведение мероприятия и приобретение современных музыкальных инструментов для занятий. В поддержку юных дарований выступают и ведущие фирмы – производители ударных инструментов. Поэтому проект расширяется, совершенствуется и с каждым годом набирает обороты.
Поделиться: