Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.08.2017
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ
Главным результатом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», узаконенного в ноябре 2016-го с целью охвата 70-75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными программами, станет создание по всей стране современных региональных систем с функциями методического и ресурсного центра. В июле коллегия Министерства культуры РФ поддержала идею открытия такого центра-ядра на базе РАМ им. Гнесиных.

Система образования в сфере культуры и искусства имеет более чем столетнюю историю, в различные периоды которой была сформирована уникальная сеть образовательных учреждений в сфере культуры и искусства. Сегодня эта система включает 62 высших образовательных учреждений, 276 профессиональных образовательных учреждений и 5007 детских школ искусств.

ДШИ обеспечивают функционирование художественных сузов и вузов страны. Только в России существует столь развитая сеть образовательных учреждений искусств и культуры. При этом возникает тесная преемственная связь трех структурных звеньев (школа-училище-вуз), каждое из этих звеньев является необходимой ступенью единого процесса профобучения. В результате в условиях полномасштабного охвата детского населения работой школ искусств, ранней профессиональной ориентации учащихся и сложившейся системы непрерывного отбора формируется контингент студентов училищ и вузов.

Данная уникальная система была сформирована советским государством и предусматривала в каждом регионе Российской Федерации сеть детских школ искусств и училищ, региональных методических кабинетов и постепенно формировавшуюся сеть вузов искусств и культуры.

Детским школам искусств удалось сохранить сокровищницу русской педагогики, воспитавшей замечательных профессионалов – музыкантов-исполнителей, композиторов, дирижеров, художников, актеров. Среди них   В. Федосеев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, А. Скавронский, М. Воскресенский, Ю. Башмет, С. Иголинский, А. Гиндин, Д. Мацуев. Выпускниками   школ   искусств   являются   и   звезды   нашей   эстрады – А. Пугачева, Ф. Киркоров, А. Розенбаум, К. Орбакайте, актеры Е. Симонова, С. Безруков и многие-многие другие.

Поступательное развитие системы ДШИ было прервано в начале 90-х, когда под натиском разрушающейся экономики страны первыми приняли удар школы, получив, к тому же, на основе вновь принятого Федерального закона «Об образовании в РФ», новый статус, и вместе с внешкольными учреждениями (кружками и студиями) образовав сферу ДО.

Именно в этот период основной задачей детских школ искусств стала проблема выживания (как и для многих бюджетных учреждений). В целях сохранения контингента школы начали открывать различные отделения и классы, подчас далекие от основных традиций российского академического образования – это были классы синтезатора, эстрадного вокала, отделения художественно-эстетического образования, где дети обучались «всему и понемногу». Школы шли навстречу невысоким запросам родителей, не готовых к обучению своих детей основам высокого искусства. При этом в некоторых регионах произошло сокращение учебных планов по инициативе учредителей, и это стало практически нормой тех годов. ДШИ стала превращаться в досуговое учреждение…

И лишь настойчивые инициативы Министерства культуры РФ привели к принципиальным изменениям в отечественном отраслевом образовании – созданию нормативно-правовой базы образовании в сфере культуры и искусства – сначала внесенными изменениями в действующий на тот момент ФЗ «Об образовании» в 2011 году, затем, в 2012 году путем детальных разработок, создавших правовую систему, закрепившую специфику образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Особо важными данные изменения стали для детских школ искусств, так как законодательно определили ДШИ как образовательные учреждения, деятельность которых направлена на выявление, развитие, профессиональное самоопределение одаренных детей. Системные изменения выстроили приоритеты современных детских школ искусств – реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.

Все годы существования системы российского образования в области искусств образовательные учреждения поддерживали и методически обеспечивали  методические службы федерального и регионального уровней.

В советское время практически в каждом регионе функционировал методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. На федеральном уровне долгие годы функции методического центра выполняла Российская академия музыки им. Гнесиных (ранее – ГМПИ им. Гнесиных).

Еще в 1920-м году в Музыкальном училище им. Гнесиных, где появился разработанный Еленой Фабиановной факультативный курс методики, а уже в начале 1930-х годов в музыкальном училище работал методический кабинет, который функционировал свыше 60 лет.

В 1930-е годы Е.Ф. Гнесина начала обсуждать в Совнаркоме вопрос об организации института для подготовки педагогов-музыкантов в СССР. В представленном проекте в 1940 году председателю Всесоюзного комитета по делам высшей школы С.В. Кафтанову Еленой  Фабиановной подчеркивалась педагогическая направленность вуза, необходимость ускоренной подготовки преподавательских кадров, применение трехгодичного курса обучения для активно создававшихся по всей стране не только  музыкальных училищ, но и детских музыкальных школ и оказания им методической помощи. Речь шла и о включении в структуру института курсов повышения квалификации и методического кабинета. 

В 1944 году приказом Совнаркома СССР был учрежден Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных – единственный в стране вуз, на который была возложена миссия подготовки педагогических кадров для музыкальных училищ и школ Советского Союза и оказания им методической помощи.

Следует отметить, что только в 1962 году при Министерстве культуры СССР был создан Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, существовавший до 1991-го, параллельно с которым в 80-е годы осуществлял свою деятельность Республиканский методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры при Министерстве культуры РСФСР.

Этот период отмечен интенсивной организационно-правовой и методической работой данных ведомств и учреждений по созданию типовых учебных планов для детских музыкальных, художественных школ, типовых учебных программ, методических разработок, которые легли в основу разработки содержания современных образовательных программ для детских школ искусств.

А в институте с самого начала отводилась большая роль к курсам методики обучения и педагогической практике, так как речь шла о подготовке педагогических кадров для музыкальных училищ и учреждений дополнительного образования детей. Для составления программ и методик преподавания по каждой из специальностей были приглашены самые крупные специалисты страны и был создан методический центр.

За короткий срок были изданы учебники по методике обучения на различных музыкальных инструментах. Одновременно выходили и соответствующие «Школы» и хрестоматии педагогического репертуара, «Школы» были созданы для всех музыкальных учреждений, в том числе и для детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Начиная с 1948-го в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных постоянно шел процесс введения новых музыкальных специальностей, большинство из которых появлялись в стране впервые (этот процесс продолжается в РАМ им. Гнесиных и сегодня).

Соответственно, институтом были созданы учебные программы и учебные пособия практически для всех существующих музыкальных специальностей, включая и курсы методики (причем для высших, средних учебных заведений и детских школ искусств). Многие базовые учебники по музыкально-теоретическим дисциплинам для вузов, училищ, спецшкол и музыкальных школ, которые были внедрены по всей стране в учебных заведениях соответствующих ступеней, также были подготовлены в Гнесинском музыкально-педагогическом институте. По этим учебникам вся система музыкального образования работает и по сей день.

В 1948 году в Гнесинском институте были открыты единственные на тот момент в музыкальных вузах вечернее и заочное отделения, что дало возможность давать высшее образование как можно большему числу педагогов без отрыва от производства. И методический центр стал заниматься заочным музыкальным образованием, подготовив программы для заочников по всем специальностям.

В сотрудничестве с фирмой «Мелодия» в тот период было выпущено множество звуковых пособий для различных специальностей, включавших лекции и открытые уроки почти всех ведущих профессоров и специально разработанные музыкальные диктанты. Специальный каталог этих изданий в 1970 году насчитывал 200 единиц наименований.

Таким образом, значительную роль в становлении и развитии научно-методической службы, сопровождающей деятельность музыкальных школ, музыкальных отделений детских школ искусств стал именно ГМПИ им. Гнесиных. Институтом была впервые разработана модель научно-методического сопровождения реализации образовательных программ в сфере искусств. И в 1967 году значение разработки методических материалов и решения педагогических проблем в области музыкального образования для всей страны вызвало к жизни создание именно в Музыкально-педагогическом институте специальной кафедры педагогики и методики.

При Министерстве культуры РСФСР уже в 1970-м году были созданы научно-методические секции. Руководителями почти всех секций Научно-методического совета по музыкальному образованию стали представители института имени Гнесиных: А.А. Юрлов (секция хорового дирижирования), И.Ф. Пушечников (духовых инструментов), Н.Д. Шпиллер (вокального образования), Г.И. Литинский (композиции), А.Д. Готлиб (камерного   ансамбля),    К.К. Родионов    (струнных   инструментов),     Ю.Н. Шишаков (народных инструментов), А.Д. Алексеев (музыкальной педагогики), Ю.Н. Рагс (теории музыки), О.М. Агарков (детского музыкального образования).

Созданный в институте методкабинет стал центром по оказанию практической помощи многим музыкальным училищам и детским музыкальным школам, включая регулярные семинары, поскольку до этого в масштабах страны не существовало единого методического центра. Постоянно работавшая Школа педагогического мастерства в 1975 году была преобразованная в факультет повышения квалификации и в 1992 году «зона» методкабинета ГМПИ им. Гнесиных охватывала уже весь центральный и южный регионы России. В 2008 году факультет повышения квалификации стал Центром переподготовки и повышения квалификации, ежегодно увеличивая прием слушателей, большинство из которых составляют преподаватели и руководители детских школ искусств.

         В начале 1990 года прекратил работу Всероссийский научно-методический кабинет, и в самое сложное для образования в отрасли время детские школы искусств оказались без эффективной методической помощи.

Понимая необходимость научно-методической поддержки детских школ искусств, в 2012 году РАМ им. Гнесиных стала учредителем Автономной некоммерческой организации «Институт развития образования в сфере культуры и искусства». За пятилетие своей работы с 2012 по настоящее время Институт РОСКИ фактически стал преемником деятельности учреждений, выполнявших функции федеральной методической службы.

Таким образом, задачи Государственного музыкально-педагогического института – по подготовке педагогических кадров и по методическому руководству музыкальными учебными заведениями постоянно реализовывались и по-прежнему находят практическое применение в реализации таких направлений, как:

- издание научных трудов, сборников, посвященных образованию детей в сфере искусств;

- разработка и издание учебных, учебно-методических пособий для учащихся детских школ искусств;

- проведение научно-практических конференций, семинаров, курсов повышения квалификации для преподавателей детских школ искусств;

- разработка и реализация дополнительных профессиональных программ переподготовки для преподавателей детских школ искусств;

- проведение выездных мастер-классов, конференций в регионах и многое другое.

Статья 19 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет основы научно-методического и ресурсного обеспечения системы образования при возможности создания организации, осуществляющей научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности, а также оценку качества образования.

В настоящий момент в России функционируют свыше пяти тысяч детских школ искусств, в которых обучаются свыше полутора миллиона детей в возрасте от 5 до 18 лет, и одно из ключевых мест в этой многоуровневой системе в каждом регионе занимает методический центр, обеспечивающий деятельность образовательных учреждений сферы культуры и искусства. Работа методических служб в течение последних 20 лет утратила свои лидирующие функции.

По статистике 2014 года учебно-методические центры действовали в 52 регионах Российской Федерации (61 %). В 8 субъектах Российской Федерации учебно-методическая служба отсутствовала, а в 25 регионах методическая служба была представлена в форме структурных подразделений образовательных учреждений и учреждений культуры.

Проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, обозначил необходимость создания федеральных ресурсных центров по стратегическим направлениям дополнительного образования детей, что имеет прямое отношение к предпрофессиональному образованию в области искусств.

Необходимость создания федеральных ресурсных центров по стратегическим направлениям дополнительного образования детей сегодня особенно актуальна. Лучше всего было бы создать федеральный методический центр на основе государственного учреждения, соответствующего необходимым условиям: опыт работы в данной области и высокий профессиональный статус, а также наличие собственной инфраструктуры и кадровых ресурсов. Этим требованиям соответствует Российская академия музыки им. Гнесиных, которая могла бы претендовать на то, чтобы возглавить работу по методическому обеспечению детских школ искусств на федеральном уровне. Академия как преемница ГМПИ им. Генсиных всегда была методическим центром и в СССР, и в Российской Федерации.

Сегодня Гнесинская академия представляет собой уникальный пример учебного заведения в области искусств, которое включает в себя все ступени образования от детской школы искусств до высшего профессионального образования, а также все музыкальные специальности – и академическую музыку, и эстрадно-джазовое направление, и народную музыку. И, наконец, Академия является методическим центром образования в области искусств на международном уровне: РАМ им. Гнесиных – официально признанная на уровне глав государств-участников СНГ базовая организация по сотрудничеству в области музыки и образования в сфере искусства и культуры; в академии работает Кафедра ЮНЕСКО – кафедра музыкального мастерства и современного исполнительства. Текущая работа Академии – это с успехом работающая с 30-х годов кафедра педагогики и методики, а также Центр повышения квалификации и переподготовки работников культуры и искусства, через который прошли сотни специалистов.

Создание Федерального центра по методическому обеспечению детских школ искусств создаст прочную основу для сохранения и упрочения ведущего положения России как великой культурной державы, будет способствовать воплощению в жизнь государственной молодежной политики, создавая прочную основу для сохранения нашей культурной идентичности и патриотического воспитания детей и молодежи. Таким образом, все, что сегодня нужно для создания федерального методического центра (ядра): опыт работы в данной области, высокий профессиональный статус, международный авторитет, наличие собственной инфраструктуры и кадровых ресурсов, – в Академии имеется. И прошедшая в Санкт-Петербурге коллегия Минкультуры РФ поддержала предложение Департамента науки и образования о создании Федерального ресурсного методического центра по развитию детских школ искусств на базе Российской академии музыки им. Гнесиных.

На фото автор – и. о. ректора Г.В. Маяровская

Поделиться:

Наверх