Top.Mail.Ru
АРХИВ
22.06.2015
БИОМЕХАНИКА
Прошлой весной в Нижегородской консерватории впервые состоялся мультимедийный проект «Музыка +», который предполагает соединение живой и электронной музыки c видеорядом. В этом году такой вид перформанса в стенах консерватории получил продолжение. На этот раз он имел совсем не музыкальное название – «Биомеханика».

Все исполнявшиеся сочинения написаны молодым композитором Николаем Поповым в союзе с видеохудожниками Эндрю Квинном (Италия), Тодором Пожаревым (Сербия) и Ириной Матинян (Россия). У каждого из художников свой метод работы с видеорядом. Наибольшее количество представленных композиций («Песня Ульдры», Н/5, Nibiru 20/13, «Биомеханика») созданы в команде с Э. Квинном — автором компьютерной графики к фильму "Матрица". Главная их особенность заключается в том, что они предполагают создание видеоряда в реальном времени. Это та самая биомеханика — визуализация звуковых импульсов. В силу ограниченных технических ресурсов электронная музыка и видеоряд были записаны заранее. Для точной синхронизации в таких случаях используется метроном, который звучит в наушниках у музыкантов. Однако, несмотря на все обстоятельства, возникала иллюзия того, что каждый звук вызывает появление определенного графического элемента в реальном времени.

Самой показательной в этом плане стала композиция «Биомеханика». «Сочинение отражает некоторые механические действия исполнителя (в данном случае — баяниста), на которые реагируют электроника и видео, — поясняет Н. Попов. — То есть чисто физические импульсы определенных аккордовых сочетаний, которые играет баянист, отражаются в визуальной части». Можно сказать, что так бы могла выглядеть музыка, если бы ее попытались нарисовать…

На принципе «биомеханики» основано еще одно сочинение — Martellato для баяна, электроники и видео (видеохудожник Т. Пожарев). Это уже совершенно другой принцип работы с видеорядом. «Композиция составлена из отсканированных картин видеохудожника, которые он специально создал для этого сочинения, — рассказал композитор. — Эта работа происходила уже после написания музыки». В видеоряде, насыщенном вращающимися, пульсирующими структурами, постоянно присутствует белое пятно, напоминающее некую сущность, которая реагирует на малейшее движение.

Идеи многих сочинений Попов черпает из мифологии. Пример — «Песня Ульдры» для флейты, скрипки, виолончели, баяна, электроники и видео. Ульдра — одна из героинь скандинавской мифологии. Красивая девушка, живущая в живописных норвежских горах, тихими и печальными песнями заманивает путников и губит их. То, что мы услышали, вероятнее всего — история путника, некогда попавшего под ее чары. Музыка действительно была похожа на манящую песню. Приглушенный, таинственный звук по мере развития становился все более экспрессивным. В кульминационные моменты тембры флейты и баяна становились неотличимы друг от друга: флейта уже не пела свою песню, а уподоблялась кластерным «вскрикам» баяна. В это время на экране возникали свечения, похожие на полярное сияние — синего, зеленого, желтого цвета — словно одеяния Ульдры.

Совершенно в ином ключе было представлено сочинение для баяна К. Штокхаузена «Знаки зодиака» (электроника — Н. Попов, видеохудожник — И. Матинян). В одной из своих работ Штокхаузен как-то сказал: «Никакого «развития»: только постоянное присутствие сквозной организации в музыке может вызвать состояние медитативного слушания: пребывание в музыке, не требующее предыдущего и последующего...» В этом сочинении в полной мере проявились разнообразные оттенки медитативности. Видеоряд настолько точно выражал эмоцию музыки в цвете, что отделить одно от другого было невозможно. Каждый из знаков имел свою цветовую гамму. Так, например, Овен — красные тона и импульсивная, страстная музыка. Рак — сочетание красного, желтого и черного и меланхоличные нотки. Каждая астрологическая художественная зарисовка сменялась плавно, без резких контрастов, давая возможность цветам смешиваться, а музыке «рождать» новый элемент из уже существующих.

Все произведения, за исключением композиции Nibiru 20/13, имеют в инструментальном составе баян. «В нашей стране баян — это народный инструмент. В Европе — это новый академический инструмент. На мой взгляд, тембрально баян чем-то напоминает электронный звук, так как почти не имеет обертонов. Во всяком случае, мне нравится эта иллюзия электроники», — сказал Н. Попов. В его авторском концерте партию баяна исполнял лауреат международных конкурсов, солист и аранжировщик Style-Quartet Венедикт Пеунов. По его мнению, «Биомеханика» — уникальный проект, и вот почему: «Потихоньку сбываются мечты Скрябина о слиянии различных видов искусства. В нынешнем проекте соединились: музыка, видеоинсталляция, аудиоинсталляция, перформанс».

На время концерта «Биомеханика» Малый зал Нижегородской консерватории превратился в кинотеатр, в котором показывали «немое кино»: ни единого слова не было произнесено за весь концерт, только видеоряд и музыка, даже конферансье отсутствовал. А он, кстати, мог бы установить первоначальный контакт со слушателем, которого в этот вечер, к сожалению, не хватало.

Поделиться:

Наверх