Top.Mail.Ru
АРХИВ
11.02.2015
Владимир Аникин: «ИГРАЕМ МУЗЫКУ, ПО КОТОРОЙ ЛЮДИ УСПЕЛИ СОСКУЧИТЬСЯ»
Ансамбль песни и танца Ханты-Мансийского автономного округа – Югры появился в 2012 году. Целью коллектива стала популяризация национальной русской культуры в процессе активной концертной деятельности, организация социальных и просветительских проектов для разных слоев населения.

Возглавили ансамбль видные культурные деятели, получившие признание на международной сцене. Директором стал лауреат международных и всероссийских конкурсов, обладатель «Кубка мира-2006» среди исполнителей на аккордеоне Владимир Аникин. В интервью «Играем с начала» он рассказал об артистах, работающих в ансамбле и о том, насколько сегодня востребованы русские народные песни и танцы у публики.

Владимир Александрович, Ансамбль песни и танца сравнительно молодой. Кто ваши музыканты, танцоры, певцы? По какому принципу вы их отбираете?

– Основу ансамбля составляют выпускники  и студенты творческих образовательных учреждений Югры. Это прежде всего бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Центр искусств одаренных детей Севера», а также ханты-мансийские филиалы РАМ имени Гнесиных и Московского государственного университета культуры и искусств. Всех наших ребят мы хорошо знаем, следим за ними в процессе обучения, так что нет смысла устраивать для них какой-то специальный конкурс. Если приходит человек со стороны, тогда художественный совет прослушивает или отсматривает, принимает коллегиальное решение.

Ансамбль создавался как автономное учреждение, сейчас по решению правительства округа идет объединение нескольких независимых коллективов под эгидой Концертно-театрального центра «Югра-Классик». В результате мы должны стать частью большой концертной организации. Пока мы несколько дезориентированы – хотелось бы определиться поскорее с нашим статусом, чтобы заниматься творчеством, а не административными делами. 

Как формируется репертуарная политика ансамбля?

–  Репертуар связан с теми проектами, которые мы готовим. В нашем ансамбле есть несколько подразделений. Это инструментальный ансамбль, по сути, небольшой оркестр, вокальная и хореографическая группа. Когда кто-либо из руководителей выдвигает идею, мы все вместе ее обсуждаем и подбираем репертуар. Это коллективный творческий процесс. Случается, получаем заказы и от Департамента культуры. Вот, скажем, сейчас нужно будет подготовить программу к празднованию 70-летия Победы. Но в основном мы сами являемся авторами своих концертных программ, основу которых составляет в первую очередь русский фольклор.

На культуру коренных жителей Севера вы не ориентируетесь?

– В Ханты-Мансийске есть театр обско-югорских народов, там можно увидеть и услышать все, что связано с традициями ханты и манси. А наш ансамбль создавался с целью пропаганды русской традиционной культуры, и именно эту нишу мы сегодня и занимаем в городе. Хотя мы не ограничиваем себя рамками.  Посвященную и другим традициям программу в конце октября 2014 года мы представили в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО.

Ансамбль много выступает…

– Так сложилось, что наши большие проекты с участием всей труппы мы показывали только в Ханты-Мансийске. Вывезти их куда-либо за пределы города мы пока физически не можем. Зато наши небольшие артистические составы объехали множество удаленных уголков округа, выступали на самых разных городских площадках. Наша цель – приехать к людям, у которых нет возможности пойти в концертный зал. Так, наши концерты проходили в Доме ветеранов, в Доме инвалидов. Такие концерты всегда имеют большой успех.

Дело в том, что все наши артисты – уникальны, они все солисты. Например, домристка Любовь Шелест, лауреат всероссийских конкурсов. Она играет соло, участвует в малых проектах, сама ведет программы. Есть в буквальном смысле слова бесценный артист Вячеслав Попов – мультиинструменталист, он создает для нас оркестровки. У нас работает Владимир Васильевич Шацких, ударник. В ансамбле играют и его ученики.

Какой аудитории по большей части адресованы ваши программы?

– На самую широкую. Мы играем музыку, которая близка людям, по которой они успели соскучиться. После концерта к нам подходят зрители и благодарят, говорят, что давно не слушали простую и красивую народную музыку. У нас все-таки глубинка, люди не искушены разными изысками, для них важно то, на чем они выросли. Вот на этом  музыкальном материале мы и выстраиваем наши программы. Конечно, учитываем специфику определенной возрастной аудитории. У наших артистов в арсенале самый разнообразный репертуар.

Был ли опыт выступлений перед молодежной аудиторией?

–  Как-то в городе проходил слет кадетов, и мы выступали перед ними. Многие из этих ребят-подростков впервые слышали русские народные инструменты, видели русские танцы вживую. Для них это было потрясение! Зал аплодировал стоя несколько минут. Это была совершенно искренняя, живая реакция на искусство, которое тронуло сердца. Когда я слышу разговоры о том, что молодое поколение оторвано от корней, не знает и не любит свою культуру, я точно знаю, что дело тут не в детях. Им просто нужно дать возможность узнать эту культуру, приобщить их к ней, раскрыть этот богатейший мир. Этим нужно целенаправленно заниматься, тогда и о духовном кризисе говорить не придется.

Поделиться:

Наверх