Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2010
УДАРНОЕ ДЕЛО КОНСТАНТИНА СУЕТИНА

Константин Сергеевич Суетин окончил МГК им. П.И. Чайковского (класс профессора В.М. Снегирева), имеет 9-летний стаж преподавания, в том числе в московской ДМШ им. Р. Глиэра, его ученики - лауреаты окружных и городских конкурсов и фестивалей, успешно поступают в музыкальные училища. В 2007 году созданный К.Суетиным ансамбль ударных инструментов стал одним из победителей I Фестиваля юных исполнителей на ударных инструментах - учащихся ДМШ и ДШИ г.Москвы, а в 2008-м К.Суетин стал призером конкурса «Лучший преподаватель-исполнитель детской школы искусств». Автор выпущенного в 2009 году сборника переложений для ансамбля ударных инструментов, К.Суетин является председателем межшкольной предметной комиссии по ударным инструментам Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры г.Москвы.

- Как сегодня в Москве обстоят дела с обучением на ударных инструментах в ДМШ и ДШИ?

- Дела обстоят хорошо, можно говорить о том, что ударное дело сейчас на подъеме. Три года назад – впервые лет за 20 – было проведено большое исключительно ударное концертное мероприятие: Фестиваль юных исполнителей на ударных инструментах – учащихся ДМШ и ДШИ Москвы. Вы знаете, что ударники в нашей образовательной системе всегда идут бок о бок с духовиками, так сложилось исторически, но после фестиваля в 2007 году мы, не разрывая связи с отделом духовых инструментов, начали проводить свои мероприятия: собрания педагогов в Методическом кабинете, отчетные концерты, курсы повышения квалификации. Наладился обмен опытом, обмен идеями – техническими, художественными, репертуарными. Все это не может не способствовать росту общего уровня нашего ударного дела.

- В чем проявляется этот рост?

- Например, в том, что расширилось ударное представительство на различных городских концертных и конкурсных мероприятиях – таких как Детская ассамблея искусств, конкурсы на творческие стипендии, педагогические конкурсы. Да и на наших ударных отчетных концертах можно видеть, как растет уровень учащихся в целом, как усложняется и расширяется репертуар. Примета роста и в том, что и директора школ, и Методический кабинет стали выделять все больше средств на покупку ударных инструментов. Ведь педагоги-ударники в выборе репертуара очень зависят от того, какими инструментами они располагают, особенно это касается ансамблевой игры. Яркость концертных ударных номеров во многом определяется тембровым разнообразием. Ведь в одном только хорошо укомплектованном ударном классе инструментов больше, чем во всей школе – классов различных специальностей!

- Если классы укомплектованы по-разному, это означает, что в преподавании ударных нет единых стандартов?

- В ДМШ и ДШИ мы работаем по академическим образовательным программам, где нашими основными инструментами являются ксилофон и малый барабан. И в наших программах рекомендуется зачетную и экзаменационную программу исполнять как раз на ксилофоне и малом барабане. Вступительные требования в музыкальных училищах академического направления, кстати, тоже связаны только с ксилофоном и малым барабаном. Это – да, стандарт. И эти инструменты есть в любом ударном классе. Но, разумеется, никакая программа не является, не может являться предписанием к действию в духе «только так и не иначе». Основу сольного репертуара на ксилофоне у нас составляют переложения произведений, написанных для других инструментов, ведь композиторы начали рассматривать ударные как солирующие инструменты только в ХХ веке, при этом учеба в музыкальной школе подразумевает знакомство с классической музыкой не только на уроке музыкальной литературы, но, прежде всего, на уроках по специальности. Иначе можно забыть о полноценном расширении музыкального кругозора. С другой стороны, ударным инструментам доступны жанры не только академической музыки, но и народной, джазовой, эстрадной. На мой взгляд, полноценное ударное образование возможно только в том случае, если за время обучения охватывается максимальное количество жанров и максимальное количество инструментов. Тогда обучение в ударном классе можно назвать сбалансированным. Другое дело, что каждый педагог представляет себе этот баланс по-своему.

- То есть родители, желающие отдать ребенка на ударные, должны изначально понимать, в какую школу, к какому педагогу идти?

- То, что нет двух одинаковых педагогов – это не новость. Одну методическую рекомендацию 50 педагогов могут одинаково успешно выполнить, но делать они это буду пятьюдесятью разными способами. Просто в нашем специфичном деле очень приветствуется универсализм – хорошо, когда педагог-ударник одинаково свободно ориентируется и в академическом репертуаре, и в эстрадно-джазовом, когда он может познакомить действительно со всеми ударными инструментами, рассказать об истории, показать элементарные и наиболее типичные приемы игры. И, кстати, если вернуться к разговору о стандартах. Я уже говорил, что сейчас стали выделять больше средств на покупку ударных инструментов, но при этом в Москве, например, не все ДМШ и ДШИ располагают классами ударных инструментов, а существующие классы укомплектованы очень по-разному, причем разница часто не только в количестве, но и в качестве инструментов. Иногда директор, может быть, и рад бы обустроить полноценный ударный класс, но это все-таки дело довольно дорогое. Да и не во всякой школе еще найдется помещение, в котором могли бы поместиться несколько крупных инструментов. Разумеется, каждый педагог в планировании репертуара – сольного, ансамблевого – исходит из того, какими инструментами он располагает. Таковы реалии. Если снова говорить о полноценности ударного образования, то шансы получить его выше в той школе, которая обладает солидным набором ударных инструментов. К тому же и интерес ребенка к занятиям тем выше, чем больше инструментов он может освоить в течение учебы.

- Насколько востребовано обучение на ударных в музыкальных школах?

- Общаясь со своими коллегами, я не слышу жалоб на недостаточное количество учеников. Напротив, чаще приходится слышать о том, что в некоторые школы берут второго, а то и третьего педагога-ударника – настолько велико количество желающих учиться на ударных. Все-таки выступление ударника-солиста или ударного ансамбля всегда занимает особое место в концертной программе любого уровня, это всегда яркий, запоминающийся номер. Растет и посещаемость наших концертов, растет также и посещаемость сайта секции ударных инструментов, где размещается информация о наших мероприятиях. Все это я оцениваю как рост интереса к ударному образованию на уровне школ.

- А как быть, если, например, ребенок хочет заниматься только на определенном инструменте – например, на барабане? Или на ударной установке?

- Здесь надо понимать, что учеба в ДМШ или ДШИ – это не просто времяпрепровождение в удовольствие, все-таки в конце учебы будет выдан диплом государственного образца о том, что учащийся в каком-то объеме выполнял требования педагогов, в том числе и педагога по специальности. А эти требования связаны с теми самыми образовательными программами. Дело ведь не только в том, что ученик, играя на одном только барабане, не получит навыков игры на других инструментах – не менее важно то, что не будет затронут классический репертуар, который оказывает самое серьезное воздействие на повышение культурного уровня ребенка и его общее развитие. Я не готов рассматривать детское музыкальное образование исключительно как обретение технических навыков (например, только умение держать палочки и быстро-быстро ими барабанить). Что же это за образование такое? К тому же если человек – любого возраста, не обязательно ребенок – захочет обучиться игре на той же ударной установке, к его услугам сейчас большое количество специальных школ, частных педагогов, видеоматериалов. Образование же в музыкальной школе безальтернативно в том смысле, что нигде больше нельзя получить одновременно и навыки игры на инструменте в соответствии с полноценной образовательной программой, и знания в области истории и теории музыки, и опыт коллективного музицирования (ансамбль, оркестр, хор). Это не просто обретение каких-то умений, это – действительно настоящее образование.

В моей практике хватало случаев, когда ученик приходил в первый класс, собираясь играть только на барабане, не имея ровным счетом никакого представления о других ударных инструментах, но в итоге проявлял к ним такой интерес, что показывал очень убедительные профессиональные результаты. Работа по образовательной программе – это не означает «неинтересная работа». Тут многое, конечно, зависит от самого педагога, от степени его заинтересованности в предмете, от умения определять и учитывать в работе индивидуальные особенности ребенка – физические, психологические, - подбирать репертуар таким образом, чтобы решать задачи и технического роста, и расширения музыкального кругозора, и получения удовольствия от игры на инструменте. Здесь у каждого педагога есть масса своих наработок, своих идей, это очень интересно.

- Какие идеи у вас?

- Я в своей работе уделяю много внимания ансамблевой игре. Во-первых, во время любой коллективной деятельности человек всегда более мобилизован – можно позволить себе слабину, когда занимаешься чем угодно в одиночестве, но коллективная деятельность это всегда повышенный тонус, повышенная концентрация внимания, собранность, более острая и быстрая реакция на любые внешние раздражители. Повышается также способность к запоминанию. И требования, предъявляемые ученику на ансамблевых занятиях, в коллективе сверстников, будут усвоены много быстрее и надежнее, чем на обычном уроке по специальности. Во-вторых, если обратиться к нашей специфике, ударник это чаще все-таки ансамблевый игрок, чем солист. Можно закончить среднее, высшее учебное заведение и построить профессиональную карьеру в симфоническом, духовом, народном оркестре, можно профессионально или на любительском уровне играть на ударной установке или перкуссии в рок- или поп-группе, джазовом, этническом коллективе, но в любом случае чаще всего это будет именно ансамблевая игра. Так что мне представляется просто необходимым закладывать основные понятия об ансамблевой игре на уровне музыкальной школы. Здесь же тоже есть некоторые базовые моменты, которые вполне можно усвоить в детском возрасте: что такое вместе вступить, что такое умение слышать партнера, соблюдать звуковой баланс, что такое «ловить» в случае, если вдруг сбился во время игры.

В-третьих, можно вспомнить о нашем инструментальном разнообразии. Да, есть ударный сольный репертуар, в том числе и для инструментов без определенной высоты звучания, но он довольно специфичен, не всегда доступен ученику музыкальной школы в части техники, художественно-образных идей, а также все-таки наши инструменты большей частью используются именно в ансамблевой игре, и знакомиться с ними лучше посредством ансамблевой практики. Одно дело – просто показать инструмент, рассказать о нем, продемонстрировать приемы игры. И совсем другое – когда ученик будет применять это на практике в ансамбле. Эффективность освоения инструмента многократно повышается. В-четвертых (и это, возможно, главное), игра в ансамбле доставляет ученикам гораздо больше удовольствия, чем сольная игра. В некоторых методических работах даже можно встретить ссылки на исследование этой темы. Удовольствие связывают частью с тем самым состоянием мобилизации организма, частью с уверенностью от ощущения себя как части коллектива – на сцене, например, большинство детей чувствует себя увереннее именно в составе ансамбля. Да и само насыщенное звучание, тембровое богатство играет большую роль в получении удовольствия, которое является решающим фактором в части заинтересованности ученика занятиями.

Когда я готовился к проведению лекции об ансамблевой игре на курсах повышения квалификации для ударников, мне попался один любопытный материал. В нашу бизнес-культуру среди прочего с Запада пришла традиция проведения мероприятий под общим названием «тимбилдинг» (team-building, дословно – «строительство команды»). Суть этих мероприятий – в укреплении командного духа компании (или отдела компании) путем совместного времяпрепровождения сотрудников вне рабочего времени и места. Считается доказанным, что чем крепче командный дух, тем выше результаты работы компании, и на Западе этому придают очень серьезное значение. Существуют специальные организации, занимающиеся проведением тимбилдингов, и вот одним из вариантов совместного досуга является коллективное музицирование! Выглядит это, по нашим представлениям, довольно примитивно: инструктор раздает участникам мероприятия простенькие музыкальные инструменты (по большей части, разумеется, именно ударные), на пальцах объясняет каждому задачу – «ты играй так, а ты играй так», - в результате получается какая-никакая ансамблевая композиция. Устроители тимбилдинговых акций особенно ценят коллективное музицирование, потому что оно является практически идеальной моделью работы компании: каждый делает уникальное дело, а в результате – общая слаженность; каждому нравится его конкретная задача и каждому же нравится, что получается в итоге у всех вместе.

Поделиться:

Наверх