Константин Сергеевич Суетин окончил МГК им. П.И. Чайковского (класс профессора В.М. Снегирева), имеет 9-летний стаж преподавания, в том числе в московской ДМШ им. Р. Глиэра, его ученики - лауреаты окружных и городских конкурсов и фестивалей, успешно поступают в музыкальные училища. В 2007 году созданный К.Суетиным ансамбль ударных инструментов стал одним из победителей I Фестиваля юных исполнителей на ударных инструментах - учащихся ДМШ и ДШИ г.Москвы, а в 2008-м К.Суетин стал призером конкурса «Лучший преподаватель-исполнитель детской школы искусств». Автор выпущенного в 2009 году сборника переложений для ансамбля ударных инструментов, К.Суетин является председателем межшкольной предметной комиссии по ударным инструментам Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры г.Москвы.
- Как сегодня в Москве обстоят дела с обучением на ударных инструментах в ДМШ и ДШИ?
- Дела обстоят хорошо, можно говорить о том, что ударное дело сейчас на подъеме. Три года назад – впервые лет за 20 – было проведено большое исключительно ударное концертное мероприятие: Фестиваль юных исполнителей на ударных инструментах – учащихся ДМШ и ДШИ Москвы. Вы знаете, что ударники в нашей образовательной системе всегда идут бок о бок с духовиками, так сложилось исторически, но после фестиваля в 2007 году мы, не разрывая связи с отделом духовых инструментов, начали проводить свои мероприятия: собрания педагогов в Методическом кабинете, отчетные концерты, курсы повышения квалификации. Наладился обмен опытом, обмен идеями – техническими, художественными, репертуарными. Все это не может не способствовать росту общего уровня нашего ударного дела.
- В чем проявляется этот рост?
- Например, в том, что расширилось ударное представительство на различных городских
- Если классы укомплектованы по-разному, это означает, что в преподавании ударных нет единых стандартов?
- В ДМШ и ДШИ мы работаем по академическим образовательным программам, где нашими основными инструментами являются ксилофон и малый барабан. И в наших программах рекомендуется зачетную и экзаменационную программу исполнять как раз на ксилофоне и малом барабане. Вступительные требования в музыкальных училищах академического направления, кстати, тоже связаны только с ксилофоном и малым барабаном. Это – да, стандарт. И эти инструменты есть в любом ударном классе. Но, разумеется, никакая программа не является, не может являться предписанием к действию в духе «только так и не иначе». Основу сольного репертуара на ксилофоне у нас составляют переложения произведений, написанных для других инструментов, ведь композиторы начали рассматривать ударные как солирующие инструменты только в ХХ веке, при этом учеба в музыкальной школе подразумевает знакомство с классической музыкой не только на уроке музыкальной литературы, но, прежде всего, на уроках по специальности. Иначе можно забыть о полноценном расширении музыкального кругозора. С другой стороны, ударным инструментам доступны жанры не только академической музыки, но и народной, джазовой, эстрадной. На мой взгляд, полноценное ударное образование возможно только в том случае, если за время обучения охватывается максимальное количество жанров и максимальное количество инструментов. Тогда обучение в ударном классе можно назвать сбалансированным. Другое дело, что каждый педагог представляет себе этот баланс по-своему.
- То есть родители, желающие отдать ребенка на ударные, должны изначально понимать, в какую школу, к какому педагогу идти?
- То, что нет двух одинаковых педагогов – это не новость. Одну методическую рекомендацию 50 педагогов могут одинаково успешно выполнить, но делать они это буду пятьюдесятью разными способами. Просто в нашем специфичном деле очень приветствуется универсализм – хорошо, когда педагог-ударник одинаково свободно ориентируется и в академическом репертуаре, и в эстрадно-джазовом, когда он может познакомить действительно со всеми ударными инструментами, рассказать об истории, показать элементарные и наиболее типичные приемы игры. И, кстати, если вернуться к разговору о стандартах. Я уже говорил, что сейчас стали выделять больше средств на покупку ударных инструментов, но при этом в Москве, например, не все ДМШ и ДШИ располагают классами ударных инструментов, а существующие классы укомплектованы очень по-разному, причем разница часто не только в количестве, но и в качестве инструментов. Иногда директор, может быть, и рад бы обустроить полноценный ударный класс, но это все-таки дело довольно дорогое. Да и не во всякой школе еще найдется помещение, в котором могли бы поместиться несколько крупных инструментов. Разумеется, каждый педагог в планировании репертуара – сольного, ансамблевого – исходит из того, какими инструментами он располагает. Таковы реалии. Если снова говорить о полноценности ударного образования, то шансы получить его выше в той школе, которая обладает солидным набором ударных инструментов. К тому же и интерес ребенка к занятиям тем выше, чем больше инструментов он может освоить в течение учебы.
- Насколько востребовано обучение на ударных в музыкальных школах?
- Общаясь со своими коллегами, я не слышу жалоб на
- А как быть, если, например, ребенок хочет заниматься только на определенном инструменте – например, на барабане? Или на ударной установке?
- Здесь надо понимать, что учеба в ДМШ или ДШИ – это не просто времяпрепровождение в удовольствие, все-таки в конце учебы будет выдан диплом
В моей практике хватало случаев, когда ученик приходил в первый класс, собираясь играть только на барабане, не имея ровным счетом никакого представления о других ударных инструментах, но в итоге проявлял к ним такой интерес, что показывал очень убедительные профессиональные результаты. Работа по образовательной программе – это не означает «неинтересная работа». Тут многое, конечно, зависит от самого педагога, от степени его заинтересованности в предмете, от умения определять и учитывать в работе индивидуальные особенности ребенка – физические, психологические, - подбирать репертуар таким образом, чтобы решать задачи и технического роста, и расширения музыкального кругозора, и получения удовольствия от игры на инструменте. Здесь у каждого педагога есть масса своих наработок, своих идей, это очень интересно.
- Какие идеи у вас?
- Я в своей работе уделяю много внимания ансамблевой
В-третьих, можно вспомнить о нашем
Когда я готовился к проведению лекции об ансамблевой игре на курсах повышения квалификации для ударников, мне попался один любопытный материал. В нашу бизнес-культуру среди прочего с Запада пришла традиция проведения мероприятий под общим названием «тимбилдинг» (team-building, дословно – «строительство команды»). Суть этих мероприятий – в укреплении командного духа компании (или отдела компании) путем совместного времяпрепровождения сотрудников вне рабочего времени и места. Считается доказанным, что чем крепче командный дух, тем выше результаты работы компании, и на Западе этому придают очень серьезное значение. Существуют специальные организации, занимающиеся проведением тимбилдингов, и вот одним из вариантов совместного досуга является коллективное музицирование! Выглядит это, по нашим представлениям, довольно примитивно: инструктор раздает участникам мероприятия простенькие музыкальные инструменты (по большей части, разумеется, именно ударные), на пальцах объясняет каждому задачу – «ты играй так, а ты играй так», - в результате получается какая-никакая ансамблевая композиция. Устроители тимбилдинговых акций особенно ценят коллективное музицирование, потому что оно является практически идеальной моделью работы компании: каждый делает уникальное дело, а в результате – общая слаженность; каждому нравится его конкретная задача и каждому же нравится, что получается в итоге у всех вместе.
Поделиться: