Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.08.2015
Виктор Екимов: «ШКОЛА ЖИВЕТ ИДЕЯМИ»
Финишировал X Международный конкурс юных пианистов «Ступень к мастерству». Своим становлением он обязан упорству учредителей и поддержке организации, штаб-квартира которой находится в Брюсселе. Подробности – в интервью с директором Санкт-Петербургской ДШИ № 4.

Виктор Алексеевич, в минувшем году школа отметила 55-летие. Как прошло торжество и что запомнилось?

– 55 лет – дата юбилейная, и, на мой взгляд, мы достойно подготовились к этому событию. Дали два концерта – 10 декабря в Большом зале филармонии и 28 декабря в Государственной академической капелле. Оба мероприятия прошли на высоком уровне, было задействовано большое количество детей: хор порядка ста человек, оркестр струнных инструментов в составе 60 человек, два народных коллектива, которые набрали свыше полусотни ребят. В капелле прозвучали 15 сольных номеров плюс выступления ансамблей. После такого фурора – все присутствующие получили истинное удовольствие и массу впечатлений – можно задуматься о грядущем 60-летии и спланировать нечто новое и неповторимое.

В июне ваш струнный оркестр «Юные симфонисты Санкт-Петербурга» выступил в Мариинке­2. Организация концертов на ведущих сценах требует больших затрат и огромной работы. Поделитесь секретом, кто вам помогает?

– Школа находится в тесном контакте с учредителями, в том числе с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Когда планируются сметы расходов на год, нам нужно четко видеть, куда какие средства пойдут: если это ремонт, просим одну сумму, на концерты – другую. Это касается и покупки инструментов: благодаря сотрудничеству с комитетом за последние семь лет школа приобрела 22 импортных инструмента. А вторая сцена Мариинского театра практически не требует затрат, потому что Санкт-Петербург хоть и большой город, но концертирующих оркестров здесь не так много, и нас бесплатно приглашают для выступлений по воскресным дням. Несколько раз в год ребята готовят новые программы и достойно там выглядят. Что касается филармонии, помимо средств, которые выделяет город, всегда идет навстречу администрация Большого и Малого залов, предлагает льготные расценки, а выделенные билеты стоят около 50 рублей. Сейчас планируем 2017 год по одиннадцатому конкурсу «Ступень к мастерству»: уже есть договоренность с залами,  оговариваются цены.

Ваш успех держится на трех китах: первый – умение вести переговоры и не отступать от своего, второй  – талантливые ученики и педагоги. Интересно подробнее узнать о третьем, вашем ноу­хау – международном конкурсе юных пианистов.

– Придется вернуться в прошлый век. Когда приехав из зарубежной командировки в родной Петербург и став директором школы, я  понял, что нашей Северной столице не хватает весомого детско-юношеского проекта. И было принято решение провести на базе фортепианного отдела международный конкурс. В те годы – это был сентябрь-октябрь 94-го – призовой фонд составил полторы тысячи долларов. В первый раз (1995) участвовало всего пять стран. Оказалось, что не все желающие приехали, потому что цитирую: «Санкт-Петербург находится рядом с Чечней, и мы не можем рисковать жизнью учеников». К счастью, город откликнулся своими талантливыми детьми, все прошло с успехом.

С тех пор увеличивался призовой фонд, налаживались контакты, к «Ступеням» стал присматриваться и Европейский союз музыкальных конкурсов (EMCY). Коллеги из Германии, участвовавшие в первом конкурсе в качестве наблюдателей, помогли правильно составить документы для подачи в эту организацию, и в 2000 году нас приняли в состав этой ассоциации. Итог – 17 стран-участниц. И если говорить о последнем конкурсе, то это 14 стран, в их числе Южная Корея, Корейская Народная Демократическая Республика, Литва, Австралия, Канада, США, Китай, Тайвань, Австрия, Болгария, Украина. К нам приехала девочка из Киева, мальчик из Донбасса. Я спросил «Как ты смог подготовиться?», он ответил: «Моя школа находится далеко от того места, где стреляют». У нас завязываются не только соревновательный дух, но и человеческие отношения между представителями разных культур. Для членов жюри предусмотрена познавательная программа:  театр, экскурсии – если позволяет время и силы. В жюри участвуют гости из разных государств, в этом году ждали семь членов, но представитель Америки не смог приехать по семейным обстоятельствам.

10 июня состоялся заключительный гала-концерт. Расскажите о победителях, что позволило им стать лучшими?

– Очень порадовали европейцы в категориях B и C. Максимилиан Карл Кромер (Австрия) разделил 2-е место с Антоном Яшкиным (Москва). Они оказались на порядок выше китайских коллег: техника на одном уровне, а вот в музыкальности, углубленности и понимании сочинений ребята из Китая уступали. Однако в категории А китайские ребята показали высший пилотаж! Программы сложнейшего уровня позволили им получить первую и вторую премии. Технически уровень этих 11-летних детей равен нашей возрастной группе 15 – 17 лет. Но наши детишки тоже не отстают: в категории А Россия и Украина стали дипломантами. Один из победителей в категории В – Михаил Камбаров (Нижний Новгород) получил специальный приз EMCY и возможность выступить с сольным концертом в Европе.

Европейский союз музыкальных конкурсов оказал положительное влияние на становление «Ступени к мастерству». Как сегодня строится сотрудничество?

– Начиная с 2005 – 2007 годов мы переняли от EMCY все, что было возможным. Теперь работаем в тесном содружестве: советуемся на темы организации, представительства жюри, выставления/невыставления оценок. Голосование типа «да–нет», впервые внедренное на Конкурсе Чайковского в этом году, у нас применялось с 2000 года. В последнее время мы применяем оценочную систему на всех турах, исключающую возможность обмена мнениями до выставления баллов. В третьем туре также разыгрывается Гран-при. По условиям, Гран-при получит тот конкурсант, кому все члены жюри поставят по 25 баллов. За 20 лет только один участник стал гран-призером – Андрей Шичко из Беларуси.

Каков должен быть состав жюри, чтобы соответствовать международному статусу по европейским меркам?

– Основное правило – из одного учебного заведения не должно быть двух представителей. Далее, соотношение всегда такое: четыре к трем или три к двум в сторону иностранных коллег. Если у музыканта российское гражданство, мы не имеем право приглашать его в качестве зарубежного коллеги, даже если он всю жизнь прожил за границей. Поэтому, когда на конкурс приглашают одного-двух участников из разных стран и объявляют его международным, это абсолютно ничего не значит. К тому же должна быть высоченная планка как по организации, так и по приему гостей. Для того чтобы «Ступени» вышли на международный уровень, потребовалось приложить немало усилий. Это касалось и выбора гостиницы для жюри (определенное расстояние от аэропорта до гостиницы, уровень), и непременного проведения ассамблеи EMCY и международной конференции. Первый, второй и третий конкурсы проходили без отбора, но, когда приехали 132 пианиста, мы схватились за голову. И был введен жесткий отбор. Это привело к отсутствию слабых выступлений уже в первом туре.

Международное состязание, несомненно, повышает статус юного исполнителя…

– Четверо наших лауреатов стали лауреатами Конкурса Чайковского: это и Мирослав Култышев, и Саша Лубянцев, и Редькин Сережа. Лукас Генюшас к нам приезжал, когда ему было 11 лет, и в категории А произвел очень яркое впечатление. Парень вырос, просто душа радуется за таких детей! Я не знаю, какой еще в России конкурс может похвастаться такой статистикой...

Что предстоит в начале 2015/2016 учебного года?

– Школа живет идеями, а 1 сентября – это всегда начало. В настоящее время одна из задач – проведение европейских концертов. При поддержке Комитета  по культуре Санкт-Петербурга совместно с ДШИ им. Е.А. Мравинского запланировано три концерта (30 октября – 2 ноября) в наших залах, а затем в Большом зале филармонии. Ребята из разных стран выступят у нас, а затем исполнят концерты для фортепиано с симфоническим оркестром. Наш концертный зал отремонтирован, технически оборудован, благодаря чему впервые в этом году появилась возможность организовать прямые онлайн-трансляции всех туров «Ступени к мастерству», которые смогли увидеть представители разных стран. Все, кто был на конкурсе, назвали наш концертный зал соответствующим европейскому уровню.

Школа примет участие в хоровом чемпионате мира, в VII Международном конкурсе юных исполнителей на народных инструментах им. В.В. Андреева. Конкурс зародился еще в 50-х годах как телевизионный, теперь приобрел статус международного, и раз в четыре года проходит в Петербурге, как правило, на базе нашей ДШИ.  Педагогический коллектив, как всегда, занят учебным процессом, готовит учащихся к поступлению в специальные колледжи.

Как проходит новый набор?

– По традиции набор прошел в конце мая. Есть ребята, не уложившиеся в сроки, чьи прослушивания переносятся на 26-27 августа. В год школа принимает около 150 учащихся, так что к началу сентября уже будут сформированы списки, четко выполнены министерские директивы и опытный коллектив приступит к предпрофессиональной подготовке своих учеников. 

Поделиться:

Наверх