Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.06.2016
В ИНТЕРЬЕРЕ ЛЮБВИ
На отчетном концерте ДШИ, ДМШ и колледжей «Лавровая ветвь», состоявшемся в Московском международном Доме музыки 13 мая, этому ребенку аплодировали стоя. Улыбка выглядывающего из-за баяна Никиты Кавандина говорила об уникальной легкости, с которой дается ему запредельный темп.

При первом же пассаже баяна, с которого начинается одна из самых виртуозных пьес композиторов А. Музикини и М. Прево «Музыкальная шкатулка», зрительный зал замер. Эту пьесу в основном исполняют студенты колледжей, училищ и редко – выпускники музыкальных школ. С одной стороны, материал освоить-то просто, но авторы усложнили техническую задачу, обозначив в нотном тексте быстрый темп. А тут к тому же исполнителя едва видно из-за инструмента, и вдруг – блестящее prestissimo!..

О том, как в 11-летнем Никите Кавандине раскрылся незаурядный талант, рассказывают его мама – подполковник медицинской службы, кандидат медицинских наук Гелена Анатольевна Кавандина и преподаватель московской ДМШ № 71 (директор И.В. Рунушкина) – Владимир Арьевич Мирзоев.

В.А. Мирзоев:  Сейчас он закончил четвертый класс, но я отлично помню день, когда ко мне в класс привели шестилетнего Никиту с широко раскрытыми глазами и удивительной улыбкой. Проверив его музыкальные данные, я сразу понял: прекрасный музыкальный слух, чувство ритма, а самое главное – удивительно чистое для этого возраста интонирование голосом. И все же я тогда не предполагал, что передо мной настоящий самородок…

За короткий срок Никита освоил сложный и разнообразный репертуар и принял участие в 20 российских и международных конкурсах: в 8 лет стал лауреатом в Вене, потом золотая медаль в Мадриде на конкурсе имени С. Рахманинова, первая премия в Праге «Хрустальная звезда», Гран-при на российских конкурсах «Колыбель России» и «Талант–2014» и, пожалуй, самый сложный – Всероссийский конкурс имени народного артиста России В. Гридина в Курске в марте 2016-го, где Никита победил в младшей группе, получив высокую оценку прославленных мастеров баянного искусства А. Склярова, Ю. Шишкина, А. Дмитриева...

Г.А. Кавандина: Не сказать, что мы с папой воспитываем Никиту в строгости, но определенные установки есть. Например, ему четко объяснили, что если хочешь чего-то добиться – значит, чем-то придется пожертвовать… А музыку он выбрал сам, еще в 5 лет попросил папу отвести его учиться играть на баяне. Именно на баяне: его дедушка, Николай Ефимович, был прекрасным баянистом-самоучкой. В общем, это всего лишь гены, «дозревшие» в Никите… Главное сейчас – уберечь его от «звездной болезни», столь частой в одаренных детях, и двигаться вперед. А так Никита – обыкновенный мальчик: добрый, послушный и общительный и в школе хорошо учится. Правда, когда устает и начинает лениться, и мы говорим: «Музыку придется оставить» – моментально хватается за учебники, заявляя, что музыку не бросит никогда и что хочет быть таким же, как его преподаватель.

В.А. Мирзоев: Конечно, заниматься с таким ребенком сложнее, чем с обычными учениками, но зато и удовлетворения от процесса и результатов работы гораздо больше. Существуют различные методики для работы с одаренными детьми, в частности методика опережающего развития, когда с раннего детства ученика нагружают большим количеством инструктивного материала, включающего в себя различные упражнения, этюды и т.д. Главное здесь – не перегрузить ребенка, что часто приводит к потере интереса к работе и освоению репертуара в целом. И здесь задача – найти ту «изюминку», которая существует в ребенке изначально и поможет в дальнейшем художественном развитии. В работе с Никитой мы опираемся на лучшие образцы популярной классической, народной и оригинальной музыки для баяна, где сразу видно, на что способен (или не способен) исполнитель. У Никиты врожденная мелкая техника и тонкое чувство кантилены, позволяющие ему исполнять сложные произведения.

Г.А. Кавандина: Нам повезло с педагогом и вообще с командой, в которой, кроме Владимира Арьевича, бессменный концертмейстер Елена Анатольевна Назаренко, она же преподаватель фортепиано у Никиты. Повсюду мы ездим вместе на конкурсы и фестивали по России и за рубежом, знакомимся с городами и странами, постигая культуру различных народов, и, конечно, для Никиты это самое счастливое время, полное радостных впечатлений. И еще хочется сказать об одном: Владимир Арьевич высококлассный профессионал, композитор, автор множества переложений и аранжировок, подготовивший только в этой школе шесть лауреатов всероссийских и международных конкурсов, автор инструментовок для ансамблей и оркестров русских народных инструментов, преподаватель с почти 40-летним стажем, пользующийся авторитетом в музыкальных кругах. Парадокс в том, что он до сих пор не имеет государственных наград и званий. Конечно, преподаватель работает не ради них, и все же это – оценка его труда.

В.А. Мирзоев: Главная проблема у нас сейчас – баян. Нет, у Никиты отличный инструмент, но, чтобы двигаться дальше, необходим многотембровый баян, сложный для изготовления и дорогостоящий. Год еще продержимся, а дальше серьезные конкурсы в России, Италии, Финляндии, где необходимо достойно выступить. Уверен, Никита не подведет. Он уже успел выступить в качестве солиста с нашими ведущими оркестрами: Государственным оркестром русских народных инструментов им. Н. Осипова, Академическим оркестром русских народных инструментов ВГТРК им. Некрасова со сложнейшей обработкой  А. Шалаева  «На горе-то калина».  А сейчас в работе замечательные произведения  Я. Сибелиуса и одна из сложнейших обработок Ю. Казакова «Ехал казак за Дунай».  Думаю, вместе мы справимся!

Поделиться:

Наверх