Считать бывшему финансисту Пикману приходится и в его новом творческом амплуа. Например, скудный бюджет театра, когда нужно выбирать между костюмами, декорациями и зарплатой. Или гонорары приезжающих из Мариинки и Большого театра режиссеров, которых приходится приглашать, так как своих в Волгограде нет. Или сотрудников – их в подчинении у Леонида Борисовича триста семьдесят. Но здесь количественные показатели все же отходят на второй план, уступая место качественным. Потому что все эти люди очень разные, прежде всего, в профессиях: есть уборщицы, слесари, швеи, художники по костюмам и декорациям. Есть солисты – теноры, сопрано, меццо, баритоны, басы, артисты хора и балета. И каждый требует индивидуального подхода. Так что если театр и начинается с вешалки (не будем спорить с классиком!), то театральное творчество – уж точно с человеческого фактора. И это стало для Леонида Борисовича Пикмана очередным жизненным уроком, который он «учит» весьма успешно. Но… давайте обо всем по порядку.
— Леонид Борисович, в регионе вы известны как отличный финансист. И вот, «жизнь пройдя до середины», резко меняете сферу деятельности. Как вы так решили? И что для вас этот карьерный разворот – дауншифтинг или синекура?
— «Вы решили» – не совсем точно сказано. Так решили Господь с Гепфнером (на тот момент – руководителем комитета культуры областной администрации). Мне предложили эту работу, я посмеялся несколько суток. Потом решился сказать об этом жене, несколько суток смеялась она. После того как согласился, около года над этим смеялись все те, кто меня знал. А потом всё успокоилось, и сейчас я очень надеюсь, что меня воспринимают не как бывшего финансиста, а видят будущее, перспективу в связи с моей нынешней работой руководителя театра. Когда занимаешься тем, что тебе нравится, не на досуге, не в свободное время, а в рабочее – это же редкое ощущение полного счастья. Так что для меня это синекура, конечно. Когда я пришел на эту работу, в театре вообще не было денег. Первые два года были просто кошмаром. Но скажу честно, если бы в настоящее время мне предложили что-то другое, я бы отказался. Потому что за это время столько пережито и столько сделано, столько сил вложено, что я теперь по собственной инициативе никому это не отдам.
— Что было самым сложным?
— Пришлось проводить определённую работу по «чистке» работников, которым ничего не хотелось менять. Я только тогда понял людей, которые приходят на пост руководителя первого уровня. И неважно, какое это место – директора завода, мэра, губернатора, мое мнение однозначно – надо менять всех и сразу, всю команду. Раньше я думал: посмотри, пощупай, пойми людей. А теперь понимаю – нет времени щупать. Если меняют руководителя, значит, есть на то причина, и, как правило, виноват в этом не руководитель – виноваты все. Соответственно, заменены должны быть практически все лица, принимающие решения.
Свою историю Волгоградский государственный театр «Царицынская опера» ведет с Волгоградской оперной антрепризы. 3 февраля 1993 года состоялся первый ее спектакль – опера Дж. Пуччини «Чио-Чио-Сан». Директором театра стал известный волгоградский композитор и предприниматель Владимир Федерас. Первым режиссером–постановщиком нового театра стал режиссер Большого театра Михаил Панджавидзе. Впервые за всю историю театрального Волгограда были использованы новые технологии: видеопроекция online отдельных персонажей оперы на декорации спектакля.
С 2006 года началось активное сотрудничество «Царицынской оперы» с творческим и художественным составом Государственного академического Большого театра Российской Федерации. Для участия в спектаклях «Царицынской оперы» приглашаются солисты из оперных театров Москвы, Казани, Уфы, Саратова.
Сегодня директор театра «Царицынская опера» Леонид Пикман – руководитель, открытый новым идеям, проектам, решениям и современным формам театрального искусства.
— У руководителя департамента финансов и у директора театра много общего?
— Одно дело, когда у тебя просят деньги на садик, на школу, на театр, ты можешь думать, что это не срочный транш, не горит. И спокойно сказать просителю, что деньги будут направлены на другие первоочередные нужды. Но когда у тебя за спиной коллектив – ответственность колоссальная. Я понял: когда на руководителя театра хотя бы не жалуются – это уже здорово.
— У руководителя театра есть выбор: воспитывать зрителя или идти у него на поводу – выбирать постановки, ориентированные на коммерческий успех. Какой путь выбрали вы?
— Иногда мы не можем поставить то, что хочется. Есть спектакли, обреченные на зрительский успех, на них точно пойдет публика. Но в оперном театре специфика такова: надо, чтобы голоса разложились на труппу. И желательно, чтобы было не по одному голосу, а по два, иначе придется кого-то приглашать, а это уже дорого, нецелесообразно. Зрители ждут от нас «Турандот» Пуччини, «Бал-маскарад» Верди, «Пиковую даму» Чайковского, мечтают о «Риголетто» Верди. Все хотят «Риголетто»! Ну нет у нас Риголетто, Джильд – сколько угодно, а Риголетто – нет. В драматическом театре, конечно, тоже есть свои условия, но тембр голоса там не важен. А у нас – нет его, и всё сыплется. Помните, у Гайдая: я имею желание купить дом, но не имею возможности, имею возможность купить козу, но не имею желания. Так выпьем же за то (смеется), чтобы наши голоса соответствовали нашим желаниям.
— Кому в Волгограде нужны опера и балет? Кто ваша публика?
— Теперь, спустя уже три с половиной года, как я работаю в театре, мы знаем свою публику, она сложилась. Есть еще, конечно, люди, которые считают, что в Италии, в Германии, в Москве, в Санкт-Петербурге лучше. Но есть и те, кто видит, что мы не хуже Астрахани, Саратова, Ростова – тех городов, у которых, как говорится, опера «в крови». Где значительная часть публики воспитана и подготовлена предыдущими поколениями. Мы смогли подняться до их уровня, причем достаточно быстро. Как нас принимает сегодняшняя наша публика! На одном из последних спектаклей, «Царской невесте», в зале было народа немного, человек 150, но был гром аплодисментов, запредельная овация! Мы не могли отправить людей в гардероб – они стояли и аплодировали. А тем, кто захочет прийти, чтобы потом в интернете гадость написать, могу сказать: вы не по адресу. Не приходите к нам, идите на то действо, которое соответствует вашему представлению о театре.
— Как влияет на вашу деятельность тот факт, что территориально находитесь «за границей» жизни Волгограда, далеко от центра?
— Давайте расставим точки так: мы находимся вдали от центра города, но не вдали от культурной жизни. Конечно, если бы мы территориально находились в центре, можно было бы не только цены на билеты повышать, но и зарабатывать на гастролерах, аренде, делать творческие проекты, юбилеи предприятий и организаций, выпускные балы. Определенная часть публики могла бы там почаще выгуливать свои меха, наряды и бриллианты – у некоторых и такая потребность есть. Тогда можно было бы совсем другие планы строить, на другие постановки замахиваться.
— Поделитесь планами, которые уже можете анонсировать?
— Мы же тоже готовимся к чемпионату мира. Пожалуй, даже круче готовимся, чем сборная России. И точно надеемся на больший успех, чем они. Мы делаем концерт-феерию, посвященную чемпионам мира прошлых лет. Это красивый микст для тех, кто любит классику, балет и футбол. Для гостей и нашей публики у нас будут репертуарные «Жизель» и «Лебединое озеро» и, конечно «Тоска» Джакомо Пуччини. На главную роль мы пригласили ведущую солистку театра Станиславского и Немировича-Данченко Наталью Мурадымову. В ближайшее время готовим две детские музыкальные сказки – «Принцесса на горошине» по Андерсену и получили права на постановку «Алисы в стране чудес» Владимира Высоцкого (в 70-е годы, если кто помнит, была такая виниловая пластинка, она ценилась необыкновенно). К открытию сезона надеемся осуществить нашу мечту: подарить зрителям последний из трех балетов Чайковского – «Спящую красавицу». Таким образом, все балеты композитора: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» будут нами поставлены. Надеюсь, что охватим и оперы, несмотря на то, что их много, конечно. Еще запланировано участие в уникальном всероссийском фестивале «Видеть музыку», который будет проходить в Москве на оперных площадках. И остальные репертуарные спектакли – по плану. К сожалению, а может, и к радости, для значительной части жителей Волгограда любой наш спектакль – это премьера. Еще очень многие у нас не были, и нам есть что показать.
— Судя по тем мероприятиям, которые проходят у вас (а это не только оперные и балетные постановки), «Царицынскую оперу» сегодня можно назвать экспериментальной площадкой. Фестиваль православной музыки, например…
— Вначале фестиваль был просто идеей. Поговорили с епархией, поговорили с комитетом культуры, с депутатским корпусом. Вроде бы поддержка есть. Моральная, конечно. И решили: давайте-ка посмотрим, как отреагирует зритель. И он пошёл. Цены на билеты, конечно, смешные. Вот так появилась такая уникальная для нашего города возможность послушать православные песнопения, великолепную звонницу.
На снимках: Л. Пикман и здание «Царицынской оперы»
Поделиться: