— Наталия Александровна, наверное, наукой в консерватории занимаются в основном представители музыковедческого факультета?
— Безусловно, ведущие позиции в научной области принадлежат музыковедам – профессорам и преподавателям пяти кафедр: теории музыки, истории зарубежной музыки, истории русской музыки, древнерусского певческого искусства и этномузыкологии, а также сотрудникам Фольклорно-этнографического центра им. А.М. Мехнецова. Писать статьи и монографии, обсуждать различные проблемы искусствоведения – их профессия. Но это не значит, что педагоги других факультетов пассивны в научном плане. Среди профессоров-инструменталистов, вокалистов есть настоящие энтузиасты, которые делятся своим практическим опытом в области теории и истории исполнительского искусства, музыкальной педагогики и методики на страницах консерваторского журнала Musicus, выступают с докладами на конференциях. К слову, в ноябре минувшего года в честь 155-летия со дня основания Петербургской консерватории у нас прошла экспериментальная конференция «Санкт-Петербургская консерватория в диалоге поколений: современные проблемы исполнительского искусства». Она была примечательна тем, что на ней не выступил ни один музыковед! В число участников вошли профессора фортепианного, оркестрового, вокально-режиссерского и композиторско-дирижерского факультетов, факультета народных инструментов, а также их воспитанники – ассистенты-стажеры разных исполнительских специальностей.
— Что вы можете сказать о новых публикациях консерватории?
— Среди значительных изданий, вышедших из печати в последние месяцы 2017 года, – несколько прекрасных фольклорных хрестоматий и учебных пособий, два сборника научных статей. Один из них, «Древнерусское песнопение. Пути во времени», подготовленный кафедрой древнерусского певческого искусства, представляет собой очередной выпуск материалов ежегодных симпозиумов «Бражниковские чтения», носящих имя основателя отечественной школы музыкальной палеографии Михаила Викторовича Бражникова. Второй сборник, «Рихард Штраус и его время», выпущенный кафедрой истории зарубежной музыки, отразил содержание международной конференции 2014 года, которая была приурочена к 150-летию со дня рождения Р. Штрауса. В рамках газетного интервью невозможно осветить все заслуживающие внимания работы, скажу лишь, что по уровню публикационной активности Санкт-Петербургская консерватория с 2015 года уверенно лидирует среди российских музыкальных вузов (по данным системы elibrary.ru – научной электронной библиотеки).
— Имеет ли консерватория собственные электронные издания?
— Это актуальная тема, связанная с сегодняшними практическими запросами. Разумеется, в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) консерватории размещаются самые разнообразные материалы – учебно-методические, научные, – созданные педагогами и ориентированные на использование в учебном процессе. Не могу не сказать и об уникальном электронном ресурсе собственной генерации – энциклопедическом словаре «Санкт-Петербургская консерватория». Проект, возникший в 2009 году, существует и развивается на базе научной музыкальной библиотеки и архива консерватории, непрерывно пополняясь новыми сведениями. Богатейший источник информации о различных этапах истории первого отечественного музыкального вуза, о его выпускниках и педагогах с момента открытия в 1862 году пользуется большой популярностью не только у консерваторцев, но и у сторонних посетителей сайта, ведь все данные этой детальнейшей, «живой» летописи находятся в открытом доступе. В 2019 году, к 175-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова, имя которого носит наша консерватория, мы надеемся опубликовать первый том нашего энциклопедического словаря (1862–1917) в книжной версии. Издание обещает быть не только информативно насыщенным, но и очень красивым, поскольку в консерваторских фондах хранятся редкие, породистые иконографические материалы – подлинные фотографии, документы, нотные рукописи.
— Нотную печатную продукцию консерватория выпускает?
— На регулярной основе нет, для этого существуют специальные нотные издательства. Расскажу о двух значительных музыкальных публикациях минувшего года, которые были осуществлены при непосредственном участии Петербургской консерватории и на основе предоставленных нами нотных материалов. Первый сюжет связан с творчеством Петра Ильича Чайковского. В консерваторском отделе рукописей сохранился удивительный манускрипт: Кантата для солистов, хора и оркестра на текст оды «К радости» Фридриха Шиллера, написанная учеником Петербургской консерватории, 25-летним Петром Чайковским по заданию Совета профессоров. Сочинение было представлено в качестве дипломной работы; после успешного исполнения кантаты на публичном выпускном экзамене в Михайловском дворце Чайковский получил звание свободного художника и серебряную медаль, став первым композитором, вышедшим из стен первой русской консерватории. Ранний автограф лег в основу современного, первого научно-критического издания кантаты в очередном томе Академического полного собрания сочинений П. Чайковского, осуществляемого Государственным институтом искусствознания и Музеем-заповедником Чайковского в Клину. Торжественная презентация нового тома ПСС прошла в апреле 2017 года в рамках XIX конференции «Чтения отдела рукописей» и сопровождалась концертным исполнением гимна «К радости» в Русском музее – там, где впервые прозвучала эта музыка.
Если юношеское произведение Чайковского ни для кого не было тайной и уже издавалось в 1960 году, то второй нотоиздательский сюжет, в котором активно участвовала Петербургская консерватория в 2017 году, стал настоящей сенсацией последних десятилетий, причем сенсацией мирового масштаба. Речь идет о раннем симфоническом опусе Игоря Стравинского. Это «Погребальная песня», написанная 26-летним, тогда безвестным автором на смерть учителя, Н.А. Римского-Корсакова. При жизни автора она прозвучала только один раз, никогда не публиковалась, потому что партитура пропала во время революционных и военных бурь. И вот в 2015 году, во время переезда консерватории из исторического здания на Театральной площади, закрывавшегося на ремонт, в консерваторской нотной библиотеке были обнаружены рукописные оркестровые голоса «Погребальной песни», около века считавшейся безвозвратно утерянной. Ошеломительная находка буквально потрясла весь культурный мир. На долю консерватории выпали сложнейшие переговоры с представителями наследников Стравинского и не менее ответственная задача воссоздания партитуры. В результате мировая премьера сочинения в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева прошла 2 декабря 2016 года на основе нотных материалов, предоставленных консерваторией. Эти же реконструированные материалы в соответствии с заключенным договором о сотрудничестве были переданы в музыкальное издательство Boosey and Hawkes, которое и осуществило первую в истории публикацию «Погребальной песни» (в апреле 2017-го). Важно отметить, что публикация – исключительный случай в практике престижного издательства! – включает копирайт образовательного учреждения, Санкт-Петербургской консерватории.
В ходе предпечатной подготовки нотных материалов и текстовых комментариев мне довелось в качестве научного консультанта и научного редактора проекта в феврале 2017-го поработать в головном офисе издательства в Лондоне, в эти же дни прошла британская премьера «Погребальной песни»; дирижировал знаменитый Эса-Пекка Салонен. Выход партитуры стал импульсом к росту числа триумфальных исполнений пьесы по всему миру (сейчас до лета 2018 года их заявлено уже более ста!). Вслед за Валерием Гергиевым, Владимиром Юровским, Салоненом сочинение с восторгом включили в свой дирижерский репертуар Шарль Дютуа, сэр Саймон Рэттл, Риккардо Шайи и многие другие выдающиеся дирижеры.
— Пьеса Стравинского, как и кантата Чайковского «К радости», исполнялась студенческим составом под управлением ректора А. Васильева в программе недавнего фестиваля «Международная неделя консерваторий» в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.
— Да, и это доказывает, что научная деятельность в консерватории носит не абстрактный характер, она связана с реальной концертной жизнью, реагирует на важные даты в истории России, крупные юбилеи музыкантов. В частности, имею в виду открытый конкурс научных работ студентов и аспирантов «Русская революция 1917 года в истории музыкальной культуры» или традиционный Конкурс им. Е.А. Ручьевской, в этом году проводимый по теме «Жанры и формы в творчестве С.М. Слонимского» – в честь 85-летнего юбилея мастера.
— Что вы можете сказать о ближайших научных планах консерватории?
— Ранней весной совместно с Академией русского балета им. А.Я. Вагановой и Университетом Бордо III мы собираемся проводить конференцию к 100-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Кроме того, есть интересные издательские проекты: каталог выставки «Литовские музыканты и Санкт-Петербургская консерватория. 1862–2017» в партнерстве с Каунасским университетом Витаутаса Великого, сборник научных статей «Русско-польские музыкальные связи» под патронатом Польского института в Санкт-Петербурге – всего не перечислишь. Идей много, надо постараться воплотить их в жизнь.
Поделиться: