Top.Mail.Ru
АРХИВ
16.02.2016
РЕФОРМА КАК ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Объединение территориально связанных учебных заведений коснулось и общеобразовательных, и профессиональных организаций, и той сферы, к которой относятся детские школы искусств. В канун Нового года корреспондент «Играем с начала» Алла ХЛЕБНИКОВА организовала круглый стол в одном из трех уже существующих в столице музыкальных комплексов – ГБУДО «МГОДШИ «Кусково».

Встреча прошла на территории ДМШ им. Д.Д. Шостаковича – самого крупного структурного подразделения Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы «Московская городская объединенная детская школа искусств «Кусково». Среди присутствующих были: генеральный директор Марина Анатольевна Пантелеева, директора – Ирина Андреевна Городничева (ДМШ им. Д.Д. Шостаковича), Александра Булатовна Петрова (ДМШ им. Ф. Листа), Светлана Анатольевна Светилова ( ДШИ им. Н.А. Римского-Корсакова), Елена Сергеевна Амелина (ДМШ им Н.П. Будашкина), а также родительница Ольга Алексеевна Базыкина.

На сегодняшний день в Москве завершено формирование комплексов, в которые вошли общеобразовательные школы. Объединение же ДШИ, начавшееся в 2013 году, до сих пор находится на первом этапе. Вопрос общего характера: комплексы – это, грубо говоря, плохо или хорошо?

М. Пантелеева: Конечно, опыт работы в комплексе у нас пока небольшой, мы образовались только в июле. Но какие-то промежуточные итоги уже можно подвести. По-моему, комплекс – это хорошо. Соблюден главный принцип успешной перестройки системы: для того, чтобы создать новое, совсем не обязательно ломать старое. Реорганизация по большому счету коснулась только административного уровня. С экономической точки зрения рациональное в том, что получился «общий кошелек», и средства можно направлять в ту школу, которая в них больше всего нуждается. Решает это совет директоров. В него входят четыре директора и два заместителя, алгоритм взаимодействия постепенно складывается. Помимо этого, мы сумели ввести в штатное расписание такие необходимые должности, как юрист, контрактный управляющий, специалист по связям с общественностью.   

И. Городничева: На мой взгляд, объединение дает возможность небольшим школам, вошедшим в комплекс, расширить концертную деятельность, что очень важно для детей. Например, создать сводный хор. Ну а если говорить о трудностях – сейчас мы как раз пытаемся выйти из ситуации с каникулами…  

– А что с ними не так?

М. Пантелеева: Мы ведь зависим от общеобразовательных школ – от их расписания уроков, от их графика каникул. А сейчас введены в школах разные схемы: где-то традиционные, а где-то по схеме 5+1 (дети отдыхают каждую шестую неделю). Необходимо найти вариант полноценного отдыха для всех детей.

А. Петрова: Вот эту проблему мы решим, у нас в школе есть другая: не слишком довольны объединением педагоги и родители. Не все пока понимают, что работает объективный закон развития системы, что структурирование означает: «выживать в современном мире вместе легче, чем поодиночке». Совершенно очевидно, что когда из наших школ сделали одну большую структуру, у каждой из четырех появилась возможность решать глобальные проблемы, которые раньше были просто им не по силам.      С. Светилова: А нам в этом вопросе повезло: недовольных среди педагогов, родителей и детей нет, наоборот, произошел своеобразный творческий взрыв. Увеличилось число концертов – 26 за четыре месяца! К тому же нам стали доступны преимущества других школ. Вот, например, школе Будашкина его родственники отдали архив композитора, представляете?.. Каждый теперь может с ним ознакомиться, даже исследованием заниматься. Или школа Листа, которая сотрудничает с посольством Венгрии!..    

– Однако в самой ДМШ им. Н.П. Будашкина возникло недовольство переменами. 

Е. Амелина: Дело в том, что наш педагогический коллектив в основном возрастной, а таким людям сложно даются перемены. Зато сейчас, когда в школе прямо на глазах меняется обстановка – а мы очень многое заимствуем у коллег из других школ, – большинство родителей отмечает положительные перемены. Наша школа маленькая, зал, мягко говоря, не из лучших и по вместимости, и по акустике. Когда я пришла в качестве директора сразу после объединения, обнаружилось множество проблем – от обычной грязи (дети не носили с собой вторую обувь) и кончая старыми, вконец расстроенными инструментами, большинство из которых не держало строй.        Комплекс практически сразу помог решить ряд задач. В школе была оборудована современная охранная система, сделан мелкий ремонт классов. В нашем распоряжении появились прекрасные залы и сцены. Без сцены нам никак нельзя: Марина Анатольевна совершенно справедливо говорит на каждом совещании: «Если вы не выставляете ребенка на сцену, не выводите на нее свои коллективы, пропадает заинтересованность и мотивации ученика и родителя». 

М. Пантелеева: Да, мы ведь в ответе не только за обучение, но и за культурно-просветительское направление. Начиная с этого учебного года мы проводим прием в школу по двум направлениям – предпрофессиональное и общеразвивающее. Если предпрофессиональные программы должны соответствовать ФГТ, то общеразвивающие школа разрабатывает сама. Вообще обучение в школе искусств – это культурная прививка. Не забывайте: занятия музыкой заставляют работать слух, зрение, память, практически все мышцы, причем всё одновременно – вижу, слышу, контролирую. Было проведено исследование людей самых разных специальностей, оказалось, что те, кто в детстве освоил какой-либо музыкальный инструмент, работают гораздо лучше своих коллег.

О. Базыкина: Почти все лауреаты Нобелевской премии получили в детстве музыкальное образование…

– Вы именно поэтому отдали дочь в музыкальную школу?

О. Базыкина: У нас музыкальная семья, и она сама сюда рвалась. Сейчас Валерия – одна из лучших учениц. Кстати, у детей тоже появилось расширение возможностей. Например, ребенку хочется играть в оркестре, а в его школе это направление не так развито, как хотелось бы. Пожалуйста, может играть в оркестре школы имени Римского-Корсакова...

– Рассмотрим нынешние условия для преподавателей.

М. Пантелеева: У них тоже появились свои преимущества. Преподаватель, при желании, может увеличить свою нагрузку, взяв дополнительные часы в любом структурном подразделении. 

А. Петрова: Прекрасный музей или салон, посвященный какому-то композитору, теперь доступен не только одной школе. И никакой конкуренции, все заинтересованы в общем результате.

Все же у вас еще бродят протестные настроения!

А. Петрова: Видите ли, объединить вместе музыкальные школы и школы искусств – совсем не то же самое, что объединить два завода в один. У нас этот процесс тесно связан с кадровой политикой. По своей природе люди боятся любых перемен, в ходу даже есть такое китайское изречение: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». И тут только один способ снять негатив: людям нужно разъяснять. Причем не на совещаниях. А с каждым педагогом, родителем и, если нужно, ребенком – с глазу на глаз. И мы такие беседы ведем. Но на это, как вы понимаете, необходимо время.

М. Пантелеева: Сегодня мы с вами получили ответ на главный вопрос: комплексы – это не крах музыкального и художественного образования, это – требование времени, и только от нас зависит, как с этими требованиями мы справимся.

Поделиться:

Наверх