Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.12.2016
Голос – это жизнь
Многие певцы страдают от одной зловещей мысли: только бы голос не подвел. Ученица непревзойденного вокального педагога Гертруды Трояновой заслуженная артистка Республики Адыгея Валентина Кошубаева поведала о том, что решена проблема поиска голоса. Решена полностью.

Весь мир поет профессионально, то есть на публике, больше четырех столетий. Почему же по сию пору ведутся споры о постановочных вокальных школах? Не выработаны общие критерии и терминология, которые объединили бы мастеров вокального цеха – говорят то о «куполах», «масках» и «бусинках», то о «горошинках» и «трамплинах», продолжая все время что-то искать. Мы не вмешиваемся в работу сердца, печени, желудка, не прочищаем хрусталики глаз, чтобы обеспечить видимость, так почему же хотим страстно владеть неведомым руководством над звуковой волной? Как счастливы инструменталисты – расчехлив свои инструменты, они могут сосредоточиться на музыке…

К примеру, в профессиональной терминологии есть определение «речевая позиция». Открываем толковый словарь: «позиция» – латинское слово, означающее удобное расположение войск перед наступлением, далее еще три значения без намека на вокал. «Речевая» – вдох, гласная, согласная, ударная гласная, несколько смысловых для речи слов, интонация, характер, настроение, темп, ритм. Спрашивается, чем поможет на практике речевая позиция? И таких терминов-пустышек великое множество. Сколько педагогов, столько и «школ».

Изначально базой для развития вокальной техники в Италии была первостепенность смысла и физиологии текста. Композиторы были поющими, поэтому текст был основанием удобства и красоты музыкальных произведений. А теперь редкость, когда певец отдельно от мелодии проникновенно прочтет наизусть свой текст, а если даже и сможет, то совершенно другим тембром. Это говорит о том, что выстраивание воздушных пирамид из мелодии (верх, низ, переход в головной или грудной регистры и так далее) занимает весь творческий процесс.

О тех, кто еще не обучен, но поет естественно, говорят: от природы поставленный голос. А что не так с голосом любого другого человека? Гортань ровно такая же, с теми же функциями, что и у гениальных певцов.

Пришло время раз и навсегда отделить работу голоса в гортани от личности, за размахом которой стоит сугубый артистизм, глубина, чувственность, масштаб. Не заложена природой работа мышц и связок по команде «Пой!».

Троянова говорила

И вокалистам, и любому жаждущему петь умная система Г.М. Трояновой дает однозначные ответы на всевозможные вопросы. Предлагает не легкую дорогу к успеху, а долгий труд, основанный на изучении и познавании происходящих в гортани физиологических процессов. На любом этапе метод восстанавливает живительную связь с голосом, который есть у каждого.

Итак, специального певческого голоса в природе не существует. Есть только органичная (читай – естественная) работа гортани, что развивает энергию голоса (гласных) по речевым законам (сказать). Гортань у всех устроена одинаково. Возможности развивать энергию, эластичность голосовых связок – безграничны, а мера постижимости этого помноженная на кропотливый труд и есть талант.

Гертруда Троянова решила еще одну главную задачу вокалистов – тембральную ровность всего диапазона. Нет переходных нот, есть только гласные в гортани, рожденные готовым механизмом «сказать».

Функции гортани

Прежде всего, это орган дыхания, способный обогащать организм кислородом. Гортань – дышит. Работает четко и осмысленно. От первородного до самого последнего вдоха, когда мы спим, бежим, кричим, гортань «знает», сколько понадобится воздушного объема на ту или иную цель.

Вторая функция – речь. Вся суть человеческого пронизана словом: мысли – слово, знания – слово, общение – слово, песня – слово. О единстве речи и пения свидетельствует bel canto: «пой так, как говоришь». Это о том, что физика речи – это и есть вокальная техника. Vocale – гласная. Голос, по толкованию В. Даля, гласная, вибрирующая в гортани. Более точный перевод bel canto – «естественное пение» (bel – «хорошо, легко, просто, красиво»).

Гортань – подвижна. Эта ее особенность – а для многих непреодолимая трудность – делает ее живым прибором, который сам улавливает звуковые волны. Музыкальный тон интуитивно проникает через слух и нервную систему, мозг и гортань, то есть идут непостижимые процессы в организме. С практической точки зрения нужно только внимательно прочувствовать рождение и жизнь звуковой волны: как мы говорим, как интонируем, как используем динамику, как настроение делает нашу речь убедительнее, ярче, артистичнее.

Лекарство для связок

Колоссальный труд, нервы, напряжение, неудовлетворенность сопровождают работу певца вместо блаженства от переливания энергий долго сказанных гласных. Техника естественного пения Трояновой – это здоровье, успех и радость эстетического труда, где пластика тела, глубина текста и спокойный, повествующий взгляд – индивидуальны. При естественном пении нет никаких забот, кроме того, чтобы готовить очередную гласную к долготе.

Приложите три перста посередине шеи, и сразу отпадут десятки педагогов. Долгая гласная – это вибрационный комфорт, который убирает все проблемы связок, этих двух мускулов, несущих жизнь.

  1. Вдох. Глоток воздуха атакует гортань, мгновенно рождая сказанную гласную. Это базис, единый уровень для гласных любой звуковысотности.
  2. Диапазон. Это не ноты, а звуковые волны различной длины, проникающие в организм с помощью врожденного механизма «сказать». Гласная дает вибрацию и озвучивает тело родным тембром.
  3. Чередование гласных. Пение (долгая речь) происходит на одном месте в гортани, где рождаются гласные.
  4. Плотность смыкания связок регулирует динамику речи и пения.
  5. Глотка свободна и ротовая полость, губы, кончик, корень языка так же свободно подают смысловые согласные.
  6. Лицо не затянуто артикуляционными зажимами, потому что не принимает участия в произношении, а служит мимическим доказательством правды текста.
  7. Дыхание естественно и свободно выполняет главную функцию – обеспечивает организм кислородом.
  8. Отсутствуют препятствия для музыкального и чувствительного повествования изысканных мелодий, что делают великолепные мастера бельканто и кумиры песенного жанра.
  9. Спецприемы отдельно для оперного, эстрадного или народного вокального жанра – это миф. Есть мелодизм и интеллект, представляющие произведение.
  10. В творчестве мастеров нет остановки на достигнутом: процесс увлекателен, очевиден и бесконечен.

Механизм пения

Нет специального рояля для музыки Баха и для джаза, нет скрипки для молдавских сверхтехничных напевов и классики – музыкальный инструмент в руках образованного музыканта умеет всё.

Г.М. Троянова жила и размышляла над вселенскими законами работы гортани, не навредила ни единому голосу, наоборот, лечила – и связки, и душу. У каждого слышала будущий тембр, как и каждую зажатую мышцу при распространении звуковой волны в теле, которое должно служить пространством для вибраций и отождествлять личность с ею окрашенным звуком. Ей очень нравилось восьмистишье Самуила Маршака:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных–прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь.

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

Система органов дыхания и органов звуковедения слаженно справляется легко и просто. И этот гениальный учитель дарован каждому от рождения. Понадобилась нежнотрепетная душа и терпение путеводителя, коей была Гертруда Михайловна Троянова, чтобы понять, прочувствовать, принять, развить и использовать готовую врожденную систему.

Максимально и естественно открытая гортань дарит переживание красоты индивидуального тембра. Эмоции даны каждому из нас как возможность быть убедительным в чистоте своих намерений, и они дружат с законами гортани. Активизация согласных, их артикулирование мешает озвучиванию тела, которое является полем для голоса. Энергия гласных идет на озвучивание тела, вовнутрь, а согласные плавно перетекают вовне.

Вчитайтесь внимательно в значение термина «артикуляция» – расчленение, – тогда как пение является слиянием (!) всех обертонов. Долгая гласная требует особого внимания для всех поющих, она и есть суть пение, игра на естественном речевом инструменте. Долгая гласная, по сути, являет собой духовой инструмент и требует овладения навыком тянуть гласные в абсолютно свободной (новорожденной) гортани.

Прежде чем отложить этот декабрьский выпуск «Играем с начала», попробуйте задержать на мгновенье вибрацию сказанной гласной (а, э, и, о, у, е), и вам захочется открыть сайт troyanova.su. 

Поделиться:

Наверх