По поводу рубрики хотелось бы дополнить, что открывается новая постоянная рубрика в газете, посвящённая вопросам трудоустройства творческих работников, в которой будут представлены вакансии, правовые консультации в сфере искусства и культуры, аналитические и статистические материалы Всероссийского центра занятости работников театров. Или, что этой статьёй открывается новая рубрика, в общем, напишите так, как будет корректно с Вашей точки зрения.
Современная отечественная культура сегодня развивается в условиях социально-экономических изменений общественной жизни России. Наряду с позитивными процессами, эти изменения неизбежно ведут к существенному сокращению потребности в творческих кадрах и, как следствие, к безработице.
Для решения проблем занятости в сфере искусства правительство России поддержало предложение Министерства труда, Министерства культуры и Союза театральных деятелей РФ о создании в рамках Государственной службы занятости «Всероссийского центра занятости работников театров» для обеспечения дополнительных мер по социально-экономической защите и государственной поддержке творческих работников. В 1992 году Центр занятости начал свою работу. В 2005 году распоряжением Федеральной службы по труду и занятости на отраслевой центр были возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере трудоустройства и занятости работников музыкального искусства, а с 2006 года в эту сферу были включены художественное и хореографическое искусства.
На сегодняшний день работа Центра занятости строится в тесном взаимодействии с Федеральной службой по труду и занятости, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по культуре и кинематографии, общественными организациями и профсоюзами работников искусства и культуры, с коммерческими организациями, использующими в своей деятельности театральных и музыкальных специалистов, а также с организациями культуры и искусства ближнего и дальнего зарубежья.
Необходимо подчеркнуть, что все услуги по государственному трудоустройству Центр
Кроме оказания помощи творческим работникам в поиске работы, а учреждениям искусства и культуры - в поиске соответствующим образом
Что значит помочь человеку искусства найти подходящее место работы? А это значит, что надо соответствовать тем условиям - если хотите, критериям, - которые выработал творческий руководитель. Нередко поступают запросы вроде того, что выдвинула одна киногруппа: «Нам нужен актер - молодой (он должен смотреться лет на 28), русый (волосы волнистые), рост - 185 см., голубоглазый, со специальным образованием и опытом работы в театре и кино». Допустим, все эти признаки есть в автоматизированных анкетах. А вот дальше начинается, с точки зрения нормального человека, чистейшая фантасмагория: «Он должен соединять в себе социального героя с героем-любовником, в его глазах должна просматриваться глубокая интеллигентность, а во внешности - некая крестьянскость, руки должны быть красивыми, но заметно привычными к труду». Или вот еще один запрос - уже на специалиста музыкального искусства: «Требуется пианист-концертмейстер, желательно мужчина, умеющий свободно читать с листа и транспонировать, играть по слуху, к тому же обладающий хорошим чувством ансамбля». И это - правда. Такого человека Центр занятости должен отыскать. Есть для этого и определенные возможности. Естественно, что, например, в Законе о занятости невозможно учесть отраслевые специфические особенности, поэтому существование организации, работающей адресно с профессиональными группами населения, представляется сегодня крайне важным и с этой точки зрения. В постоянно обновляемом банке данных, доступном каждому творческому работнику, одномоментно насчитывается порядка 200 заявок из различных творческих организаций страны. В настоящее время на учете в качестве лиц, ищущих работу, находится почти 3,5 тысяч специалистов, в течении года поиск работы ведут свыше 5 тысяч человек.
Центр занятости использует разные формы работы. Но одна - неприкосновенна. Это ежегодные очные ярмарки
- становление и развитие в России цивилизованного музыкального рынка труда;
- пропаганда сценического искусства и творческих достижений музыкальных коллективов и музыкальных деятелей России;
- налаживание международного культурного обмена в области музыкального искусства;
- содействие формированию и развитию взаимовыгодных деловых контактов в музыкальной среде;
- реклама и поддержка музыкального спонсорства и меценатства, стимулирование их развития.
В ходе проведения ярмарки запланированы семинары и консультации, в том числе по вопросам приема в музыкальные учебные заведения, а также научно-практическая конференция по общим проблемам развития музыкального искусства в России с участием ведущих специалистов.
Важнейшим делом Центра занятости стала работа с творческой молодежью. По статистическим данным, составленным специалистами центра, получен неутешительный результат – в профессии после окончания учебного заведения искусства через три года остается порядка 30 % от общего количества выпускников! В современных условиях, когда полностью отсутствует государственная система распределения молодых специалистов, работа с молодежью представляется особенно актуальной, и в этом направлении делаются определенные шаги. Для реализации принципа трехстороннего сотрудничества - объединение учебных заведений искусства, Центр занятости, объединение работодателей - подготовлен пакет документов, позволяющий установить прямые контакты с организациями и получать следующую информацию:
1. социально-экономическое и культурное развитие территорий;
2. расширение востребованности в специальностях искусства по уровням и степеням образования;
3. профессионально-
4. уровень насыщенности территорий специалистами искусства.
На основе полученных материалов составляются прогнозы потребностей и планы подготовки специалистов, в том числе по дефицитным специальностям, новым направлениям, согласованным с работодателями.
Помимо этого Центр занятости
Что касается мероприятий, то, например, для выпускников музыкальных вузов центральной части России ежегодно будут проходить региональные музыкальные ярмарки, которые войдут составной частью в проведение престижных музыкальных конкурсов. Это представляется наиболее уместным, так как позволит привлекать к сотрудничеству ведущие учреждения искусства России, которые всегда заинтересованы в профессиональных и перспективных творческих кадрах. Также это и очередной шаг навстречу молодому специалисту музыкального искусства. Ведь когда цены на проезд превзошли все разумные пределы и не позволяют выпускникам музыкальных вузов ездить в разные города для участия в конкурсных прослушиваниях, устраиваемых работодателями (а без этого практически ни один молодой музыкальный специалист не может быть принят на работу), подобные региональные ярмарки являются едва ли не единственным выходом для вступающих на «музыкальные подмостки» молодых специалистов.
Не забывает Центр занятости и о людях, которым необходимо по достижении определенного возраста или по иным причинам покидать искусство и переходить на другую работу. Здесь речь не идет о бездарных творческих работниках - те, в большинстве своем, отсеялись из области искусства еще в молодости. Речь идет о действительно заслуженных мастерах своего дела, внесших достойный вклад и обладающих значительным потенциалом, о тех, кто может и дальше успешно служить искусству. Эти люди, как правило, много лет проработали на одном месте, они и их семьи корнями связаны с городом, они пользуются известным авторитетом и любовью публики и т.д. Но специфика искусства такова, что большинство творческих работников должны быть молодыми. А что делать тем, кому 40-50 лет, а в дипломе одна запись - «актер театра и кино», «артист ансамбля и оркестра» или «артист балета»? У них нет другой профессии. В то же время многие обладают и другими способностями.
Задача Центра занятости - своевременно помочь таким специалистам получить другую, близкую им по духу профессию, т.е. помочь пройти переподготовку, предупредив, таким образом, перспективу безработицы.
Всероссийский центр занятости работников театров совместно с ведущими образовательными учреждениями страны разработал ряд программ переподготовки специалистов искусства, в том числе и по таким специальностям, как «режиссура», «преподаватель художественных дисциплин», «музыковедение», «педагогика балета», «искусство хореографии». Наряду с существующей в стране практикой переподготовки в соответствии с потребностями местного рынка труда Центр занятости предлагает и свою помощь тем, кому она необходима, т.к. по нашему глубокому убеждению переподготовка специалистов искусства может принести значительную пользу каждому региону.
Конечно, в любом деле не обойтись без трудностей. Одна из насущных проблем Центра занятости - создание автоматизированного сайта в Интернете, с помощью которого можно было бы полнее информационно охватить все регионы нашей страны, где специалист искусства, буквально не выходя из дома, смог бы получать необходимые сведения об учреждениях культуры и искусства - не только своего региона, но и всей страны в целом.
Это, так сказать, техническая сторона вопроса. Рассматривая весь многофакторный круг проблем, связанный с организацией занятости творческих работников, необходимо отметить, что она не может быть успешной, если ее осуществлять без радикального пересмотра социокультурной политики, реорганизации всей воспитательно-образовательной сферы, без кардинальных изменений в управлении и экономике страны.
Очевидно, что в ближайшие годы содержание культурной политики в России будут составлять усилия по решению проблем, накопленных в последние
А чем измерить ущерб интеллектуальному потенциалу страны, когда, не выдержав «прелестей» нашей культурной политики, уезжают за рубеж ведущие деятели искусства, перспективная молодежь? По-человечески их можно понять. Но среди тех, кто считает для себя невозможным покинуть Родину, есть немало настоящих, известных всему миру талантов. И именно сейчас нужно заложить такую экономическую основу, которая помогла бы им творить, а россияне имели бы возможность пользоваться плодами их творчества. В противном случае - негативные процессы в экономической и социальной сферах общества могут стать необратимыми.
Поделиться: