Top.Mail.Ru
АРХИВ
25.11.2015
НОВЫЕ МАРШРУТЫ «ЗВУКОВЫХ ПУТЕЙ»
17–25 ноября XXVII фестиваль «Звуковые пути» представит в Санкт-Петербурге 16 российских и 19 мировых премьер

Фестиваль стартует в Мариинском-2 (Зал Прокофьева) российской премьерой «Триптиха» Александра Гёра – важнейшей фигуры современной музыки Великобритании. «Триптих» – это три камерные оперы для солистов, ансамбля инструментов и мимических актеров: «Виноградник Навота» (по ветхозаветному сюжету), «Игра теней» (по мифу о пещере из «Государства» Платона) и «Соната о Иерусалиме» (по автобиографии монаха XII века), которые прозвучат с участием ансамбля Melos Sinfonia под управлением Оливера Зеффмана. Эти молодые британские музыканты блестяще дебютировали на «Звуковых путях» в прошлом году с программой «Английский без перевода» в Малом зале филармонии. Здесь же они выступят 18 ноября со второй программой, включившей в себя произведения Шарино, Раста, Радвиловича и молодого петербуржца Артура Вабеля в обрамлении двух опусов Лигети, – Aventure («Приключения») и Nouvelles Aventures («Новые приключения»).

19 ноября в Доме композиторов Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии представит проект «Знаки Зодиака». Так называется цикл Штокхаузена, который автор обозначил как «двенадцать мелодий для мелодического и (или) гармонического инструмента». Этим воспользовался композитор и скрипач Михаил Крутик, сделав версию «Знаков» для пяти инструментов. Прозвучат также написанные специально для проекта двенадцать пьес композиторов из Петербурга, Эстонии, Шотландии, Ирана и США.

20 ноября в Малом зале филармонии впервые в Петербурге выступит один из европейских лидеров в интерпретации новой музыки, датский ансамбль Athelas Sinfonietta под управлением Кристиана Клюксена. Программа под названием «Четыре симфонии» объединяет сочинения петербуржцев Резетдинова и Радвиловича и датчан Кристенсена и Нильсена (150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году). Нильсеновская «Простая» симфония № 6 будет исполнена в камерной версии Ханса Абрахамсена.

На следующий день солисты Athelas Sinfonietta произведениями своих соотечественников откроют «Тройной концерт» в Доме композиторов. Второй блок концерта посвящается фортепианной музыке: опусы Финнисси, Радулеску, Минчакки, Шарино, Штокхаузена, Королёва, Друха, а также собственные пьесы исполнит шотландский пианист Джеймс Клаппертон. Он давно сотрудничает со «Звуковыми путями», влюблен в русскую культуру (защитил в Эдинбурге диссертацию «Искусство блокадного Ленинграда») и в Россию. Заключительный блок «Тройного концерта» назван «Сделано в Лос-Анджелесе». В него вошли камерные сочинения Шёнберга, Адамса, Лефковица, Дж.М. Кеннеди, В. Ивановой и Стравинского, которые представит Московский ансамбль современной музыки.

22 ноября в Доме композиторов – музыка молодых авторов: в исполнении ансамбля «МолОт» (Санкт-Петербург) прозвучат сочинения москвички Е. Рыковой, киевлянина А. Мокану, петербуржцев А. Зобнина, М. Полеухиной, Ю. Акбалькана и Н. Хрущевой. Затем в кинозале Дома композиторов состоится концерт памяти Сергея Белимова, которому в этом году исполнилось бы 65 лет (1950–2011). В 1996 году Белимов, живший тогда уже в Париже, изобрел кордепиано и охарактеризовал его как первый в мире акустический музыкальный инструмент, позволяющий работать со звуком на уровне микроструктур. Кордепиано вошло во многие сочинения композитора, созданные после 1996 года, а также в версии написанных ранее партитур. Музыку Белимова исполнят его вдова Элизабет Меркс (кордепиано, Франция) и Елена Иготти (сопрано).

23 ноября в Белом зале «Лендокфильма» фестиваль презентует уникальный хореографический проект «Лента Мёбиуса». С момента открытия в середине XIX века этот математический объект постоянно привлекает внимание художников, музыкантов, писателей. В основе сюжета балета Елены Иготти – рассказ Х. Кортасара «Лента Мёбиуса». Загадки бесконечности, игры пространства и времени, заложенные в ленте Мёбиуса, легли в основу балета «Клетка» Дэвида Ланга, а также специально написанных для фестиваля композиций «Потерянная хронология» Светланы Лавровой и «Мастер модуляций в клубе имени Мёбиуса» Анатолия Королёва. Заданное проектом хореографическое решение получит и Metastaseis Я. Ксенакиса. Хореографы – М. Плиева, Е. Бердичевская и К. Бриант (Франция). Исполнители – учащиеся Академии русского балета им. А. Вагановой.

24 ноября в Доме композиторов постоянный участник фестиваля ансамбль «Звуковые пути» представит программу «Поколение 1955». Прозвучат сочинения художественного руководителя фестиваля Александра Радвиловича, а также его друзей – коллег-ровесников, юбиляров этого года: москвичей Юрия Каспарова, Владимира Тарнопольского, одесситки Кармелы Цепколенко и немца Франца Йохена Херферта, который примет участие в концерте и как пианист.

На закрытии фестиваля 25 ноября в Малом зале филармонии впервые в России прозвучит концертная версия оперы австро-чешского композитора Виктора Ульмана «Император Атлантиды, или Смерть отрекается». Ульман писал ее в 1943–1944 годах в «образцовом» немецком концлагере Терезин на либретто Петера Кина, также узника. Оперу начали репетировать в лагерном театре, но притча о жизни и смерти была одновременно памфлетом на фюрера, и премьера не состоялась. Оперу поставили лишь в 1975 году (театр Bellevue, Амстердам). Фестиваль «Звуковые пути» планировал ее исполнение еще десять лет назад, но только теперь удалось осуществить замысел. Российскую премьеру проведут петербургские певцы и оркестр «Санкт-Петербургская камерная филармония» под управлением Федора Леднёва.

Фото: Аlexander Вanck-Рetersen

Поделиться:

Наверх